При изучении дисциплины магистранты знакомятся с базовыми понятиями медико-биологических основ дефектологии, основными феноменами и механизмами нарушенного развития, влиянием основных нарушений мозга на психическое развитие ребенка. Благодаря этому курсу у магистрантов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления об основных причинах, механизмах и проявлениях нарушений функционирования центральной нервной системы. Это позволит им понимать на достаточном уровне медико-биологические основы дефектологии и применять полученные знания в собственной практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с дизартрией», «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике». «Медико-биологические проблемы дефектологии» изучаются в конце магистерского образования – в IV семестре на очной форме обучения и в III семестре – на ОЗО, носит обобщающий характер и поэтому знания, полученные в ходе ее изучения, могут быть использованы магистрантами на испытаниях итоговой аттестации.
Дисциплина «Медико-биологические проблемы дефектологии» закладывает более глубокое понимание содержания большей части дисциплин, изучаемых магистрантами в IV семестре.
1.4. Цели дисциплины: формирование у студентов необходимых представлений о медико-биологических проблемах дефектологии в сопровождении детей с ОВЗ, базовых теоретических категориях, принципах, механизмах нарушенного развития ребенка.
Задачи дисциплины:
- формировать у студентов систему знаний и умений, связанных с современным пониманием причин и медико-биологических механизмов нарушенного развития ребенка с ОВЗ;
- формировать представление о нейрофизиологических показателях нарушенного развития;
- формировать умения анализа показателей нейрофункциональной диагностики нормального и нарушенного развития.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Планируемые результаты обучения
№ п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)
| Конкретизированные цели освоения дисциплины
|
знать
| уметь
| владеть
|
1
| ПК-8
Готов к консультированию педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.
| З.1 – проблемы и особенности консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.
| У.1 –
определять тематику консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.
| В.1 – навыками консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.
|
2
| ПК-9
Способен изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.
| З.2 – основные достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.
З.3 – закономерности
систематизации результаты основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.
| У.2 – использовать знания основных медико-биологических проблем для понимания основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.
У.3 – использовать знания основных медико-биологических проблем дефектологии для систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.
| В.2 – конкретными навыками использования знаний о медико-биологических проблемах дефектологии для изучения достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.
В.3 – навыками систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний на основе знаний медико-биологических проблем дефектологии.
|
| ПК-2
Готов к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач
| З.4 – знать координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач
| У.4 – уметь осуществлять координацию деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач
| В.4 – конкретными приемами осуществления координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач
|
| ПК-7
Готов к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения
| З.5 – основные составляющие комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения
| У.5 – реализовывать на практике комплексное психолого-педагогическое изучение с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения
| В.5 – конкретными приемами реализации комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения в собственной практической деятельности
|
| ПК-13
Способен использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач
| З.6 - имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач
| У.6 – в полной мере реализовывать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач
| В.6 – конкретными приемами реализации возможностей образовательного пространства и проектирования новых, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ