Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы воспитания детей с недостатками слуха



2019-10-11 220 Обсуждений (0)
Принципы воспитания детей с недостатками слуха 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Принципы воспитания – руководящие положения, которые определяют содержание и методы воспитания. Сами принципы определяются задачами воспитания и особенностями развития школьников с недостатками слуха.

Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности. Только в процессе организованной деятельности, имеющей общественную направленность, осуществляется всестороннее развитие учащихся. Деятельность глухих и слабослышащих строится с учетом их физических и психических особенностей. Она строго дозируется, чтобы не вызвать переутомления детей, контролируется педагогом или воспитателем.

Учитывая ограниченный жизненный опыт детей с недостатками слуха, важно помнить об обучении школьников тому или иному виду деятельности (показ образца поведения, подражание ему, оказание помощи детям в планировании и организации деятельности). Разъяснение и контроль педагога в процессе деятельности сочетаются с проявлением самостоятельности школьников. Сначала педагог оказывает максимальную помощь детям, постепенно сокращая ее, в то время как самостоятельность и активность школьников увеличиваются.

Наибольшую трудность представляет мотивация деятельности. Глухим детям понятнее конкретная личная цель деятельности, социальные же мотивы деятельности без специального воздействия педагога не формируются. Нужны большая разъяснительная работа, включение школьников в общественную жизнь, обучение способу выполнения той или иной деятельности, овладение нравственными категориями.

Принцип воспитания детей в коллективе выдвинут и разработан А.С. Макаренко. Суть принципа в том, что коллектив, организованный в соответствии с требованиями морали, оказывает огромное воспитывающее влияние на каждого его члена. Подчинение требованиям коллектива, совместная деятельность, единая цель, интересы объединяют детей. В коллективной деятельности у учащихся развиваются чувства ответственности и товарищества, взаимопомощи, формируется дисциплинированность, умение считаться с интересами и желаниями остальных членов коллектива. Без этих нравственных качеств немыслима жизнь человека в обществе.

В условиях специальной школы формирование коллектива несколько затруднено. Речевое недоразвитие ограничивает контакты воспитанников между собой, они более изолированы от своих сверстников. Труднее устанавливается и контакт с педагогом. Тем не менее разработанные А.С. Макаренко условия, предпосылки, этапы формирования коллектива являются исходными и при формировании коллектива детей с недостатками слуха. Особая роль в этой сложной работе принадлежит педагогу, его умению не подменять коллективное мнение своими требованиями, не подавлять коллектив силой своего авторитета, а тактично управлять его деятельностью.

Воспитание детей в коллективе не исключает индивидуальной работы педагога с воспитанниками. Наоборот, в коллективе педагог получает возможность лучше изучить личность каждого школьника, выявить его индивидуальные характерологические особенности.

Принцип единства уважения и требовательности к личности ребенка. Этот принцип требует от сурдопедагога знания личности ребенка, его возможностей и особенностей физического и психического развития. Уважение к личности школьника проявляется в умении педагога выслушать объяснение ученика, понять мотивы, которыми онруководствовался, в проявлении доверия к нему.

В сурдопедагогике особое внимание уделяется общению учителя со своими учениками, общению, построенному на доверии, взаимопонимании, уважении личности и мнения ученика, взаимной требовательности.

Требовательность – это тоже проявление уважения к ребенку. Разумные требования, соответствующие целям и задачам воспитания, предполагают помощь школьникам в выполнении этих требований, строгий контроль со стороны учителя, учитывают уровень общего и речевого развития школьников, их возрастные особенности. Важна и форма предъявления требований. Работая: с младшими школьниками, у которых речь еще не сформирована и сознание не развито, учитель может прибегнуть к требованию-приказу, данному в краткой, лаконичной форме. В воспитательной работе со старшеклассниками целесообразнее использовать косвенные формы предъявления требований (просьба, совет и т.п.).

Принцип единства педагогических требований школы, семьи и общественности. Дети с недостатками слуха и речи живут и учатся в школах-интернатах, где их воспитанием занимается большой коллектив педагогов. Единство их действий – залог успешного воспитания учащихся. Противоречия в требованиях приводят школьников к мысли о том, что эти требования обязательны не для всех, их можно нарушать, не выполнять. Подобные явления могут порождать отрицательные черты характера, отклонения в моральном облике воспитанников.

Чрезвычайно важно единство воспитательных воздействий школы и семьи. Для достижения этого единства проводится большая воспитательная работа школы с родителями, ведется пропаганда педагогических знаний, разъясняется структура дефекта и возможности развития глухих и слабослышащих. Знание особенностей развития детей с недостатками слуха помогает родителям найти правильный тон взаимоотношений со своими детьми, направить усилия на закрепление успехов школы в воспитании учащихся и проведение коррекционно-воспитателыюй работы в семье.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Как отмечают психологи, каждому возрасту соответствует свой уровень развития сенсорных, интеллектуальных и эмоциональных процессов, ведущий тип деятельности. Без опоры на данные сурдопсихологии невозможно правильно организовать воспитательный процесс.

Особенности развития глухих школьников младшего школьного возраста требуют опоры воспитателей на конкретный пример, образец поведения, широкое использование наглядности. С их помощью обогащается житейский опыт учащихся, приобретаются и осмысливаются знания, формируются умения. Работа по развитию речи способствует формированию нравственных понятий.

Глухие дети подросткового возраста нуждаются в предоставлении им большей самостоятельности. Их знания и социальный опыт обогащаются в процессе активного участия в общественной работе. Социальные связи подростков с окружающим миром расширяются. Педагог учитывает их возросший интеллектуальный уровень, их готовность к активной деятельности. В работе с глухими юношами и девушками требуется учитывать их образованность, социальную зрелость. Выпускники специальных школ, находящиеся на пороге самостоятельной жизни, требуют внимания к своим взглядам, интересам, вкусам. Они не терпят грубого вмешательства в свой духовный мир, дорожат самостоятельностью и независимостью.

В воспитательной работе с каждой возрастной группой школьников следует избирательно подходить к выбору средств, методов и приемов воспитания.

Помимо возрастного принципа в воспитании необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого школьника. Это накладывает на сурдопедагога обязанности глубокого изучения личности учащегося, продумывания индивидуального плана работы с воспитанником.

Таким образом, процесс воспитания представляет целостное единство, а рассмотренные принципы воспитания реализуются в комплексе, взаимосвязанно.




2019-10-11 220 Обсуждений (0)
Принципы воспитания детей с недостатками слуха 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы воспитания детей с недостатками слуха

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)