Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткий обзор туристского рынка г.Санкт-Петербург



2019-10-11 247 Обсуждений (0)
Краткий обзор туристского рынка г.Санкт-Петербург 0.00 из 5.00 0 оценок




По данным «Эксперт РА» и журнала «Эксперт» (подборка за 1998-2002 гг.), российская туристическая отрасль в последние годы оказалась в центре всеобщего внимания. Последнее время на российском рынке появляется все больше компаний, работающих в области туризма. На данный момент их количество достигает 9000, хотя фирм, в действительности работающих в этом сегменте российской экономики, намного меньше - около 6000. Из них чуть больше 30 компаний реально контролируют рынок каждая из них обслуживает более 5000 туристов в год. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), ранее известного как Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), это одна из наиболее прибыльных отраслей российской экономики: по результатам деятельности за 11 месяцев 2002 года, прибыль предприятий туризма увеличилась в 2,2 раза.

Бизнес-туризм — один из наиболее капиталоемких видов туризма, он невозможен без инвестиций в развитие собственной материальной и управленческой базы.

В связи с этим, в российском турбизнесе наметились положительные тенденции видимо, в связи с ростом экономических показателей туристического сектора эта отрасль вызвала к себе интерес высших органов российской власти. Новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу 10 февраля 2002 года, призван способствовать улучшению качества предоставляемых услуг. Его главное новшество заключается в том, что теперь турфирмы подразделяются на две категории: операторов и агентов. Для фирм, претендующих на допуск в любую из этих сфер бизнеса, установлены соответствующие цензы: по численности персонала, по уровню его образованности, по стажу работы в туризме. Проекты соответствующих Положений разработаны Департаментом туризма и согласованы в Минюсте РФ. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление лицензирования, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Министерство уже начало прием заявок на лицензии нового образца с 24 декабря 2001 года.

Следующим этапом проведения четкой политики в отношении государства к туристическому сектору стало заседание Правительства РФ, состоявшееся 11 апреля 2002 года, на котором была рассмотрена концепция развития туризма в России. Были разработаны несколько направлений политики правительства, нацеленных на систематизацию российской туриндустрии. Государство планирует взять на себя функцию создания инфраструктуры туризма - аэропортов,

дорог, реставрации исторических памятников, а также разработать четкую систему критериев требований к отелям с точки зрения присвоения им «звезд». Региональные власти нацелены на решении проблем безопасности и улучшения инфраструктуры вокруг гостиниц. Что же касается бизнес-структур, то ожидается, что они будут заниматься реконструкцией и созданием новых отелей, ресторанов и магазинов. Также рассматривается вопрос о создании туристической полиции. И, наконец, особенно остро стоит вопрос подготовки кадров для турбизнеса - в частности, обслуживающего персонала в гостиничной сфере. В этой связи Минэкономразвития уже заключило ряд договоров с зарубежными компаниями о создании профильных курсов для сотрудников гостиниц.

Администрация г. Санкт-Петербурга, например, считает, что городу как международному туристическому центру необходимо увеличить количество мест в гостиницах, как минимум, вдвое. Это подтверждает, статистика: по результатам года город посетило около 2,8 млн. человек - на 5,5 % больше, чем в 2000. Цели поездок были совершенно разные, так 33 % от общего числа гостей города приезжало в служебные командировки, по туристическим визам (37 %). С частными целями в городе побывало около 850 тыс. человек (23 %).

Разумеется, все (или почти все) приезжие нуждались в гостиничных услугах. Однако далеко не все остались довольны качеством обслуживания, и особенно ценами в петербургских гостиницах. Как видно из приведенных выше данных, сегодня в Петербург в основном приезжают деловые люди. Обычно им нужны не роскошные апартаменты, а обыкновенная обстановка и нормальное питание.

В рамках создания эффективно работающей гостиничной инфраструктуры городские власти предусматривают не только развитие и реконструкцию действующих отелей, но и строительство новых (в том числе гостиниц низкого тарифа). Кроме того, существует программа развития специальных объектов типа town houses и hostels.

Сегодня в различной степени готовности находятся восемь проектов петербургских гостиниц. Завершение реализации только этих проектов позволит довести число мест в гостиницах первого класса до 2024, а в отелях среднего класса до 5885.

Программа развития отельного бизнеса позволила привлечь в Петербург известные международные компании: «Хилтон Интернэшнл», «Аккор», »Интерконтинентал», «Radisson – SAS» и др.

Важно и то обстоятельство, что эффективная эксплуатация гостиниц способна существенно пополнить городскую казну. Общая сумма налогов по гостиничному сектору (с учетом налога дорожного фонда), поступивших в бюджет Петербурга в прошлом году, составила $ 14,9 млн.

Подавляющая часть этой суммы – налоги гостиниц первого класса (75%). Трехзвездные отели принесли 21%, а гостиницы низкого тарифа всего лишь 4% налогов.

Структуру рынка размещения определяют, наряду с предприятиями гостиничного хозяйства, так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и стремительно развиваются в течение последних 30 – 40 лет, успешно конкурируют с традиционным гостиничным хозяйством и даже создают определенную угрозу его существованию.

Основным отличительным признаком предприятий гостиничного бизнеса является то, что они предлагают полный комплекс услуг по приему, размещению, питанию гостей, обслуживанию их пребывания в гостинице.

  Дополнительные средства размещения предполагают, как правило, только возможность размещения. Питание, обслуживание по пребыванию туриста (уборка номеров, дополнительные услуги) или полностью отсутствуют и обеспечиваются туристом самостоятельно или могут быть заказаны за дополнительную плату.

 Существенно отличаются оба эти сектора и по форме правовых отношений с клиентом. В предприятиях гостиничного хозяйства турист является гостем, заказчиком услуг, в отношении дополнительных средств размещения турист выступает либо как собственник, либо как арендатор.

   Производственные мощности сектора дополнительных средств размещения до последнего времени неуклонно увеличивались, сокращая долю гостиничного хозяйства в совокупном количестве мест. Если в 1963 г гостиничное хозяйство располагало 41 % от общего числа мест во всех средствах размещения, то в 1990 процент участия составлял всего 24 %. Более 2/3 от общего количества мест во всех средствах размещения приходится в настоящее время на дополнительные средства размещения. В Санкт-Петербурге к ним в первую очередь относятся частные квартиры и комнаты.

Традиционно иностранные туристы считаются в основном клиентами предприятий гостиничного хозяйства, в то время как российские граждане стремятся организовать свой отпуск более свободно и независимо от условностей проживания в гостинице. Таким образом, можно предположить, что основная клиентура дополнительных средств размещения – внутренние туристы.

  В настоящее время гостиничный комплекс города включает в себя около 100 гостиниц на 27,8 тыс. мест. Три из них («Астория», «Невский Палас», «Европа») – первоклассные, остальные среднего класса (наиболее значимыми считаются «Прибалтийская», «Пулковская», «Москва» и «Санкт-Петербург»), а также гостиницы низкого тарифа либо ведомственные.

Заполняемость гостиниц в течении года подвержена сильным сезонным колебаниям (от 35 до 95 %). При этом спрос на гостиницы первого и среднего класса формируется в основном за счет приезжающих из западных стран, а гостиницы низкого тарифа используются гражданами России и СНГ.

Основные усилия властей города по развитию средств размещения направлены на создание цепи недорогих двух–трех звездочных отелей. Только широкая сеть гостиниц с доступными ценами сможет обеспечить приток в город туристов и гостей города. Это подтверждают и выводы западных экспертов: оценка роста спроса на гостиничные услуги определяется ими в 9 % для общего годового прироста отелей первого класса, 13 % - для среднего класса и от 5 до 10 % - в классе гостиниц с низким тарифом.

В качестве возможных адресов можно рассматривать некоторые проекты Адресной программы развития инфраструктуры гостиничного сектора Санкт- Петербурга. В этой программе имеются, как минимум, 10 объектов подходящих для создания небольших гостиниц (от 15 до 60 номеров) и расположенных в Центральном районе города. Для реконструкции каждого из них требуются относительно небольшие инвестиции – от 1,5 до 6,6 млн. долларов США. Реализация проекта могла бы дать городу дополнительно порядка 400 номеров.

Необходимо отметить, что основными сегментами рынка туристических услуг традиционно являлись корпоративный туризм, индивидуальный туризм и массовый туризм. Сейчас все более популярны такие новые категории, как экологический и экстремальный туризм, а также уверенно развивается сектор молодежного и студенческого туризма.

В сфере экстремального туризма особенно зарекомендовали себя московские компании "Ультра-трэвел" и "Астравел". Компания «Ультра-трэвел» разработала программы путешествий на Северный полюс и дважды с неизменным успехом презентовала эти туры в Москве — в сентябре и октябре 2001 года, а в ноябре 2001 года компания представила свои полярные программы на выставке World Travel Market в Лондоне. Компания «Астравел», или «Ассоциация путешественников», замечательна опытом проведения таких акций, как европейский этап Кругосветного марафона на инвалидных колясках, международный велопробег Пекин - Москва - Париж, мотопробег Ижевск — Москва — Кейптаун, международные парашютные экспедиции на Северный полюс, а также спелеоэкспедиции в Италию и Англию.

Безусловным лидером в сфере молодежного и студенческого туризма является компания STAR Travel — российское подразделение крупнейшей международной компании STAR Travel, работающей в 40 странах мира. Агентство представляет авиабилеты, гостиницы, страховки, а также рабочие программы и стажировки за границей.

Специалисты по-разному оценивают перспективы развития сектора бизнес-поездок в общем обороте российского туризма. С одной стороны, нам еще очень далеко до мировых лидеров в этой области, с другой - стремительная динамика роста поездок и фирм, их организующих, а также стремление осваивать все новые виды деятельности становятся сильным стимулирующим фактором для развития бизнес-туризма. Согласно независимому исследованию рынка деловых поездок, проведенному агентствами Business and Consumer Direct (B&CD) и Independent Marketing Consultants Association (IMCA), на российском рынке сейчас работает по крайней мере 15 представителей сектора корпоративного туризма, но лидерами по объемам продаж на нашем рынке остаются American Express и Calson Wagonlit.

Сейчас многие крупные туроператоры стали предлагать корпоративное обслуживание для своих клиентов, однако компаний, работающих эксклюзивно в этом секторе и прочно закрепивших за собой звание китов корпоративного туризма, не более 5.

American Express Travel Services — одна из первых компаний, работающих на рынке корпоративного туризма, открывшихся в России. В США компания American Express существует уже 150 лет, а на российском (а ранее — советском) рынке фирма работает с 1970-х годов, когда открылось первое ее представительство в СССР: «Америкэн Экспресс Международные услуги». На данный момент, компания «Американ Экспресс» — один из китов корпоративного туризма в России.

Carlson Wagonlit Travel — лидер в предоставлении услуг по обслуживанию корпоративных клиентов. Сегодня группа компаний Carlson Wagonlit, образовавшаяся в результате слияния американской Carlson Travel Group и французской Wagon-Lits имеет офисы в 141 странах. Оборот годовых продаж компании превышает 12 млрд. долл. Владельцами Carlson Wagonlit Travel являются французская Accor Group, расположенная в Париже, и Carlson Companies, Inc. — американская компания со штаб-квартирой в Миннеаполисе, штат Миннесота.

Nicko Tours — российская компания, основанная в 1991 году. С 1991-го по 1994 год компания «Нико Турс» работала как агентство по приему иностранных туристов на территории СНГ, а с 1995 года обслуживание корпоративных клиентов стало основным видом деятельности компании. С 1994 года компания «Нико Турс» стала первым агентством, рекомендованным Российским национальным комитетом IATA.

Компания "Аэроклуб" — одна из крупнейших российских компаний по продаже авиабилетов, существующая в России с 1994 года. Компания является членом IATA (Международной авиатранспортной ассоциации) с 1995 года. Среди клиентов «Аэроклуба» — заметные российские и западные фирмы.

"Инфинити Травел" представляет в России сеть Synergi Global Travel Management, объединяющую более 50 туристических компаний с общим оборотом более 12 млрд. долл. Российско-американская компания «Инфинити Травел» была основана в 1992 году.

"Люфтганза Сити Центр" — российское подразделение всемирной сети туристических агентств Lufthansa City Center, объединяющей более 380 бюро путешествий по всему миру. У нас компания представлена под именем «Орбита Турс Партнер».

Corporate Travel Network — компания CTN сертифицирована IATA и является подразделением Центрального агентства гражданской авиации при ГАВС. Компания существует с 2000 года и является первым независимым турагентством в России, работающим на корпоративном рынке и активно развивающим региональную сеть.

Также на рынке корпоративного туризма в России фигурируют еще несколько компаний. В результате поглощения компании Andrews Consulting компанией Travel House на российском рынке делового туризма возникла компания Andrews Travel House, офисы которой находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Лондоне. Американско-шведское совместное предприятие Travel House работало в России на рынке делового туризма с 1995 года, а Andrews Consulting — с 1994-го. Среди профессионалов бытует мнение, что компания уже давно потеряла ту долю рынка, на которую раньше претендовала, и не является конкурентом компаниям уровня American Express, Rosenbluth и Carlson Wagonlit. Компания Olympia Business Travel работает на рынке корпоративного туризма с лета 1998 года и сертифицирована IATA. UCS Travel — ранее один из 10 крупнейших игроков на рынке туризма, а в настоящее время обанкротившаяся компания. Также стоит отметить такие компании, как JeNico Travel, Mosco, Euro Lloyd, BTI, «Аэротур», «Спасские ворота Тур».

Общепринятые лидеры массового выездного туризма (количество обслуживаемых туристов — от 100 до 130 тыс. в год): «Натали Турс», «Тез Тур» и турфирма «Нева». Пальму первенства в индивидуальном выездном туризме прочно держит "Содис" — компания, предоставляющая VIP-туры по всем направлениям.

Турфирма «Натали Турс» является туроператором и действует на российском рынке с апреля 1992 года. Компания самостоятельно разрабатывает и реализует туры на отдых и экскурсионные маршруты. Фирма «Тез Тур» работает в России с 1995 года и имеет несколько представительств за рубежом. По итогам сезона 2001 года компания обслужила рекордное количество туристов из России и СНГ в Турции. В 2002 году «Тез Тур» начинает внедрение новых технологий продаж, нацеленное на улучшение системы контроля качества, а также создает программу поддержки путешественников за рубежом. Турфирма «Нева» базируется в Санкт-Петербурге и работает с 1990 года на рынках выездного, внутреннего и въездного туризма по всем направлениям туристской деятельности. Вся сеть агентств-партнеров турфирмы «Нева» насчитывает около 3000 фирм в 180 городах России, странах СНГ и Балтии, а штат сотрудников предприятия по Российской Федерации составляет более 400 человек. Компания имеет свое постоянное представительство в Финляндии, а в летний сезон — также в Болгарии, Испании и на Крите. С 1998 года турфирма «Нева» сама является, в частности, официальным туристским агентом администрации Санкт-Петербурга.

Лидеры массового въездного туризма: «Академсервис ДМС», ВАО «Интурист», KMP-Group, «Тари Тур».

ВАО «Интурист» — крупнейшая туристическая компания в России, отметившая в 1999 году свой 70-летний юбилей. Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист» — своего рода «флагман» российского турбизнеса, объединяющий 56 дочерних компаний. Основной клиент компании — это быстрыми темпами формирующийся «средний класс», но в компании также работает и специальный VIP-центр. Своим постоянным клиентам ВАО «Интурист» предлагает «клубные карточки», предоставляющие очень существенные скидки. В дополнение к ним, в конце минувшего года «Интурист» и Diners Club International объявили о новой совместной программе «Весь мир в одной карте», которая предусматривает выпуск совместной кобрэндовой пластиковой карты.

Компания «Тари Тур» работает на туристическом рынке с 1989 года и по праву может считаться одной из крупнейших компаний в своем секторе. Помимо нескольких офисов в регионах России, компания представлена в США, в штате Флорида.

Основанная в 1989 году, компания KMP-Group является одной из лидирующих турфирм Москвы, специализирующихся на массовом туризме. Компания входит в Лигу защиты прав путешествующих, аккредитована IATA и имеет свой филиал в Санкт-Петербурге, а также представительства во Франции, США и Канаде.

Среди «билетчиков» (компаний, занимающихся, в основном, продажей авиабилетов) бесспорным лидером является "Инна Тур". Самая крупная турагентсткая сеть: "Магазин горящих путевок". Это франчайзинговая компания, работающая в сфере выездного туризма, к сети которой принадлежат около 100 офисов, расположенных не только в России, но также на Украине и в Белоруссии. Недавно компания открыла сеть турагентств под маркой «Машина времени». «Машина времени» и «Сеть магазинов горящих путевок» 20 мая 2002 года выводят на рынок новый проект, именуемый «Дисконтная туристическая система».

На рынке консолидаторов - турфирм, формирущих чартерные рейсы и распродающих их другим турфирмам, четко лидируют «Экспресс Лайн» и Entire Travel.

Что же касается создания четкой картины туристических направлений внутри России, на прошедшем недавно заседании Правительства РФ, о котором упоминается в начале обзора, было постановлено, что основными туристическими центрами страны будут Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, кавказские Минеральные воды, а также Красная Поляна. В документе отмечается, что в ближайшие годы приобретет дополнительное развитие экологический и экстремальный туризм, центрами которого станут Байкал, Камчатская область, Сочи, Хакасия, Саяногорск. Основные игроки на рынке внутреннего туризма: «Дельфин», «Орфей», «Аврора Интур», «Ванд Интернэшнл», санаторно-курортное объединение «Здоровье».

Фирма «Дельфин» уже 8 лет работает на рынке внутреннего туризма. Туры компании можно приобрести в более чем 950 турагентствах России, а также компания предлагает дисконтные карты своим постоянным клиентам. Фирма «Орфей» — универсальный оператор по внутреннему туризму, лауреат и дипломант многочисленных российских премий в области туризма. «Аврора Интур» работает на рынке туристических услуг с 1996 года и имеет достаточно развитую региональную сеть. Компания предоставляет скидки постоянным и корпоративным клиентам, членам Aurore Intour Travel Club и владельцам карт Countdown. Также компания является одним из учредителей «Российской туристической газеты». «Ванд Интернэшнл» уже 10 лет работает на туристическом рынке, является соучредителем Московской ассоциации туристических агентств и входит в рейтинг ведущих российских туроператоров. По экспертизе независимой консалтинговой компании PRO CONTACT фирма названа «Лучшей туристической компанией России 1999 года». Санаторно-курортное объединение «Здоровье» специализируется на оздоровительном туризме. Участниками объединения являются российские здравницы, а также известные здравницы Крыма.

Сейчас можно четко выделить две основные тенденции в сфере туризма.

Во-первых, в 2000 году наметилась тенденция к консолидации туристического рынка. Во-вторых, стали развиваться турагентские сети. Компания UTS Travel запустила сайт www.kuda.ru, а «Магазин горящих путевок» сейчас создает новый сервис: сеть туристических агентств «Машина времени» с участием Андрея Макаревича.

Необходимо отметить, что сокращение нормы прибыли, особенно на направлениях массового отдыха, сделало выгодным лишь крупный туроператорский бизнес. На каждом направлении выделились 3–5 компаний, контролирующих более 50% рынка.

В этом году на российском туристическом рынке сложилась уникальная ситуация. Впервые здесь появился крупный инвестор, который собирается радикально изменить расклад сил. Речь идет о центре фондовых операций «Тантьема», который в конце прошлого года приобрел сразу 3 туристические фирмы: Destinations of the World Eurasia (DOTW) и «Лагуна-тур» - туроператоров средней руки, а также недавно созданную и пока не раскрученную сеть турагентств «Куда.Ру». Руководство «Тантьемы» заявило, что за год-два создаст на базе этих компаний холдинг, который должен занять лидирующие позиции на российском рынке, а затем его акции будут проданы. Весьма существенными, по меркам российского туррынка, оказались уже первые инвестиции: к сегодняшнему дню на сумму 3,4 млн. долл. выкуплены места в гостиницах на Кипре и в Тунисе, всего же «Тантьема» намерена вложить в развитие бизнеса 10 млн. долл.

                            2.2. Характеристика предприятия "Алма-Тур"

 

Общество с ограниченной ответственностью «Алма-Тур» является юридическим лицом – коммерческой организацией, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданных в целях извлечения прибыли. 

Общество создано по решению двух учредителей и зарегистрировано Регистрационной Палатой Санкт-Петербурга 22 мая 2001 года, о чем в Едином городском реестре и журнале регистрации произведена запись номер 15167 (Свидетельство о государственной регистрации на основе Устава ООО "Алма-Тур").[28]

В соответствии с положениями части первой Налогового Кодекса РФ, принятого Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ, о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации ООО "Алма-Тур" выдано Свидетельство серия 078 № 032893217 от 1.06.2000 года.

ООО "Алма-Тур" имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом или ответчиком в суде, арбитражном суде.

Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указанием на его место нахождения.

Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Алма-Тур». Сокращенное фирменное наименование ООО «Алма-Тур».

Место нахождения Общества: 195276, Санкт-Петербург, Московский пр-т, дом 27 корп.4, офис 36., тел.(812) 250 69 66, т/факс 250 69 67.

На момент создания туристической фирмы ее учредители являются обладателями определенной собственности, которую они вносят в качестве долей в уставный капитал фирмы.

Вносимым имуществом являются:

 

- персональный компьютер марки Pentium - оценочная стоимость 10.000 руб. (десять тысяч рублей);

- принтер HP Laser Jet 6L - оценочная стоимость 3.200 руб. (три тысячи двести рублей);

- ксерокс EPSON 3L (оценочная стоимость 4.000 руб. (четыре тысячи рублей);

- телефакс PANASONIC - оценочная стоимость 3.000 руб. (три тысячи рублей);

 

Не обладая собственным помещением, "Алма-Тур" арендует часть здания у другой организации, на основании договора-аренды.

Турфирма "Алма-Тур", являясь туристическим агентством основным видом деятельности выбрало для себя:

- международный туризм

- внутренний туризм

- поездки по России

- загородные поездки.

 

  "Алма-Тур" осуществляет деятельность по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта, как въездного, так и выездного туризма, с постоянным учетом состояния рынка и основывается на точном знании нужд и потребностей потенциальных потребителей туристского продукта, их оценке и учете возможных изменений в будущем.

Подбор кадров ООО «Алма-Тур» производился на конкурсной основе.

Персонал ООО «Алма-Тур» составляет 35 чел.

Краткая финансовая характеристика ООО "Алма-Тур" за 2002 г.

представлена в таблице 2.8.

                                                                                                                                    Таблица 2.8.

Финансово-экономические показатели ООО "Алма-Тур"

Наименование технико-экономических показателей Единица измерения Показатель
1 Годовой объем реализации Тыс.руб 168.750
2 Объем реализации годовой без НДС Тыс.руб 133.928
3 Численность персонала Чел. 35
4 ФЗП всего персонала годовой Тыс.руб 36.660
5 Выработка на 1 работающего средне годовая Тыс.руб   56.250
6 З/плата среднегодовая на 1 человека Тыс.руб 12.22
7 Удельный вес з/платы в объеме реализации % 27
8 Рентабельность % 13
9 Затраты на рубль реализации Руб 0.6
10 Годовая балансовая прибыль Тыс.руб 29.905
11 Годовая чистая прибыль Тыс.руб 15.107

 

Ассортимент услуг предоставляемых ООО «Алма-Тур» рассмотрим в таблице 2.9

 

                                                                                                                                     


Таблица 2.9.



2019-10-11 247 Обсуждений (0)
Краткий обзор туристского рынка г.Санкт-Петербург 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткий обзор туристского рынка г.Санкт-Петербург

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)