Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Золотой век» испанской живописи. Творчество Д. Веласкеса.



2019-10-11 636 Обсуждений (0)
Золотой век» испанской живописи. Творчество Д. Веласкеса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Конец 16 — первая половина 17 в. явились периодом блестящего расцвета испанской культуры. Не случайно этот период называют золотым веком испанской живописи.

Главными заказчиками произведений искусства в Испании были королевский двор, аристократия и особенно католическая церковь, монастыри, что во многом определило ее тематику. Среди светских жанров особенное значение принадлежит портрету. Жанровые сюжеты (почти исключительно из народной жизни) получают меньшее распространение.

Натюрморт занимает в испанской живописи более скромное место, но отличается ярким своеобразием мотивов и их художественной интерпретации. Еще реже встречается пейзаж. Относительно мало развита и мифологическая живопись, ибо церковь запрещала изображение обнаженного тела.

Монументально-декоративная живопись не получает в Испании значительного распространения. Испанская живопись развивается как станковая, однако характеризуется монументальностью композиций, что соответствует обычно большому размеру картин, часто составляющих обширные циклы и изображающих отдельные фигуры святых или эпизоды их жизни, а также евангельские сюжеты.

Реализм в начале XVII века становился господствующим методом испанской живописи, свойственным не только трактовке светских, но и религиозных сюжетов. Конкретность образов святых и трактовка их как людей из простого народа, значительных и одухотворенных, - особенность испанских религиозных картин «золотого века».

Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего де Сильва Веласкеса (1599 — 1660), одного из величайших реалистов европейского искусства. Через долгие годы придворной службы он пронес идеи гуманизма, верность демократической традиции испанской культуры, любовь к простым людям. Более непосредственно и смело, чем его предшественники, он обратился к реальной действительности, расширив тематику живописи, способствуя развитию в ней различных жанров.

Испанский двор и аристократия оживают в его портретах со своей гордостью, грустью, напряженной жизнью страстей. В мифологических и жанровых картинах Веласкес показывает национально-самобытные образы испанского народа .

Сила творчества Веласкеса — в глубине психологического анализа и чеканной четкости характеристик. Он не льстит в своих портретах моделям, но представляет каждого в индивидуальной неповторимости. Своеобразие метода Веласкеса проявляется в стремлений раскрыть существенные завершенные черты характера и особенности душевного и умственного склада человека.

Веласкес — один из первых мастеров валерной живописи. Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черный — легок и прозрачен.

Яркие теплые тона, холодные голубые, темные почти всегда озарены ровным светом и образуют сдержанные тонкие гармонии. Виртуозный мазок крайне разнообразен. Валеры не только обогащают цвета, которыми пользовался Веласкес, но и моделируют формы, окутывают их мерцающей воздушной средой. Достоинства колорита сочетаются в картинах Веласкеса с ясностью и величественной простотой композиции, чувством меры и благородством.

В ранний период творчества (1617—1621) он близок к караваджизму и обращается к распространенной в Испании жанровой живописи — «бодегонес», изображая сцены жизни простых людей в реальной обстановке бедных харчевен, в кухнях, среди скромной утвари и провизии. Уже в этих ранних работах обнаруживаются уверенность рисунка, монументальность форм, простота крупнофигурных композиций («Завтрак», ок.1617,; «Водонос», ок. 1620).

В 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид; он получает место придворного живописца короля Филиппа IV. Начинается новый период исканий. В его картинах исчезает резкая светотень, художник переходит к более легкому серебристому колориту. В портретах короля и вельмож он исходит из традиции парадного портрета, сложившегося в испанской живописи 16 в., но внутренняя характеристика портретируемых становится многограннее. В портрете Филиппа IV (1628) безупречно точно передано его некрасивое холодное лицо с бесстрастным взглядом; стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой дана в рост и занимает почти все полотно. Черный плащ обобщает и придает величественность строгому силуэту, выделяющемуся на сером фоне. Торжественность и застылость позы выражают невозмутимость духа, внутреннюю собранность и неприступность. Веласкес воплощает в образе короля распространенный в испанском обществе идеал достойной личности, исполненной самообладания и чувства чести. Портрет строг по колориту и построен на контрасте бескровного лица, белого воротника и темного костюма. Красная скатерть стола мягко вписывается в сдержанную гамму.

Веласкес расширяет границы бытового жанра, вносит в него большую глубину и значительность. Возможно, встреча с Рубенсом натолкнула его на создание картины «Вакх» («Пьяницы»). Обращаясь к мифологической теме, художник использовал ее для того, чтобы изобразить Вакха и компанию пирующих бродяг с загорелыми обветренными лицами, со следами тяжкой и беспокойной жизни, но исполненных неподдельного веселья. Типаж стал острее, характеры контрастнее, разнообразнее. Написанный в вечернем осеннем освещении, пейзаж сохраняет еще черты условности, но изображение обнаженной фигуры Вакха тонкостью серебристо-перламутровых и светло-красных оттенков предвосхищает зрелую живописную манеру Веласкеса.

Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию. Знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения побудило его к дальнейшим творческим исканиям. Он пишет большую картину на современную историческую тему — «Сдача Бреды» (1634—1635), посвященную взятию голландской крепости испанскими войсками. Отказавшись от парадно-аллегорической трактовки батальной темы, Веласкес положил начало реализму в исторической живописи. Драматические события картины раскрываются через психологические характеристики главных действующих лиц. Испанский полководец Спинола принимает символические «ключи от города» из рук побежденного голландского полководца. За внешней сдержанностью Спинолы чувствуется гордое сознание победы, однако он учтиво встречает побежденного, отдавая должное отваге и несломленному духу голландцев.

Их предводитель, прямодушный Нассау — коренастый, в мешковатой одежде, без светского лоска, в момент поражения не утрачивает человеческого достоинства, добивается почетных условий сдачи крепости.

Оба лагеря — испанский и нидерландский — охарактеризованы объективно, с выявлением глубокого отличия национальных и социальных особенностей каждого из них. Гордые испанские гранды с утонченными лицами, строгой выправкой образуют компактную группу, над которой высится лес копий. Нидерландские солдаты — мужественные, независимые люди из народа. Их отличает единство чувств и мыслей, в их свободных позах и открытых лицах выражение силы и несломленного духа.

Композиция, построенная на равновесии групп, разворачивается на огромном пространстве равнины, на фоне Бреды с ее могучими форпостами .

Центр композиции составляет эпизод передачи ключей,— он же психологическая завязка картины. Широта замысла подчеркнута пейзажем, точно передающим приметы местности и состояние природы, следы недавних битв. Пейзаж напоен свежим воздухом раннего утра. Богатство красочной палитры, построенной на прозрачных валерах, характеризует новый этап творчества Веласкеса. Исчезают глухие тени, резкие линии, серебристый свет и воздух окутывают фигуры.

1630-е и 1640-е гг.— время расцвета портретного искусства Веласкеса, создания серии портретов шутов и карликов испанского двора. В них ярко отразилось уважение художника к человеческому достоинству, внутреннему миру обездоленных. Правдиво передавая духовную и физическую неполноценность, Веласкес раскрывает в их образах человечность и подымается до скорбного трагизма. С немощным телом Эль Примо (1640) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно печальное, полное душевной красоты. Растерянный Эль Бобо (1650) забился в угол. Лихорадочно-беспомощно потирает он дрожащие руки, в глазах сквозит испуг, но в страдальческой робкой улыбке много трогательно детского, душевно просветленного. Мягкие черты растворяются в потоке света, и это рождает впечатление душевной неустойчивости, взволнованности. Избранная художником точка зрения сверху вниз, сжатое пространство, как бы теснящее фигуру, обостряют выражение подавленности.

Во время второй поездки в Италию Веласкес написал портрет папы Иннокентия X (1650), один из лучших реалистических портретов в мировом искусстве по многогранности характеристики, по блеску живописного воплощения. Иннокентий исподлобья недоброжелательно смотрит на зрителя. Этот человек с тяжелым взглядом полон несокрушимой силы. Он властен, хитер, жесток, двоедушен, но вместе с тем умен, решителен, проницателен. Колорит портрета построен на мощном созвучии переливчатых темно-красных, вишневых, пурпурных, пламенно-розовых оттенков накидки, скуфьи, кресла и фона. Холодные глаза, белоснежный воротник и мерцающие складки кружевного белого стихаря контрастируют с красными тонами, создают напряженность, созвучную образу. Солнечные лучи, смягчая контуры, объединяют краски. Портрет папы Иннокентия X открывает поздний этап творчества Веласкеса.

В последнее десятилетие жизни Веласкес создает самые значительные по силе обобщения произведения - «Менины» и «Пряхи».

«Менины» (или «Фрейлины», 1656) — своеобразное сочетание бытовой картины с групповым портретом. Композиция картины необычна. В левой части за мольбертом Веласкес изобразил себя— он пишет короля и королеву, смутное отражение которых можно видеть в зеркале. В центре белокурая инфанта Маргарита, в правом углу карлик, толкающий ногой собаку, и карлица. За ними придворные. Вдали, в проеме двери, видна фигура гофмаршала. Сопоставляя своеобразным композиционным расположением инфанту и карлицу, королевскую чету и придворных, себя и гофмаршала, Веласкес смело разрушает социальную дистанцию между изображаемыми персонажами, стирает грани между парадной и повседневной жизнью.

Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Веласкес применяет мазки чистых цветов, не смешивая их на палитре; для зрителя, находящегося на расстоянии от картины, они сливаются, создавая впечатление струящегося, пронизанного светом воздуха.

Общий серовато-зеленый тон картины смягчает яркость красок, среди которых доминирует черный, серебристо-белый, коричнево-серый и зеленый. В них мягко вписывается светлое платье инфанты, ее бледное надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении ореола золотистых волос, красные цвета лент в волосах фрейлин, световые блики на потолке комнаты.

Картина блестяще построена композиционно. Все случайное облекается в ней в стройный, архитектонически ясный образ. Основанная на равновесии фигур и архитектурных форм, композиция делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурами. В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии.

Веласкес один из первых художников Западной Европы воспел красоту человеческого труда. В картине «Пряхи» (1657, Мадрид, Прадо) художник одновременно изображает сцену труда (пряхи за работой — на первом плане), светской жизни (нарядные дамы, рассматривающие гобелен,— на втором плане) и миф (об Афине и ткачихе Арахне на гобелене, перед которым проходят дамы,— на дальнем плане). По широте охвата мира в «Пряхах» Веласкес идет еще дальше, чем в «Менинах». Картина прекрасно скомпонована, персонажи ее полны жизни, размеренного движения, их позы грациозны и непринужденны. Два источника света создают ощущение пространства и глубины интерьера гобеленной мастерской. Погруженная в полумрак среда напоена вибрирующим светом и воздухом. В золотистой атмосфере дальнего плана растворяются контуры предметов, вытканные на коврах мифологические фигуры смешиваются с реальными.Эта композиционная находка дала возможность правдиво выразить представление художника о красоте жизни, сочетающей обе реальности — поэтическую и материально осязаемую. Картина «Пряхи» с особой наглядностью объясняет существо испанского реализма и, в частности, реализма Веласкеса — путь к красоте через обыденную действительность.

Открытия Веласкеса в области цвета и света, его могучий реализм оказали влияние на живопись 18—19 вв.

 



2019-10-11 636 Обсуждений (0)
Золотой век» испанской живописи. Творчество Д. Веласкеса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Золотой век» испанской живописи. Творчество Д. Веласкеса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)