Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Е издание, дополненное и переработанное



2019-10-11 657 Обсуждений (0)
Е издание, дополненное и переработанное 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Введение в историю Донецкого края

Класс

Учебное пособие

Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики

е издание, дополненное и переработанное

Донецк 2019


ББК 74. 202. 4

Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 309 от 11.03.2019 г.) Рекомендовано научно-методическим советом ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 5 от 15.10.2018г.)

Составители:

Кожемяка О.Л.,    учитель-методист МОУ «Лицей № 12 города Донецка»

Морозов П.Л.,      заведующий отделом общественных дисциплин ГОУ ДПО

«Донецкий РИДПО»

Пестрецов В. В.,  директор муниципальной общеобразовательной организации

«Харцызская средняя школа №5», учитель-методист

 

Над материалами пособия работал коллектив учителей истории и обществознания общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики:

Ляшенко, Л.И.Тур, Г.Н.Соляниченко, Л.Л.Мишустина, С.Л.Федорова, Е.А.Попович, Н.А.Кудояр, Т.В.Пономарева, Е.С.Боровикова, Е.Н.Буракова, Л.И.Переверзева, Т.А.Крымлиева, Т.А.Никитина, Г.Г.Чепига, М.А.Прилепская, Л.В.Леонов, Л.В.Огняник, А.А.Павлик, Е.А.Нагорная, А.Ю.Кучерявый, Т.В.Синяговская

Рецензенты:

Зарицкая В.Г.,        проректор ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат филологических наук, доцент

Пенькова О. Б.,      заведующий кафедрой истории России и славянских народов ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», кандидат исторических наук, доцент

 

Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края. 5 класс: учебное пособие / Сост. Кожемяка О.Л., Морозов П.Л., Пестрецов В.В. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 230 с.

 

Учебное пособие «Историческое краеведение: Введение в историю Донецкого края» содержит материалы пропедевтического характера и направлено на ознакомление учащихся с первоначальными краеведческими знаниями и представлениями об исторически сложившихся производственных, нравственных, культурных и семейно-бытовых традициях народов, населявших Донбасс.

В пособии предполагается ознакомление обучающихся, учитывая их возрастные особенности познавательной деятельности, с такими типами исторических источников, как письменные, вещественные и визуальные, включая фонды музеев, памятники культуры, формирующие окружающую историческую среду. Предложенная в учебном пособии методика позволяет реализовать в полном объеме содержательные линии учебного курса и его пропедевтический характер.

Материалы пособия рекомендуются для изучения основного курса истории Отечества в 5-м классе общеобразовательных организаций, а также могут быть использованы при изучении курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», для организации самостоятельной работы учащихся во внеурочное время.

Для школьников, учителей, администрации общеобразовательных организаций.

 

© ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................... 4

ТЕМА 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ИСТОРИЯ»

§ 1. История – наука о прошлом. Исторические источники............................................ 6

§ 2. Краеведение – наука о родном крае.......................................................................... 11

§ 3. Хронология – наука о времени................................................................................... 15

§ 4. Прошлое на карте........................................................................................................ 22

§ 5. Артефакты из древности............................................................................................ 30

§ 6. Что написано пером..................................................................................................... 36

§ 7. Сокровищницы истории Донбасса............................................................................ 43

§ 8. Помощники истории..................................................................................................... 47

§ 9. История в названии. Экскурсия «Родная улица моя»........................................... 55

§ 10. «Преданья старины глубокой…». Живое слово истории.................................... 61

§ 11. Иллюстрации, фотографии, картины, плакаты, кинофильмы

как исторические источники.............................................................................................. 68

Справочный материал к теме «Путешествие в страну «История»............................. 77

ТЕМА 2. О ЧЕМ ПОВЕСТВУЕТ ИСТОРИЯ ДОНБАССА

§ 12. Личности, события и явления в истории................................................................. 82

§ 13. Донбасс в эпоху кочевников Степи......................................................................... 85

§ 14-15. «Реки славянской беды» – Каяла и Калка........................................................ 92

§ 16-17. «Московский» и «Крымский» берега Северского Донца.

Заселение края в начале XVI-XVII вв............................................................................. 106

§ 18. Там, где было Поле. Наш край в составе России............................................... 114

§ 19-20. Рождение Донбасса как промышленного региона........................................ 123

Практическое занятие: Основание твоего города (села): история и легенды......... 135

§ 21-22. Донбасс в начале ХХ века: в вихре войн и революций................................ 140

§ 23. Донецко-Криворожская советская республика................................................... 154

§ 24-25. Донецкий край между войнами......................................................................... 161

§ 26. Идет война народная. Донецкий край в огне

Великой Отечественной войны....................................................................................... 173

Практическое занятие «Эхо войны в истории моей семьи»....................................... 191

§ 27-28. Донбасс в 50-80-е годы ХХ века....................................................................... 194

§ 29. Мой родной край сегодня....................................................................................... 207

Справочный материал к теме «О чем повествует история Донбасса».................... 220

 

3


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед вами новое учебное пособие по истории родного края - первая ступень в изучении прошлого нашего Отечества. Страницы этого прошлого охватывают огромный промежуток времени – с древнейших времен до наших дней и насыщены интересными событиями и фактами, яркими личностями и новыми понятиями.

В учебном пособии собран интересный и познавательный материал, который поможет вам вернуться к родным истокам и узнать что-то новое. Вы узнаете о том, откуда взяла свое начало Русь и какие племена проживали на территории Донецкого края; перелистаете страницы, посвященные героическому ратному и трудовому подвигу нашего народа; узнаете о святынях и исторических памятниках Донбасса.

История всегда имеет человеческое лицо. За всеми крутыми поворотами судьбы стояли конкретные люди со своими радостями и горестями, взлетами и падениями. В этом учебном пособии вы познакомитесь с биографиями людей, прославивших свое Отечество. Среди них – первооткрыватели и полководцы, казацкие атаманы и основатели поселений, люди труда и ученые, политики и деятели культуры, предприниматели и спортсмены – все те, кто приобрел и приумножает славу и гордость Донбасса.

Для того, чтобы легко работать с учебным пособием, необходимо запомнить несколько специальных обозначений:

?     Ø план урока
    Ø рубрика «На этом уроке вы научитесь»
Ø рубрика «Исторический словарь» содержит ключевые понятия тем и новые термины. Понятия и термины, а также даты исторических событий и фамилии исторических личностей в тексте выделены.

    Ø рубрика «Это интересно». В ней представлены некоторые дополнительные сведения и полезная интересная информация.
    Ø рубрика «Это нужно запомнить» содержит основные даты, которые необходимо запомнить.
  Ø памятки и советы по выполнению определенных видов работ, рекомендации по проведению экскурсий и творческих практических работ.
Ø вопросы и задания для самоконтроля, которые помогут вам проверить, как вы усвоили содержание параграфа и материал урока.
  Ø Рекомендуем почитать

Составители постарались создать это учебное пособие ярким, красочным и доступным для восприятия, и надеются, что изучение истории не оставит вас равнодушными и поможет принести в будущем добро и пользу своей Родине. Ведь история – это наше прошлое, а без знания прошлого построить прекрасное будущее очень сложно!

Надеемся, что путешествие по страницам истории родного края будет для вас интересным и чрезвычайно увлекательным, и вы сможете по-новому взглянуть на свою семью, любимый город и родной край!

 

5


 

ТЕМА 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ИСТОРИЯ»



2019-10-11 657 Обсуждений (0)
Е издание, дополненное и переработанное 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Е издание, дополненное и переработанное

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (657)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)