Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха



2019-10-11 237 Обсуждений (0)
Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у учащихся эстетического восприятия и понимания прекрасного в природе, искусстве, обществе, художественного вкуса и способности к художественному творчеству.

Работа школы-интерната по эстетическому воспитанию учащихся учитывает научное определение сущности эстетического восприятия и его особенностей (работы Б.М. Теплова, М.Е. Маркова, П.М. Якобсона). Эстетическое восприятие – «полное страсти познание природы, человека и дела его рук, познание, исполненное ярких эмоций и дум, глубоко проникающее в скрытые от внешнего созерцания сущности, но всегда неотрывное от живого созерцания»1. Из этого определения вытекают и особенности эстетического восприятия – эмоциональность, осмысленность, оценочный момент и активная деятельность человека. Научные положения о специфике эстетического восприятия определяют психолого-педагогические условия ознакомления детей с миром прекрасного. В акте восприятия искусства участвуют чувства человека, его воображение и память, мышление и речь. От уровня развития психических процессов зависит полнота и глубина эстетического восприятия.

Психологи (Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф) считают, что дети с недостатками слуха обращают внимание главным образом на сюжетно-содержательную основу воспринимаемого явления или произведения. Изобразительно-выразительная форма художественного произведения воспринимается на эмоциональном, неглубоко осознанном уровне. Требуется специальное обучение школьников умению воспринимать искусство, анализировать его, осмыслять. Работа по развитию речи детей с недостатками слуха оказывает положительное воздействие на их эстетическое развитие.

Задачи и содержание эстетического воспитания

Из общей цели эстетического развития школьников вытекают конкретные задачи воспитания у глухих и слабослышащих эстетической восприимчивости, эстетических чувств, суждений, эстетических идеалов и развития художественных, творческих способностей.

Первая задача – воспитание эстетической восприимчивости, воспитание умений видеть и понимать прекрасное, чувствовать и испытывать радость от соприкосновения с ним.

Опыт показывает, что глухие и слабослышащие дети даже в младшем возрасте тянутся к красивой игрушке, картинке, эмоционально отзываются на красоту природы или окружающей обстановки. В силу их речевого недоразвития и своеобразия психического развития воспринятое недостаточно осознается, а само восприятие страдает неполнотой, поверхностностью.

Жизненный опыт детей с недостатками слуха обеднен, сенсорная культура недостаточно развита, поэтому они не в полной мере осознают красоту окружающего мира, не умеют отличать истинно красивое от внешней красивости, их эстетические переживания обеднены.

Задача сурдопедагогов – обогатить жизненный опыт школьников эстетическими впечатлениями. Она реализуется с помощью экскурсий в природу, организованных наблюдений за окружающими предметами, явлениями природы и общественной жизнью. Обращается внимание на развитие сенсорной культуры школьников – совершенствование зрительного, тактильно-вибрационного восприятия объектов в многообразии их качества и свойств.

Выполнение второй задачи – развитие эстетического вкуса, эстетических оценок и суждений – тесно связано с развитием речи и мышления детей с недостатками слуха, так как для выражения своего суждения по поводу воспринятого надо осмыслить увиденное, проанализировать его, выделить главное и существенное, обобщить в слове свое отношение.

Дети с недостатками слуха с трудом овладевают мыслительными операциями, их речь бедна и невыразительна, поэтому суждения их схематичны и лаконичны по своей форме, а по содержанию не всегда правильны и аргументированны. Суждения типа «нравится», «не нравится», «интересно» не раскрывают эстетической значимости явления, не раскрывают полноты чувств самого учащегося. Отсюда задача педагога – помочь осмыслить увиденное и дать ученику необходимый словесный материал для выражения чувств и собственного отношения к воспринятому.

Широкое ознакомление с миром прекрасного (литературой, живописью, театром, природой), воспитательная работа по разъяснению их художественной ценности и эстетической значимости, развитие речи и мышления учащихся – все это способствует формированию художественного вкуса, эстетических идеалов.

В воспитательной работе с глухими и слабослышащими важно внешнее оформление всех помещений школы. Красивые, уютные групповые, светлые, красочно оформленные классы, кабинеты, современная изящная мебель, со вкусом сшитая детская одежда – все вырабатывает вкус учащихся.

Третьей задачей эстетического воспитания является развитие творческих способностей детей. Дети с недостатками слуха обладают самыми различными творческими способностями. Одни неплохо рисуют, другие хорошо лепят, третьи искусно выжигают по дереву и т.п. Выявить эти способности нелегко, так как иногда сам ребенок не знает о их наличии, а отсутствие речи или ее недоразвитие мешает выразить неясное и неосознанное желание.

Для выявления и развития художественных способностей учеников вовлекают в различные виды деятельности: привлекают к подготовке сборов, праздников, соревнований; рекомендуют участие в кружках, секциях; дают поручения, связанные с проявлением самостоятельности и инициативы.

Содержание эстетического воспитания можно условно представить в виде эстетического просвещения и организации эстетической деятельности.

Эстетическое просвещение осуществляется на уроках изобразительного искусства и во внеклассное время. Школьников знакомят с выдающимися произведениями изобразительного искусства, архитектуры, произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна; сообщают элементарные знания основ реалистического рисунка, композиции, формы, пропорции, конструкции, цвета. Во внеклассное время знакомят учащихся с жизнью и творчеством отдельных художников, писателей, деятелей культуры и искусства. Эстетическая деятельность осуществляется также на уроках и во внеклассной работе (прил. 3). Участие в художественной самодеятельности, изготовлении макетов, аппликаций, оформлении праздников, выпуск газет, подготовка спектаклей, праздников и пр. – все это вырабатывает вкус, развивает творческие способности учеников.

 

 


Заключение

 

В итоге мы пришли к следующим выводам:

1. Выдвижение в качестве цели воспитания всесторонне развитого глухого или слабослышащего ребенка предполагает, что решение задач умственного, нравственного, идейно-политического, трудового, физического и эстетического воспитания опирается на знание особенностей развития этих детей и направлено на преодоление последствий дефекта слуха. Особую значимость приобретает работа специальной школы по формированию речи как средства общения. На ее основе происходит преобразование познавательной деятельности детей с недостатками слуха, более полное и глубокое развитие духовных сил каждого. Формирование речи является одним из условий всестороннего развития глухих и слабослышащих детей.

2. В воспитательной работе с каждой возрастной группой школьников следует избирательно подходить к выбору средств, методов и приемов воспитания.

Помимо возрастного принципа в воспитании необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого школьника. Это накладывает на сурдопедагога обязанности глубокого изучения личности учащегося, продумывания индивидуального плана работы с воспитанником.

3. В процессе умственного воспитания следует учитывать, что у детей с нарушенным слухом система понятий формируется труднее и медленнее, чем у слышащих. Ранее усвоенные и вновь приобретаемые словесные обобщения разных уровней лишь постепенно выстраиваются в сложную систему. Конкретность и обобщенность знаний можно сформировать в процессе обучения, если с первых шагов приучать детей к разноаспектному рассмотрению объектов, к использованию иерархической системы обозначений, последовательно преодолевая трудности, обусловленные недостаточным развитием их речи.

4. Практическая подготовка к труду направлена на вооружение детей с недостатками слуха знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми в трудовом процессе. К ним относятся общетрудовые умения (планировать, оценивать, организовывать деятельность и т.д.) и технические умения (резать, пилить, строгать и др.).

В трудовом воспитании детей с недостатками слуха особо выделяются коррекционные задачи, решение которых позволяет преодолеть последствия первичного дефекта. Они включают развитие речи и закрепление навыков речевого общения, а также исправление недостатков физического развития школьников.

5. В процессе эстетического воспитания необходимо широкое ознакомление с миром прекрасного (литературой, живописью, театром, природой), воспитательная работа по разъяснению их художественной ценности и эстетической значимости, развитие речи и мышления учащихся, поскольку все это способствует формированию художественного вкуса, эстетических идеалов.

В воспитательной работе с глухими и слабослышащими важно внешнее оформление всех помещений школы. Красивые, уютные групповые, светлые, красочно оформленные классы, кабинеты, современная изящная мебель, со вкусом сшитая детская одежда – все вырабатывает вкус учащихся.

Для выявления и развития художественных способностей учеников вовлекают в различные виды деятельности: привлекают к подготовке сборов, праздников, соревнований; рекомендуют участие в кружках, секциях; дают поручения, связанные с проявлением самостоятельности и инициативы.

 

 


Библиография

 

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М: Academia, 2002.

2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.

3. Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей / Под ред. С.А. Зыкова. М., 1963.

4. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогические исследования. М., 1957.

5. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики. Избранные труды. М., 1997

6. Основы специального обучения слабослышащих детей. М.: Просвещение, 1968.

7. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. М., 1971.

8. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

9. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. М., 2003.

10. Сурдопедагогика / Под ред. проф. А.И. Дьячкова. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963.

11. Сурдопедагогика / Под ред. проф. М.И. Никитиной. М.: Просвещение, 1989.

12. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.

 

 


Приложения

Приложение 1



2019-10-11 237 Обсуждений (0)
Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)