Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 12. Государство в национальной экономике. Фискальная политика и государственный бюджет. Деньги и денежно-кредитная политика государства



2019-08-13 260 Обсуждений (0)
Тема 12. Государство в национальной экономике. Фискальная политика и государственный бюджет. Деньги и денежно-кредитная политика государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции государства в национальной экономике. Формы и методы государственного регулирования.

Фискальная политика государства: понятие, цели, инструменты, типы.

Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования дефицита бюджета. Кривая Лаффера.

Деньги: понятие, виды, функции. Спрос на деньги. Уравнение Фишера. Предложение денег. Структура денежной массы. Денежная база.

Равновесие на денежном рынке и механизм его достижения.

Банковская система. Центральный банк и коммерческие банки: цели, функции, роль в экономике. Денежный мультипликатор.

Кредитно-денежная политика государства: понятие, цели, инструменты.

План лекции

1. Функции государства в национальной экономике. Формы и методы государственного регулирования.

2. Цели и инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.

3. Деньги: понятие, виды, функции. Равновесие на денежном рынке.

4. Кредитно-денежная политика государства: понятие, цели, инструменты и виды. Воздействие кредитно-денежной политики на экономику.

12.1.Вопрос об экономической роли государства, т.е. роли властей различных уровней, является одним из старейших в экономической науке. Принцип невмешательства государства в экономику, сформулированный в начале ХУШ в. А.Смитом («государство – ночной сторож») вплоть до 30-х годов ХХ столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами (исключая Россию, ставшую тоталитарным государством после 1917 года).

Мировая история показывает, что сколь бы ни были распространены методы рыночной саморегуляции, какой бы высокой ни была доля частного сектора в экономике, государство выступает далеко не второстепенным, а ключевым фактором социально-экономической динамики. В разные времена участие государства проявлялось по-своему, было в различной мере прямым или косвенным. Оно стало абсолютно необходимым после того, как сложилось территориальное разделение мира, образовалась устойчивая мировая структура самостоятельных государств.

Усиление на определенном этапе неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не означало принижения роли государства в экономических процессах. Просто госрегулирование становится более тонким, квалифицированным.

Цели, на которые направляется государственное регулирование, зависят на каждом историческом этапе от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, ее структуры, меры включения в международное разделение труда.

Человеческое общество не может развиваться, не имея перед собой определенной цели, не направляя свои усилия на ее достижение. Каждая экономическая система в конкретный период времени ставит перед собой цель, исходя из своих реальных возможностей и применяемых средств. В этом плане она будет носить частный характер.

Однако можно утверждать, что возможно формирование общей цели, так как у людей имеются сходные материальные, психологические, гуманистические и другие надежды и идеалы. Если говорить о целях, свойственных разным экономическим системам, то можно выделить следующие.

Первое. Экономический рост. Данное понятие подразумевает такое развитие, когда имеет место увеличение реального ВВП. Мерой экономического роста служит темп прироста ВВП в целом или на душу населения

Второе. Обеспечение эффективной занятости. То есть подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен трудиться.

Третье. Эффективность производства. В данном случае имеется в виду получение максимальной отдачи при минимуме затрат имеющихся ограниченных ресурсов.

Вместе с тем необходимо достижение и социальной эффективности, т.е. соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.

Четвертое. Стабильный уровень цен. Процесс долговременного снижения покупательной способности денег вызывает инфляцию. При невысоких темпах она стимулирует развитие производства.

Однако если цены растут значительно, то возможны разрушительные последствия: неэффективность производственной деятельности, обесценение денежных доходов, ухудшение управляемости экономики и т.д.

Пятое. Справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов и скорректировать этот недостаток может государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии, стипендии) или путем вмешательства в механизм ценообразования (законодательство о минимальной заработной плате, установление закупочных цен для сельскохозяйственных производителей и т.п.).

Шестое. Поддержание платежного баланса, т.е. баланса международной торговли и финансовых сделок.

Можно выделить три основные функции государства в рыночной экономике:

- обеспечение стабильности рынка;

- обеспечение справедливости;

- обеспечение эффективности рыночного механизма.

Обеспечение стабильности рынка осуществляется государством путем проведения фискальной и денежно-кредитной политики. Обеспечение справедливости – путем проведения социальной политики.

Обеспечение эффективности рыночного механизма обусловлено тем, что есть несколько создаваемых рыночной системой причин, которые могут вести к неэффективности.

Первая из них – возникновение монополий, регулировать их деятельность в нужном для общества направлении рынок не может. Это функция властей, государства.

Вторая причина – наличие внешних факторов (экстерналий), т.е. затрат или выгод от операций, когда действия одного или нескольких субъектов влияют на положение другого, никак не связанного с первым. Если химические заводы в г.Н загрязняют реку на многие сотни километров, то это, конечно, отрицательный внешний фактор для жителей, живущих на берегу этой реки.

Третья причина несостоятельности рынка – его неспособность обеспечить население общественными благами – товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление. Общественные блага радикально отличаются от частных благ.

Во-первых, общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям.

Во-вторых, на них не распространяется принцип исключения («те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключаются из числа получателей выгод, обеспечиваемых данным продуктом»), то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ.

В-третьих, выгоды от общественных благ достаются обществу в результате производства таких благ.

Это относится к оборонным услугам, школьному образованию, созданию и применению законов и т.д.

Методы государственного регулирования можно подразделить на административные и экономические. Оба метода тесно взаимосвязаны, так как любой экономический метод несет в себе элемент администрирования, ибо является инструментом государственной власти, а значит, обязателен для исполнения всеми субъектами хозяйствования.

Что касается административных методов, то они носят экономический характер, поскольку сфера их действия – экономическая система.

Экономические методы включают в себя бюджетно-налоговые и кредитно-денежные.

Бюджетно-налоговые: государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, субсидии, дотации, т.е. те выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета.

Кредитно-денежные методы регулирования включают эмиссию денежных знаков, регулирование ставки банковского процента, операций на открытом рынке, использование нормы обязательных резервов, а также валютного курса.

Административные методы можно разделить на две самостоятельные группы: административно-экономические и административно-организационные.

Административно-экономические включают в себя централизованное планирование, механизм ценообразования, систему госзаказов и т.д. То есть, по сути эти методы представляют собой попытку наполнения администрирования конкретным экономическим содержанием.

Административно-организационные методы включают указы, приказы, распоряжения, предписания и т.п. имеющие обязательный характер и предусматривающие определенные санкции за их невыполнение.

Примером могут служить случаи расформирования фирм, уличенных в систематическом использовании методов недобросовестной конкуренции и прошедших судебный процесс по указанному факту.

 

12.2.Совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов называется фискальной политикой (fiscalis с лат – казенный). Можно также сказать, что фискальная политика – это система мер регулирования рынка через правительственные расходы и налоги.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем многие страны используют общий набор мероприятий, который включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования – правительственные расходы. Государственные расходы оказывают влияние на занятость и создаваемый объем производства. Средствами государственного бюджета финансируются:

- затраты на расширенное воспроизводство;

- непроизводительные расходы государства;

- развитие инфраструктуры, научных исследований и т.д.;

- проведение структурной политики;

- содержание оборонного комплекса.

С помощью косвенных методов (через систему налогообложения и политику ускоренной амортизации) государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.

Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

Ускоренная амортизация с одной стороны, расширяет финансовые возможности предпринимателей, с другой – ухудшает условия реализации продукции и сокращает покупательскую способность населения.

Для того, чтобы выяснить суть налогово-бюджетной политики, нужно рассмотреть, что представляет собой государственный бюджет.

Его можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год).

Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых расходов.

Особый интерес представляет собой анализ исполнения госбюджета, в котором может наглядно проявиться расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками расходов и доходов.

Помимо федерального госбюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. В настоящее время в России в составе государственных финансовых ресурсов функционируют государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие финансовые ресурсы для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на социальное обеспечение по возрасту (Пенсионный фонд Российской Федерации); социальное обеспечение по болезни, рождению и воспитанию детей (Фонд социального страхования Российской Федерации); охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (фонды обязательного медицинского страхования).

В российской статистике принято рассматривать государственные финансы с использованием следующей терминологии:

- консолидированный бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;

- расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») – федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.

Структура доходной и расходной статей условного федерального бюджета представлена в табл.12.1.

 

Таблица 12.1. - Структура федерального бюджета

Доходы Текущ. год На 01.01 след. года Расходы Текущ. год На 01.12 текущ. года
Налог на прибыль 1,3 1,2 Государственное управление 0,4 0,3
Подоходный налог 0,1 0,0 Национальная оборона и правоохранительная деятельность 4,8 3,0
НДС, акцизы 6,6 5,4 Фундаментальные исследования 0,4 0,2
Налог на внешнюю торговлю 1,1 1,2 Услуги народному хозяйству 2,0 0,8
Прочие налоги, сборы, платежи 0,4 0,3 Социальные услуги 0,9 1,9
Итого налогов и платежей 9,4 8,2 Обслуживание государственного долга 4,6 4,0
Неналоговые доходы 3,1 1,8 Прочие расходы 4,7 2,4
Всего доходы 12,5 10,0 Итого расходов 17,8 12,6
           
Ссуды за вычетом погашений 0,7 0,6      
Дефицит бюджета -6,1 -3,2      
Внутреннее финансирование 4,0 -0,3      
Внешнее финансирование 2,1 3,5      
ВВП с начала года (млрд.руб.) 2586 2426      

 

 

Важно отметить, что бюджет – это всегда компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном органе избранными политиками. Ведь утверждение конкретных цифр бюджета – это не абстрактные математические упражнения, за ними стоят конкретные «бюджетополучатели».

Что же такое налоги? Налоги – это обязательные платежи физических лиц (населения) и юридических лиц (предприятий, организаций), взимаемые государством.

Налоги выполняют функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую, распределительную.

Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – взимаются государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). Косвенныеналоги – это налоги на товары и услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу (например, налог на добавленную стоимость).

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в бюджет. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров и услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально – его покупатель.

Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий.

Американец А.Лаффер стал знаменитым, нарисовав, как свидетельствуют очевидцы, на бумажной салфетке в ресторане свою, ныне известную широкому кругу экономистов «кривую Лаффера» (рис. 12.1., где Т – налоговые поступления в бюджет, t – налоговая ставка).

Точка перегиба на данной кривой очерчивает границу, за которой повышение налоговых ставок является антистимулом для предпринимательской деятельности. Если бы налоговые ставки равнялись нулю, то налоговых поступлений не было бы. Аналогичная ситуация сложилась бы при налоговой ставке на уровне 100%, причиной чего стала бы потеря материальных стимулов к коммерческой деятельности.

Рисунок 12.1. Кривая Лаффера  

 

 


Отмечено, что налоговые сборы достигают максимальных величин при ставке налога на прибыль, равной 35%.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и недискреционную.

 Дискреционная (от лат. discrecio – действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны.

При этом правительство учитывает следующие функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами:

а) рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Государственные расходы влияют на совокупный спрос также, как и инвестиции (возрастает выпуск продукции и занятость населения);

б) увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции, занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Эти функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл, которая различается на разных фазах цикла. Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВВП расширяются государственные расходы, снижаются налоги. Итогом является уменьшение спада производства. Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности – сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВВП.

Недискреционная политика или политика автоматических встроенных стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

В фазе подъема растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.

 

12.3. Экономические агенты владеют активами. Актив – это все, что обладает ценностью. Различают реальные и финансовые активы. Реальные активы представляют собой товары, например движимое и недвижимое имущество. Финансовые активы делятся на денежные активы (наличные и безналичные деньги на банковских вкладах) и неденежные финансовые активы (ценные бумаги). Только при помощи денег, в отличие от других видов активов можно приобрести товары и услуги.

Активы обладают в разной степени двумя свойствами: ликвидностью и доходностью (способностью приносить доход владельцу). Ликвидность – это способность актива быстро и без потерь быть обмененным на наличные деньги. Наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью, но нулевой доходностью. В то время как ценные бумаги могут приносить доход, но их ликвидность существенно ниже наличных – нужно затратить время, чтобы продать их. Таким образом, между ликвидностью и доходностью активов обратная зависимость.

Сущность денег проявляется через функции, выполняемые деньгами в экономике. Выделяют следующие функции денег: средство обращения, мера стоимости, средство сохранения ценности и средство платежа.

Функция денег как средства обращения проявляется при совершении сделок – покупке или продаже товаров и услуг. Деньги облегчают людям обмен товарами и услугами. Противоположностью обмену товарами и услугами с помощью денег является бартер – безденежный обмен товарами. Для заключения бартерных сделок необходимо совпадение желаний обеих сторон, то есть должна быть обоюдная заинтересованность участников сделки. Так, человек, желающий продать какой-либо товар должен найти человека, заинтересованного в получении этого товара в обмен на свой товар. Поиски такого человека могут вызвать значительные издержки – потери времени и усилий. Поэтому бартер является неэффективной формой обмена.

Деньги выполняют функцию меры стоимости при измерении стоимости – цены товара. Например, массу измеряют в килограммах и граммах, длину – в метрах и сантиметрах, а цену товара – в рублях и копейках.

Функция денег как средства сохранения ценности выполняется в случае, если люди не тратят деньги на покупку товаров и услуг, а откладывают – сберегают их, например, для непредвиденных расходов или для осуществления крупной покупки в будущем.

В качестве средства платежа, или «отложенных платежей» деньги выступают в случае выплаты займов или трансфертов. При этом получение товара и оплата за товары разорваны во времени (покупка товаров в кредит) или товары не предоставляются вовсе (банковский кредит, пенсии, доход по ценным бумагам).

Функции денег в разное время в разных странах выполняли различные товары, например, пушнина, соль, скот, золото, ракушки. Это были товарные деньги – они обладали высокой внутренней стоимостью (их ценность как денег совпадала с их стоимостью как товара), но в процессе эволюции товарные деньги были вытеснены символическими деньгами, обладающими невысокой внутренней стоимостью (их ценность как товара гораздо ниже). Чтобы быль символическими деньгами, бумажные деньги и разменные монеты, должны быть узаконены государством и утверждены в качестве законного средства платежа, то есть быть декретными деньгами. Кроме декретных денег к символическим деньгам относят также кредитные деньги – долговые обязательства частного экономического агента, выступающего в форме векселя, чека или банкноты.

Чек – это распоряжение владельца банковского вклада банку выдать другому человеку определенную сумму денег с этого вклада.

Вексель – это долговая расписка, обязательство экономического агента выплатить другому экономическому агенту в определенный срок определенную сумму денег, включающую вознаграждение за отсрочку платежа. Вексель может менять владельца, тогда на нем ставят передаточную подпись – индоссамент.

Банкнота – это долговое обязательство банка. Вплоть до начала ХХ века банкноты выпускало не только казначейство, но и коммерческие банки. Поэтому деньги являлись долговыми обязательствами банков (в России они назывались банковскими билетами) и долговыми обязательствами правительства - декретные бумажные деньги. В настоящее время правом выпуска банкнот обладает только Центральный банк, поэтому наличные деньги являются обязательствами Центрального банка.

С различными функциями денег связаны виды спроса на деньги.

Так, функция денег как средства обращения обусловливает трансакционный спрос (спрос на деньги со стороны сделок) – деньги нужны экономическим агентам для покупки товаров и услуг. В классической модели он считался единственным видом спроса на деньги и выводился из уравнения количественной теории денег, автором которой считается американский ученый И.Фишер:

       (12.1)

где M – денежная масса;V –скорость обращения денег; P – уровень цен в экономике; Y – реальный объём выпуска (дохода) в экономике.

Из уравнения количественной теории денег следует, что при неизменной скорости обращения денег, реальный спрос на деньги (М/Р) зависит только от реального дохода в экономике. К аналогичному выводу пришел и профессор Кембриджского университета А. Маршалл. Он исходил из предположения о том, что люди, получая номинальный доход, некоторую часть его ( k ) хранят в виде наличных денег. В экономике номинальный доход равен произведению реального дохода и уровня цен ( ), отсюда формула кембриджского уравнения:

       (12.2)

 

где  – коэффициент предпочтения ликвидности, имеющий положительное значение.

Из кембриджского уравнения можно вывести уравнение количественной теории денег, если предположить, что k = 1/V.

Количественная теория денег, так же как и кембриджское уравнение показывает прямую зависимость спроса на деньги от дохода в экономике, поэтому функцию трансакционного спроса на деньги можно записать при линейной зависимости в следующем виде:

           (12.3)

 

где  – коэффициент чувствительности спроса на деньги к доходу.

График трансакционного спроса на деньги иллюстрирует его независимость от ставки процента (рис.12.2.а).

В 1930-х годах Дж. М. Кейнс предложил еще два вида спроса на деньги: предусмотрительный и спекулятивный.

Предусмотрительный спрос на деньги (спрос из мотива предосторожности) обусловлен желанием людей хранить кроме денег для осуществления запланированных покупок (трансакционный спрос), дополнительные суммы денег для осуществления незапланированных покупок.

 

 

 


Так как предусмотрительный спрос на деньги объясняется функцией денег как средства обращения, определяется доходом в экономике и не зависит от ставки процента, то график предусмотрительного спроса на деньги подобен графику трансакционного спроса на деньги (рис. 12.2).

Спекулятивный спрос на деньги обусловлен функцией денег как средства сохранения ценности. Деньги в качестве финансового актива лишь сохраняют ценность, не увеличивая её, в то время как облигации приносят доход в виде процента. Чем выше ставка процента, тем больше теряет человек от хранения наличных и больше может заработать по облигациям. Поэтому определяющим фактором спроса на деньги как финансовый актив является ставка процента R, выступающая альтернативной стоимостью хранения наличных денег. Люди так формируют свой портфель финансовых активов (для простоты допустим, там только наличные деньги и облигации), чтобы получить максимальный доход, но с минимальными рисками, однако именно самые рискованные активы приносят наибольший доход. Тогда если ставка процента высокая, то альтернативная стоимость хранения денег высока, и люди будут менять наличные на облигации. И наоборот, чем ниже ставка процента (меньший доход приносят облигации), тем меньше альтернативная стоимость хранения наличных денег – люди предпочтут наличность.

Обратная зависимость между величиной спекулятивного спроса на деньги и ставкой процента объясняется также при помощи теории предпочтения ликвидности, автором которой является Дж. М. Кейнс.

В основе теории предпочтения ликвидности лежит обратная зависимость между ставкой процента и ценой облигации, представляющей дисконтированную стоимость будущих доходов. Ставка процента при этом выступает в качестве ставки дисконтирования. Цену бессрочной облигации P, приносящей владельцу ежегодный доход в размере N и ставке процента R(в долях) можно найти по формуле:

Рассмотрим пример. Человек владеет бессрочной облигацией (не имеющей срока погашения), приносящей ему ежегодный доход, равный 100 рублей. Если ставка процента будет равна 5%, то цена облигации будет равна 2000 руб. (100 / 0,05). При ставке процента, равной 10%, цена облигации будет равна 1000 руб. (100 / 0,1). Таким образом, между ценой облигации и ставкой процента существует обратная зависимость.

Большую роль в формировании спекулятивного спроса на деньги играют ожидания экономических агентов. Так, если ставка процента высокая, и ожидается её понижение, то агенты будут менять свой портфель активов следующим образом: они будут покупать дешевые облигации в надежде на то, что в будущем они подорожают и можно будет заработать на разнице в цене покупки и продажи. Наоборот, если ставка процента низкая и прогнозируется её повышение, люди предпочтут дорогим облигациям наличность в надежде на удешевление облигаций вследствие будущего роста ставки процента.

Таким образом, между величиной спекулятивного спроса на деньги и ставкой процента существует обратная зависимость, поэтому график спекулятивного спроса на деньги имеет отрицательный угол наклона (рис. 11.2.б), а функция спекулятивного спроса на деньги при линейной зависимости имеет вид:

                                                                                (12.4.)

где h – коэффициент чувствительности спроса на деньги к ставке процента.

Тогда общий реальный спрос на деньги складывается из трансакционного спроса и спекулятивного спроса на деньги (предусмотрительным спросом можно пренебречь):

 

                                        (12.5.)

 

График общего спроса на деньги можно получить путем суммирования графиков трансакционного и спекулятивного спроса на деньги по горизонтали (рис. 12.2.в).

При росте дохода в экономике трансакционный спрос на деньги растет, и общий реальный спрос на деньги также растёт, график реального спроса на деньги сдвигается вправо (рис. 12.3.а):

.

Если доход в экономике снижается, то трансакционный спрос на деньги снижается, общий реальный спрос на деньги также снижается, график реального спроса на деньги сдвигается влево (рис. 12.3.б).

 

 

 

 


                                                           

 

 

Рисунок 12.3. Изменение реального спроса на деньги: а) рост; б) снижение

 

Предложение денег составляет денежная масса, обращающаяся в экономике,. Для подсчета величины предложения денег используют денежные агрегаты. В разных странах они отличаются друг от друга, но во всех странах каждый следующий агрегат включает предыдущий. В развитых странах, например в США, выделяют следующие денежные агрегаты: М1, М2, М3, L.

Денежный агрегат М1 включает наличные деньги (банкноты и монеты), средства на текущих счетах (чековые депозиты или депозиты до востребования) и дорожные чеки.

Денежный агрегат М2 включает денежный агрегат М1, средства на нечековых сберегательных счетах и мелкие (до 100 тыс. долл.) срочные вклады.

Денежный агрегат М3 включает денежный агрегат М2 и крупные (свыше 100 тыс. долл.) срочные вклады и депозитные сертификаты.

Денежный агрегат L включает денежный агрегат М3 и краткосрочные государственные ценные бумаги (в основном казначейские векселя).

В некоторых странах (Россия, Великобритания) выделяют денежный агрегат М0, включающий наличные деньги (банкноты и монеты).

Ликвидность денежных агрегатов по мере укрупнения от М1 до L уменьшается. Доходность же наоборот, растет от М1 до L.

Все компоненты денежных агрегатов делят на деньги и «почти деньги». Под деньгами в макроэкономике обычно принимается денежный агрегат М1, включающий сумму наличных денег C (currency), обращающихся вне банковской системы, и средств на текущих счетах коммерческих банков D (demand deposits). Если средства со сберегательных депозитов легко переводятся на текущие счета, то за деньги принимается денежный агрегат М2. Таким образом, деньги, или денежная масса (М) – это средства, которые могут быть непосредственно использованы для совершения сделок: . При этом наличные деньги – это обязательства Центрального банка, а текущие счета – обязательства коммерческих банков.

Компоненты денежных агрегатов М2, М3, L, превышающие денежный агрегат М1, называются «почти деньги» (near - money) потому что они могут быть превращены в деньги путем либо снятия денежных средств со сберегательных и срочных счетов или их перевода на текущие счета, либо продажи государственных ценных бумаг.

Также выделяют «квазиденьги» QM (quazi - money), составляющие разницу между денежными агрегатами М1 и М2: .

Величина предложения денег зависит от экономического поведения банковской системы и населения (небанковского сектора экономики - фирм и домашних хозяйств).

Банки являются финансовыми посредниками в экономике и частью кредитной системы. Их основная функция – кредитование, то есть они аккумулируют временно-свободные денежные средства и предоставляют их под определенный процент во временное пользование экономическим агентам.

Современная банковская система двухуровневая: первый уровень – это Центральный банк страны, второй уровень – коммерческие банки.

Центральный банк является главным банком страны (в России он называется Центральный банк РФ, в США – Федеральная резервная система США, и т. д.) и выполняет ряд важнейших функций. Рассмотрим эти функции.

Центральный банк является эмиссионным денежным центром страны, так как обладает монопольным правом выпуска банкнот.

Центральный банк является банкиром правительства: обслуживает финансовые операции правительства и осуществляет кредитование правительства.

Центральный банк является банком банков – он хранит обязательные резервы коммерческих банков, что позволяет контролировать их деятельность, а также выступает в случае необходимости кредитором последней инстанции для коммерческих банков.

Функцию межбанковского расчетного центра выполняет Центральный банк при осуществлении расчетов коммерческих банков друг с другом и переводных операций.

Центральный банк хранит золотовалютные резервы страны, обслуживает международные финансовые операции страны, контролирует состояние платежного баланса, осуществляет сделки на международных валютных рынках.

Еще одна функция Центрального банка заключается в определении и проведении кредитно-денежной (монетарной) политики в стране.

Коммерческие банки являются частными организациями, имеющими форму акционерного общества, целью деятельности которого является получение прибыли. Коммерческие банки выполняют следующие функции в экономике: хранят финансовые активы, выдают кредиты и создают безналичные деньги. Коммерческие банки выполняют два основных вида операций: пассивные (направлены на привлечение денежных средств, в основном в виде вкладов) и активные (направлены на получение дохода, в основном - кредитование).

Основную часть дохода ком



2019-08-13 260 Обсуждений (0)
Тема 12. Государство в национальной экономике. Фискальная политика и государственный бюджет. Деньги и денежно-кредитная политика государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 12. Государство в национальной экономике. Фискальная политика и государственный бюджет. Деньги и денежно-кредитная политика государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)