Е издание, дополненное и переработанное
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Введение в историю Донецкого края Класс Учебное пособие Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики е издание, дополненное и переработанное Донецк 2019 ББК 74. 202. 4
Составители: Кожемяка О.Л., учитель-методист МОУ «Лицей № 12 города Донецка» Морозов П.Л., заведующий отделом общественных дисциплин ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» Пестрецов В. В., директор муниципальной общеобразовательной организации «Харцызская средняя школа №5», учитель-методист
Над материалами пособия работал коллектив учителей истории и обществознания общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики: Ляшенко, Л.И.Тур, Г.Н.Соляниченко, Л.Л.Мишустина, С.Л.Федорова, Е.А.Попович, Н.А.Кудояр, Т.В.Пономарева, Е.С.Боровикова, Е.Н.Буракова, Л.И.Переверзева, Т.А.Крымлиева, Т.А.Никитина, Г.Г.Чепига, М.А.Прилепская, Л.В.Леонов, Л.В.Огняник, А.А.Павлик, Е.А.Нагорная, А.Ю.Кучерявый, Т.В.Синяговская Рецензенты: Зарицкая В.Г., проректор ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат филологических наук, доцент Пенькова О. Б., заведующий кафедрой истории России и славянских народов ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», кандидат исторических наук, доцент
Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края. 5 класс: учебное пособие / Сост. Кожемяка О.Л., Морозов П.Л., Пестрецов В.В. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 230 с.
Учебное пособие «Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края» содержит материалы пропедевтического характера и направлено на ознакомление учащихся с первоначальными краеведческими знаниями и представлениями об исторически сложившихся производственных, нравственных, культурных и семейно-бытовых традициях народов, населявших Донбасс. В пособии предполагается ознакомление обучающихся, учитывая их возрастные особенности познавательной деятельности, с такими типами исторических источников, как письменные, вещественные и визуальные, включая фонды музеев, памятники культуры, формирующие окружающую историческую среду. Предложенная в учебном пособии методика позволяет реализовать в полном объеме содержательные линии учебного курса и его пропедевтический характер. Материалы пособия рекомендуются для изучения основного курса истории Отечества в 5-м классе общеобразовательных организаций, а также могут быть использованы при изучении курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», для организации самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Для школьников, учителей, администрации общеобразовательных организаций.
© ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................... 4 ТЕМА 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ИСТОРИЯ» § 1. История – наука о прошлом. Исторические источники............................................ 6 § 2. Краеведение – наука о родном крае.......................................................................... 11 § 3. Хронология – наука о времени................................................................................... 15 § 4. Прошлое на карте........................................................................................................ 22 § 5. Артефакты из древности............................................................................................ 30 § 6. Что написано пером..................................................................................................... 36 § 7. Сокровищницы истории Донбасса............................................................................ 43 § 8. Помощники истории..................................................................................................... 47 § 9. История в названии. Экскурсия «Родная улица моя»........................................... 55 § 10. «Преданья старины глубокой…». Живое слово истории.................................... 61 § 11. Иллюстрации, фотографии, картины, плакаты, кинофильмы как исторические источники.............................................................................................. 68 Справочный материал к теме «Путешествие в страну «История»............................. 77 ТЕМА 2. О ЧЕМ ПОВЕСТВУЕТ ИСТОРИЯ ДОНБАССА § 12. Личности, события и явления в истории................................................................. 82 § 13. Донбасс в эпоху кочевников Степи......................................................................... 85 § 14-15. «Реки славянской беды» – Каяла и Калка........................................................ 92 § 16-17. «Московский» и «Крымский» берега Северского Донца. Заселение края в начале XVI-XVII вв............................................................................. 106 § 18. Там, где было Поле. Наш край в составе России............................................... 114 § 19-20. Рождение Донбасса как промышленного региона........................................ 123 Практическое занятие: Основание твоего города (села): история и легенды......... 135 § 21-22. Донбасс в начале ХХ века: в вихре войн и революций................................ 140 § 23. Донецко-Криворожская советская республика................................................... 154 § 24-25. Донецкий край между войнами......................................................................... 161 § 26. Идет война народная. Донецкий край в огне Великой Отечественной войны....................................................................................... 173 Практическое занятие «Эхо войны в истории моей семьи»....................................... 191 § 27-28. Донбасс в 50-80-е годы ХХ века....................................................................... 194 § 29. Мой родной край сегодня....................................................................................... 207 Справочный материал к теме «О чем повествует история Донбасса».................... 220
3 Перед вами новое учебное пособие по истории родного края - первая ступень в изучении прошлого нашего Отечества. Страницы этого прошлого охватывают огромный промежуток времени – с древнейших времен до наших дней и насыщены интересными событиями и фактами, яркими личностями и новыми понятиями. В учебном пособии собран интересный и познавательный материал, который поможет вам вернуться к родным истокам и узнать что-то новое. Вы узнаете о том, откуда взяла свое начало Русь и какие племена проживали на территории Донецкого края; перелистаете страницы, посвященные героическому ратному и трудовому подвигу нашего народа; узнаете о святынях и исторических памятниках Донбасса. История всегда имеет человеческое лицо. За всеми крутыми поворотами судьбы стояли конкретные люди со своими радостями и горестями, взлетами и падениями. В этом учебном пособии вы познакомитесь с биографиями людей, прославивших свое Отечество. Среди них – первооткрыватели и полководцы, казацкие атаманы и основатели поселений, люди труда и ученые, политики и деятели культуры, предприниматели и спортсмены – все те, кто приобрел и приумножает славу и гордость Донбасса. Для того, чтобы легко работать с учебным пособием, необходимо запомнить несколько специальных обозначений:
Составители постарались создать это учебное пособие ярким, красочным и доступным для восприятия, и надеются, что изучение истории не оставит вас равнодушными и поможет принести в будущем добро и пользу своей Родине. Ведь история – это наше прошлое, а без знания прошлого построить прекрасное будущее очень сложно! Надеемся, что путешествие по страницам истории родного края будет для вас интересным и чрезвычайно увлекательным, и вы сможете по-новому взглянуть на свою семью, любимый город и родной край!
5
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (657)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |