Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творчество Рембрандта ван Рейна.



2019-10-11 268 Обсуждений (0)
Творчество Рембрандта ван Рейна. 0.00 из 5.00 0 оценок




Творчество Рембрандта (1606—1669) — одна из вершин мировой живописи. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие и передовые идеи времени. Колорит картин Рембрандта зрелого и позднего периода, построенный на сочетании теплых сближенных тонов, переливающихся тончайшими оттенками, свет, трепещущий и концентрированный, подчас как будто излучаемый самими предметами, способствуют необычайной эмоциональности его произведений.

Но особую одухотворенность сообщают им высокие, благородные чувства, которые придают будничным вещам поэтичность и возвышенную красоту. Рембрандт писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи; он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Но в какой бы технике он ни работал, в центре внимания художника всегда стоял человек, его внутренний мир, его переживания.

Своих героев он часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство. Веру в человека Рембрандт пронес через всю жизнь, невзгоды и испытания.

Рембрандт Харменсван Рейн родился в Лейдене, в семье владельца мельницы. С 1625 г .Рембрандт начал работать самостоятельно. Вскоре молодой Рембрандт находит свой путь, ярко обозначившийся в портретах, сделанных главным образом с самого себя и своих близких. Уже в этих произведениях светотень становится для него главным средством художественной выразительности. Он изучает различные проявления характеров, выражения лиц, мимику, индивидуальные черты.

В 1632 г. Рембрандт переезжает в Амстердам и сразу же завоевывает известность картиной «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632). По существу, это большой групповой портрет врачей, окруживших доктора Тульпа и внимательно слушающих его объяснения на анатомированном трупе. Такое построение композиции позволило художнику передать индивидуальные черты каждого портретируемого и связать их в свободную группу общим состоянием глубокой заинтересованности, подчеркнуть жизненность ситуации. В отличие от групповых портретов Хальса, где каждый из портретируемых занимает равнозначное положение, в картине Рембрандта все персонажи психологически подчинены Тульпу, фигура которого выделена широким силуэтом и свободным жестом рук. Яркий свет выявляет центр композиции, способствует впечатлению собранности группы, повышает экспрессию.

Успех первой картины приносит художнику множество заказов. Одну за другой пишет Рембрандт большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама» (1635), парадные портреты.

Его увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы.

Он часто изображает жену Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Таковы «Портрет Саскии» (ок. 1634), «Автопортрет» (1634), «Автопортрет с Саскией на коленях» (ок. 1636).

Много работает он в области офорта, увлекаясь жанровыми мотивами,— создает целую серию изображений представителей социальных низов.

Но уже к концу 1630-х гг. обнаружилось его тяготение к реалистическим образам в картинах большого масштаба. Необычайно жизненное и убедительное решение приобрела мифологическая тема в картине «Даная» (1636). Отказавшись от бурной патетики и внешних эффектов, Рембрандт стремится к передаче психологической выразительности.

Богаче стала теплая цветовая гамма, еще большую роль приобрел свет, сообщающий особую трепетность и взволнованность произведению.

С углублением реалистического мастерства художника нарастали его разногласия с окружающей социальной средой. Начало таких разногласий, в дальнейшем обострившихся, произошло в 1642 г., когда по заказу роты стрелков он написал громадное полотно (3,87 х 5,02 м) — «Ночной дозор». Вместо традиционной пирушки с портретами ее участников, где каждый из них запечатлен со всей тщательностью индивидуальной характеристики, художник изобразил выступление стрелков в поход. Подняв знамя, во главе с капитаном, идут они по улице под звуки барабана. Необычайно яркий луч света, освещая отдельные фигуры, лица участников шествия и маленькую девочку с петухом у пояса, как будто пробирающуюся сквозь ряды стрелков, подчеркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения. Образы мужественных людей, охваченных героическим порывом, сочетаются здесь с обобщенным образом голландского народа, воодушевленного сознанием единства и верой в свои силы. Так, групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой художник стремится дать оценку современности. Он воплощает свое представление о высоких гражданских идеалах, являющихся словно отблеском революционной поры, о народе, поднявшемся на борьбу за свободу и национальную независимость. В годы, когда все сильнее обнаруживались внутренние противоречия, разъединявшие страну, художник выступил с призывом к гражданскому подвигу. Он стремился создать образ героической Голландии, воспеть патриотический подъем ее граждан. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.

На протяжении 1640-х гг. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. На смену эффектным драматическим сценам ранних его картин приходит поэтизация повседневного бытия; преобладающими становятся сюжеты лирического плана, такие, как «Прощание Давида с Ионафаном» (1642), «Святое семейство» (1645), в которых глубина человеческих чувств покоряет и поражает удивительно тонким и сильным воплощением. Казалось бы, в простых обыденных сценах, в скупых и точно найденных жестах и движениях художник раскрывает всю сложность душевной жизни, течение мыслей героев. Место действия картины «Святое семейство» он переносит в бедный крестьянский дом, где плотничает отец, а молодая мать заботливо охраняет сон младенца.

Каждая вещь здесь овеяна дыханием поэзии, подчеркивает настроение тишины, покоя, умиротворенности. Этому способствуют мягкий свет, озаряющий лица матери и младенца, тончайшие оттенки теплого золотистого колорита.

Глубокой внутренней значительности полны образы графических работ Рембрандта рисунков и офортов. С особой силой демократизм его искусства выражен в офорте «Христос, исцеляющий больных». Поразительна проникновенность трактовки образов больных и страждущих, нищих и бедняков, которым противопоставлены самодовольные, богато одетые фарисеи. Подлинный монументальный размах, удивительная тонкость мастерства, резкие контрасты света, словно борющегося с тьмой, отличают его офорты и рисунки пером, как тематические, так и пейзажные. Огромное место в поздний период занимают простые по композиции, чаще всего поколенные портреты родных и близких, в которых художник сосредоточивает внимание на раскрытии душевного мира портретируемых.

Много раз он пишет свою вторую жену Хендрикье Стоффельс, выявляя душевную доброту и приветливость, благородство и достоинство — такова «Хендрикье у окна». Часто моделью служит его сын Титус, болезненный, хрупкий юноша с нежным одухотворенным лицом. В портрете с книгой образ будто пронизан солнечными лучами. К числу самых проникновенных относятся портрет Брейнинга (1652), молодого златокудрого человека с подвижным лицом, озаренным внутренним светом, и портрет замкнуто-печального Яна Сикса (1654), словно остановившегося в раздумье, натягивая перчатку.

К этому типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик, выражением самых неуловимых движений души. Благородной простоты и величественности исполнен «Автопортрет» Венского музея (ок. 1652); сосредоточенно скорбен драматический образ «Автопортрета» из Лувра (1660), на котором художник изобразил себя в тюрбане, с палитрой и кистью в руках.

В это же время был написан портрет старушки, жены брата (1654), портрет-биография, который «говорит» о трудно прожитой жизни, о суровых днях, оставивших свои красноречивые следы на морщинистом лице, и натруженных руках этой много видевшей и пережившей женщины. Концентрируя свет на лице и руках, художник привлекает внимание зрителя к ним, раскрывая духовное богатство и человеческое достоинство портретируемых.Почти все эти портреты не заказные; с каждым годом заказов становилось все меньше.

Последнее десятилетие — самая трагическая пора жизни Рембрандта; объявленный несостоятельным должником, он поселяется в беднейшем квартале Амстердама, теряет своих лучших друзей и близких. Умирают Хендрикье и сын Титус. Но обрушившиеся на него несчастья не могли остановить развития творческого гения художника. Самые глубокие и прекрасные произведения им были написаны именно в это время.

Групповой портрет «Синдики» (старейшины цеха суконщиков, 1662) завершает достижения художника в этом жанре. Его жизненная сила — в глубине и характерности каждого из портретируемых, в естественности композиции, ясной и уравновешенной, в скупости и точности отбора деталей, в гармонии сдержанного цветового решения и вместе с тем в создании цельного образа группы людей, объединенных общностью интересов, которые они защищают. Необычная точка зрения снизу подчеркивает монументальный характер изображения, значительность и торжественность происходящего. К позднему периоду относится и ряд больших по размеру тематических полотен мастера: «Заговор Юлия Цивилиса» (1661), историческая композиция, изображающая вождя племени батавов (которые считались предками нидерландцев), поднявшего в 1 в .народ на восстание против Рима, а также картины на библейские сюжеты: «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660), «Давид перед Саулом» и завершающее творческий путь художника «Возвращение блудного сына» (ок. 1668—1669) .

Сюжет библейской притчи о блудном сыне привлекал художника и раньше, он встречается в одном из его офортов. Но только к концу жизни пришел Рембрандт к глубочайшему его раскрытию. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего своего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце. Потрясающе просто решение этой большой по размеру композиции, где главные герои словно озарены внутренним светом, где жест рук отца, вновь обретшего сына, выражает его бесконечную доброту, а сникшая фигура странника в грязном рубище, прильнувшего к отцу, — всю силу раскаяния, трагедию исканий и потерь. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют словно светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение.

Влияние искусства Рембрандта было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие мирового живописного искусства.



2019-10-11 268 Обсуждений (0)
Творчество Рембрандта ван Рейна. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творчество Рембрандта ван Рейна.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)