Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Барокко как мироощущение и стиль в искусстве.



2019-10-11 607 Обсуждений (0)
Барокко как мироощущение и стиль в искусстве. 0.00 из 5.00 0 оценок




Особое место в европейской культуре XVII—XVIII вв. заняла культура барокко (от итал. barocco - странный, прихотливый, причудливый). Изначально термин применяли только к пластическим видам искусства, с конца XIX века заметили стилистическое соответствие в литературном и музыкальном творчестве эпохи, а с первой половины XX века культурологи стали говорить уже о таинственном и противоречивом «человеке барокко», усматривая в этом феномене родство с внутренним миром человека XX века. Барокко единогласно называют первым стилевым направлением в истории культуры, который в большей или меньшей степени охватил все народы Европы, и более того, первым направлением, который вышел за европейские рамки.

Искусство барокко постепенно и естественно начало приходить на смену Ренессанса во второй половине XVI века. Барочное мировоззрение реализовало новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, его драматической сложности и вечной изменчивости.

Для барокко характерен особый взгляд на человека и мир, который ее окружает. "Весь мир театр, а люди в нем актеры". Это шекспировское высказывание удачно выражает содержание культуры барокко, так же как его персонаж Гамлет отражает тип "барочной человека". Отойдя от присущих ренессансной культуре представлений о четкой гармонии и закономерности бытия и безграничных возможностей человека, эстетика барокко строилась на противоречии между человеком и внешним миром, между материальным и духовным. Пессимизм, отчаяние после утраты стройной и устойчивой культурной традиции, после признания невозможности для человека полностью подчинить мир при осознании такой внутренней потребности, овладели умами и вылились в своеобразных формах искусства.

Многих художников стали особенно интересовать трагедийные сюжеты и мотивы. Во всех видах литературы и искусства усложняются по форме и уплотняются по содержанию композиционные элементы и образы. Тема мизерности, ничтожности человека перед грозной силой Божьей воли в полный голос зазвучала в искусстве барокко.

Вместе с тем культура барокко далека от сентиментальной слезности или пассивной созерцательности. Ее герой - в основном яркая личность с развитым волевым и еще более развитым рациональным началом, художественно одаренный и очень часто благородный в своих поступках, хотя вокруг такого героя постоянно сгущаются тучи злой судьбы, вражеских недоброжелателей или случайных стечений обстоятельств. Человек предстает многогранной личностью со сложным внутренним миром, вовлеченным в конфликт. Искусство становится проявлением мировосприятия, полного причудливых сплетений мыслей, чувств, противоречий. «Если Земля не является центром Вселенной, то является ли человек вершиной творения? Если физические ощущения часто обманывают человека, а высокомерие ослепляет его, то как найти себя и свое место в жизни, а найдя, не потерять себя? Возможно ли и как возможно счастье в безумном мире?» - это только некоторые из вопросов, ответы на которые искали мыслители и художники барокко.

В барочном искусстве ощущается мучительное переживание личного одиночества, "покинутости" человека на произвол судьбы в сочетании с постоянным поиском "утраченного рая". В этих поисках художники барокко постоянно колеблются между аскетизмом и гедонизмом (стремлением к удовольствиям), небом и землей, Богом и дьяволом. В изобразительном искусстве для барочных произведений характерно обращение к религиозным сюжетам, где художников, прежде всего, интересуют сюжеты чудес и мученичеств, где ярко проявились присущие барочной стилистике склонность к передаче крайних эмоциональных состояний.

По сравнению с барочным динамизмом ренессансные произведения могут показаться слишком сдержанными, даже статичными. Барокко - это искусство, построенное контрастах, асимметрии, искусство, которое тяготеет к грандиозности. Для него характерна перегрузка декоративными мотивами и элементами, наполненными знаковым содержанием символов и аллегорий.

В барочном искусстве, по сравнению с ренессансным меняется ощущение формы. Ренессансная спокойствие, уравновешенность в ее передачи уступает место динамике, бурному, неудержимому движению. Этот динамизм роднит барочное искусство с готическим.  

В архитектуре господствуют ломаная форма, волнистые, изогнутые линии. Они вместе с обильным декором как нельзя лучше воплощают интуицию бесконечного пространства. Архитектоника зданий эпохи барокко остается достаточно простой и ясной, а многочисленные завитки, узоры, архитектурные детали, резкое чередование плоскостей создают впечатление динамической бесконечности, которая манит человеческий взгляд, а вслед за ним - разум и чувства. Барочные сооружения - это застывший в камне рациональный образ мира, сквозь который победоносно проникает иррациональная стихия бытия. Барокко удивительным образом сочетает эффект преодоления пространства, его дематериализации с массивностью форм. Массивность не отрицает динамизм: все, что изображает барочный художник, изображен в движении.

Одной из основных черт барочной культуры является тяга к синтезу различных видов и жанров творчества. Общегородской ансамбль, улица, площадь, парковые и дворцовые ансамбли с непременными лабиринтами (символами страдальческого кружения человеческой души в наполненном призрачными иллюзиями социальном мире), чрезвычайно выразительная культовая архитектура, осложненный декоративный и психологически насыщенный портретная живопись и скульптура становятся основными видами искусства барокко.

Итак, искусство эпохи стало замечательным выражением барочных парадоксов: оно утверждало тщетность бытия и в то же время призывало радоваться каждому его мгновению, сочетая предельный трагизм жизни и безудержное наслаждение её красотой.

 



2019-10-11 607 Обсуждений (0)
Барокко как мироощущение и стиль в искусстве. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Барокко как мироощущение и стиль в искусстве.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)