Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Поведение фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции



2019-08-13 265 Обсуждений (0)
Тема 6. Поведение фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификация рыночных структур и их характеристика. Особенности поведения фирм, находящихся в условиях совершенной конкуренции: спрос на продукцию фирмы и условие максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Монополия: понятие, виды, определение цены и объема производства. Антимонопольное регулирование: цели и средства. Олигополия. Варианты олигополистического поведения. Особенности поведения фирмы-монополистического конкурента.

План лекции

6.1. Рыночная структура: понятие, критерии классификации.

6.2. Поведение фирм в условиях совершенной конкуренции

6.3. Монополия: определение цены и объема производства

6.4. Особенности поведении фирм в условиях олигополии

6.5. Особенности поведения фирм в условиях монополистической конкуренции

 

6.1. Фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, ориентируется не только на издержки, но и на спрос на свою продукцию. Именно от того, каков спрос па продукцию фирмы, зависит цена, которую назначит фирма, и та прибыль, которую фирма получит в результате реализации произведенно­го продукта.

Таким образом, мы переходим к анализу следующей структурной части модели поведения фирмы на товарном рынке - ограничению по спросу на продукцию.

Исходные предпосылки анализа:

-  фирма действует как рациональный субъект;

-  цены на ресурсы неизменны;

-  фирма производит только один продукт.

Поведение фирмы, принятие ею решений относительно объема выпус­ка и цены существенным образом зависит от того, в какой рыночной струк­туре функционирует фирма, другими словами, на каком рынке она реализует свою продукцию.

Под термином «рыночная структура» понимаются условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Структура рынка – это характерные черты (признаки) рынка, к которым относятся:

- количество и размеры фирм в отрасли;

- степень сходства или отличий товаров разных фирм;

- наличие или отсутствие барьеров для входа на рынок и выхода из него;

- степень доступности рыночной информации.

В зависимости от этих признаков различают четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (табл.6.1.).

В зависимости от вышеперечисленных признаков определяется и конкурентность рынка. Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем ниже способность фирмы влиять на рынок, тем более конкурентной считается данная отрасль. В предельном случае, когда степень влияния одной фирмы равна нулю, говорят о совершенно конкурентном рынке.

 

Таблица 6.1. – Типы рыночных структур

Критерии классификации

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм неограничен-но большое много несколько одна
Тип продукта однородный дифференцированный однородный или дифференциро-ванный уникальный
Рыночная власть отсутствует небольшая высокая максимальная
Барьеры входа-выхода отсутствуют невысокие высокие практически непреодоли-мые

 

Рассмотрим более подробно критерии классификации рыночных структур.

1. Количество фирм в отрасли. Данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними.

Считается, что фирм в отрасли много, если объем производства каждой относительно невелик, ни одна из фирм не занимает лидирующих позиций и не может угрожать конкурентам. Напротив, производителей считается мало, когда фирмы достаточно крупны относительно рынка и деятельность каждой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов. Предельным количеством малого является монополия – отрасль одной фирмы.

Степень концентрации производства в отрасли оценивается через коэффициент Херфиндаля-Хиршмана по формуле:

Н = S12 + S22 + … + Sn2

где S1, S2, … Sn – удельные веса производства фирм отрасли.

Если на рынке функционирует одна фирма (например, рынок подземных транспортных услуг), то коэффициент соответствует своему наибольшему значению, Н = 10000. Если на рынке действуют две компании, на каждую из которых приходится по 50% объема производства отрасли, то Н = 5000. Сильно монополизированным принято считать рынок, на котором Н > 1800.

2. Характер производимого продукта оценивается по тому, как воспринимает рассматриваемый товар потребитель.

Если потребители не отдают предпочтения какой-либо фирменной марке и воспринимают все товары как абсолютно совершенные заменители, то эти товары относятся к однородной продукции.

Если же товары являются несовершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной – по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам, так и мнимой – фирменной марке, упаковке, рекламе), то продукция относится к дифференцированной.

В случае, когда у товара вообще нет заменителей на рынке, он становитсяуникальным.

Количественно оценить степень продуктовой дифференциации можно через коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса:

Еd=ΔQa/ Δ(Pb)

Чем ниже показатель перекрестной эластичности спроса, тем больше степень дифференциации.

3. Степень влияния фирмы на рыночные цены, или мера монопольной власти фирмы может быть определена с помощью индекса Лернера:

IL = (P – MR) / P,

где Р – рыночная цена, MR- предельный доход.

На рынке с совершенной конкуренцией, где MR=Р, индекс Лернера принимает минимальное значение и равняется нулю. Максимальное значение (равное единице) индекс Лернера принимает в ситуации с чистой монополией.

При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком, сформирована «за спиной» производителя товаров, предстает как объективный, независимый от воли и сознания рыночный феномен. В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.

В условиях совершенной конкуренции невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому сколько бы эта фирма ни поставила товара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказывать воздействие на сложившуюся на рынке цену.

В случае же несовершенной конкуренции фирма обладает определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются в зависимости от формы несовершенной конкуренции. Но главное – фирма сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной.

Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, то, например, монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

4. Возможность входа на рынок для новых фирм и издержки выхода из бизнеса. Входной барьер при вступлении в рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль. Условно их можно поделить на две группы:

барьеры искусственные (институциональные),связанные с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов на какой-либо вид деятельности, различного рода государственные ограничения, протекционистская политика и международные торговые ограничения; нормативно-правовая база, регулирующая деятельность данного рынка, и т.п.;

барьеры естественные,причина которых заключается в экономии на масштабах производства и высоком минимально эффективном размере предприятий отрасли, а также в более низких издержках производства у действующих предприятий, по сравнению с «новичками». Помимо этого барьером могут служить высокая степень дифференциации продукции и лояльности покупателей к уже существующей торговой марке, доступ к каналам распределения продукции и т.д.

 

6.2. Рассмотрим поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции,представляющей собой идеальную рыночную модель, в которой основные закономерности поведения фирмы проявляются в чистом виде. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:

1. Количество экономических субъектовна рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную ценупродукта. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.

2. Свобода входа и выходана рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры- нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм. Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.

3.Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности. Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.

4. Совершенное знаниевсех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

Исходя из первой предпосылки, можно определить спрос на продукцию конкурентной фирмы.

В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, как это представлено на рис. 6.1, и определяет горизонтальную кривую спроса для каждой отдельной фирмы.

Изменение объема предложения отдельной фирмы не повлияет на положение кривой рыночного предложения и, следовательно, на цену товара. На правом графике изображена кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы.

 

Рисунок 6.1. а) рыночный спрос б) спрос на продукцию отдельной фирмы  

 

 

Видим, что спрос на продукцию конкурентной фирмы является абсолютно эластичным, т.е. по одной цене фирма может продать любое количество продукции (в рамках своих производственных мощностей).

Отсюда следует важный вывод: для конкурентной фирмы проблема выбора сводится к определению оптимального объема выпуска. Стратегию ценообразования фирма не разрабатывает, она принимает цену, сложившуюся на рынке в результате соотношения общего рыночного спроса и общего рыночного предложения.

Как же конкурентная фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, выбирает оптимальный объем выпуска?

Введем показатели дохода фирмы.

1. Совокупный доход (ТR)- общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции,

TR=PQ,

представлен на графике линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат.

2. Средний доход (АR)- доход от реализации единицы продукции, AR=TR/Q

определяется рыночной ценой равновесия Ре, а кривая AR совпадает с кривой спроса фирмы.

По определению AR=TR/Q=(PQ)/Q=P.

3. Предельный доход (MR)- добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска, MR = d ( TR )/ dQ .

Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска. По определению MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ=P,

Все функции дохода представлены на рис. 6.2.

Исходя из существующих в данный момент времени рыночных и технологических условий, фирма определяет оптимальный объем выпуска, т.е. объем выпуска, обеспечивающий фирме максимизацию прибыли (или минимизацию издержек, если получение прибыли невозможно). Существует два взаимосвязанных метода определения точки оптимума.  


Рисунок 6.2. Доход фирмы-конкурента

 

1. Метод совокупных издержек - совокупного дохода. Совокупная прибыль фирмы максимизируется при таком объеме выпуска, когда разница между ТR и ТС будет максимально большой.

П= TR - TC = max

На рис. 6.3 оптимизирующий объем находится в точке, где касательная к кривой ТС имеет тот же наклон, что и кривая ТR. Функция прибыли находится путем вычитания ТС из ТR для каждого объема производства. Пик кривой совокупной прибыли (П) показывает объем выпуска, при котором прибыль максимальна в краткосрочном периоде.

Из анализа функции совокупной прибыли следует, что совокупная прибыль достигает своего максимума при объеме производства, при котором ее производная равна нулю, или dП/dQ=0. Производная функции совокупной прибыли имеет строго определенный экономический смысл - это предельная прибыль. Предельная прибыль (MП) показывает прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу. Из первого условия максимизации прибыли (МП=0) вытекает второй метод.  

Рисунок 6.3. Определение точки оптимального производства

 

 


2. Метод предельных издержек - предельного дохода.

МП= dП/dQ = dTR / dQ - dTC / dQ .

Поскольку dTR/dQ=MR, а dTC/dQ=МС, то совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу:

МС=МR

Если предельные издержки больше предельного дохода (МC>МR), то предприятие может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. Если предельные издержки меньше предельного дохода (МC<МR), то прибыль может быть увеличена за счет расширения производства, и лишь при МС=МR прибыль достигает своего максимального значения, т.е. устанавливается равновесие.

Данное равенство действует для любых рыночных структур, однако в условиях совершенной конкуренции оно несколько модифицируется.

Поскольку рыночная цена тождественна среднему и предельному доходам фирмы- совершенного конкурента (Р=AR=MR), то равенство предельных издержек и предельного дохода трансформируется в равенство предельных издержек и цены:

МС=Р.

Отсюда следует, что финансовое положение фирмы в первую очередь зависит от того, какая цена сложилась на рынке реализуемого фирмой товара. Возможны следующие случаи максимизации прибыли.

1. Р > min ATC. В этом случае конкурентная фирма получает экономическую прибыль;

2. Р = min ATC. В этом случае фирма покрывает свои экономические издержки, но не получает экономическую прибыль. Однако она получает нормальную прибыль, достаточную для того, чтобы удержать фирму в рамках выбранного направления деятельности.

3. minAVC < P < minATC. В этом случае фирма не получает достаточного дохода, чтобы покрыть свои издержки. Тем не менее, при такой цене фирма будет продолжать производство, так как в этом случае она минимизирует убытки.

4. Р < АТС, Р < AVC. Это – случай закрытия фирмы.

Для оценки краткосрочной функции предложения конкурентной фирмы следует исходить как из условия равновесия (Р = МС), так и из условия целесообразности продолжения производства (Р < minAVC). Фирма-конкурент будет наращивать производство до той точки, при которой цена равняется предельным издержкам и прекратит производство, если цена будет ниже минимального значения средних переменных издержек.

Поэтому кривая индивидуального предложения конкурентной фирмы будет совпадать с кривой ее предельных издержек (МС) выше минимального уровня средних переменных издержек (AVC), что показано на рис. 6.4.

Любое нарушение равновесия независимо от того, вызвано оно изменением цены на продукцию или изменением издержек производства, приводит к соответствующему пересмотру объемов выпуска в сторону точки оптимума. В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными. Это предполагает возможность изменения размеров производства, внедрения новой технологии и модификации продукции, а для отрасли в целом – изменение числа фирм-производителей.    


Рисунок 6.4. Кривая предложения фирмы-конкурента

 

Если уровень сложившихся в отрасли издержек позволяет отдельным производителям получать положительную краткосрочную экономическую прибыль, то действующие на рынке фирмы стремятся расширить свое производство и получить максимальную выгоду от благоприятной рыночной конъюнктуры.

Одновременно с этим возрастает инвестиционная привлекательность отрасли, и все большее количество внешних фирм начинает проявлять заинтересованность в проникновении на данный рынок. Появление в отрасли новых фирм и расширение деятельности старых неизбежно увеличат рыночное предложение, вызовут тенденцию к сокращению рыночной цены и, как следствие, к уменьшению прибылей.

Если по каким-либо причинам (например, крайне высокая привлекательность рынка) рыночное предложение увеличится до уровня, при котором фирм не смогут извлекать даже нормальную прибыль, начнется постепенный отток компаний в более прибыльные сферы деятельности и сокращение масштабов деятельности на оставшихся производствах.

Сокращение отраслевого предложения вызывает обратный процесс. Цены постепенно начинают возрастать, убытки сокращаться, и отток фирм приостанавливается.

Процесс входа-выхода фирм будет продолжаться до тех пор, пока не установится долгосрочное рыночное равновесие.

6.3. Крайней противоположностью рынка совершенной конкуренции является чистая монополия – рыночная структура, при которой единственная фирма является производителем и продавцом данного вида продукта.

Так, в городе может быть только один производитель подземных транспортных услуг – метрополитен, единственная компания, обеспечивающая коммунальные хозяйства водой, электроэнергией, и т.д.

Будучи единственным производителем (продавцом) конкретного товара или услуги, монополист находится в уникальном положении. У него нет прямых конкурентов, и поэтому коэффициент Херфиндаля-Хиршмана, характеризующий концентрацию производства, приближается к своему максимальному значению Н = 10000.

На рынке не существует сколько-нибудь близких товаров-заменителей для продукции монополиста, которая носит уникальный характер. В этих условиях перекрестная эластичность спроса по цене, показывающая степень количественного изменения объема продаж фирмы-монополиста при изменении цены какой-либо другой фирмы на 1%, стремится к нулю.

Сохранение монопольных позиций отдельной компанией возможно лишь в условиях крайне высоких барьеров входа и выхода из отрасли, когда проникновение на рынок других фирм и их деятельность на нем являются практически невозможными или экономически неэффективными.

Характер существующих на рынке барьеров в значительной степени предопределяет различные типы монополий:

- закрытая – защищена от конкуренции юридически (патентом, авторским правом;

- открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции, т.е. административных барьеров для вхождения в отрасль других фирм (например, фирма, впервые вышедшая на рынок с новой продукцией);

- естественная монополия основана на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Обычно естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленному на защиту прав потребителей от злоупотребления монопольной властью. Преодоление подобного барьера под силу лишь крупным диверсифицированным корпорациям.

Монополист удерживает рынок в своей полной власти. Максимально высокая рыночная власть позволяет ему контролировать объемы продаж и тем самым воздействовать на рыночные цены. В этих условиях коэффициент рыночной власти достигает своего наивысшего значения L = 1.

Вместе с тем разработка ценовой стратегии любой компании, даже чистого монополиста, предполагает обязательный учет платежеспособности потенциальных потребителей и действие закона спроса. Назначение слишком высоких цен ведет к сокращению объема продаж и может привести к снижению совокупных прибылей фирмы.

В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма не может воздействовать на рыночные цены и по этой причине является по своей сути ценополучателем. Для максимизации прибыли фирме-конкуренту достаточно знать функцию своих издержек.

Для фирмы-монополиста этой информации недостаточно. Ей необходимо знать функцию спроса на свою продукцию, а также (при осуществлении политики ценовой дискриминации) функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка на свою продукцию.

Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом практически всех потребителей своего товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, то есть имеет отрицательный наклон. Это означает, что монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену. Вследствие убывающего характера кривой спроса кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса при любом положительном значении объема выпуска (рис. 6.5), и, соответственно, предельный доход меньше цены:

 

Таблица 6.2. – Динамика предельного дохода в условиях чистой монополии

Цена, Р, у.е. Объем Q, шт. Совокупный доход TR, у.е. Предельный доход MR, у.е.
10 1 10 10
9 2 18 8
8 3 24 6
7 4 28 4
6 5 30 2

 

Основное отличие условий максимизации прибыли при совершенной конкуренции и при монополии заключается в следующем. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда определяется рыночной ценой:

MR = Р,

тогда как для монополиста предельный доход меньше цены реализации:

MR < Р.

Как видно на графике, при чистой монополии рыночная цена Pm обычно выше, а объем производства Qm – ниже, чем при совершенной конкуренции. Последствием этого является как прямой ущерб от недопроизводства товара или услуги и менее эффективное использование ресурсов, так и косвенный ущерб от перераспределения части потребительского излишка в пользу монополии вследствие повышения рыночной цены.  
Это означает, что если при совершенной конкуренции оптимальный объем производства определяется путем сопоставления предельных издержек фирмы и рыночной цены, то при монополии фирма должна сопоставлять свои предельные издержки и предельный доход. Точки оптимума конкурентного и монопольного рынка не совпадают (рис. 6.5.)

 

Рисунок 6.5. Точки оптимума на конкурентном и монопольном рынках

 

Анализ условий максимизации прибыли монополистом позволяет выделить несколько наиболее распространенных заблуждений относительно поведения фирмы на рынке и особенностей ее ценообразования.

Во-первых, рыночная власть монополиста и его способность влиять на цены не безграничны. Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом, и назначение цены выше оптимального уровня неизбежно повлечет за собой снижение получаемых прибылей монополии.

Во-вторых, рыночная власть монополиста не гарантирует ему получение положительной экономической прибыли. Если на продукцию по какой-то причине сокращается спрос, прибыль может быть нулевой. Кроме того, значительно снизить прибыльность фирмы могут неэффективность производства и высокие издержки.

В-третьих, спрос на продукцию монополиста является эластичным по цене, несмотря на формальное отсутствие близких заменителей у предлагаемых им товаров и услуг.

 Значительная рыночная власть, которой обладает отдельная фирма-монополист, позволяет ей диктовать цены и объемы выпуска, а также проводить особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию.Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

Наглядный пример ценовой дискриминации можно увидеть и обратившись к знаменитому роману И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев», когда Остап Бендер торговал билетами с видом на «Провал»: «Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно. Студентам пять копеек!».

 

6.4. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг – эта отрасль является олигополистической. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, цемент и т.д. являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии.

Многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, бытовые электрические приборы, являются дифференцированными олигополиями.

Почему определенные отрасли состоят только из нескольких фирм? Ответ заключается в экономии издержек и существовании барьеров для вступления в отрасль. Там, где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно только при небольшом количестве производителей. Другими словами, эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка.

Например, в автомобильной промышленности США в период ее становления существовало больше 80 фирм. С годами развитие технологий массового производства, банкротства и слияния ослабили борьбу между производителями. Теперь в США на долю «большой тройки» – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» – приходится около 90% продаж произведенных в стране автомобилей.

Почему не создаются новые фирмы, чтобы вступить в автомобильную отрасль? Ответ заключается в следующем: чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для этого потребуется вложить только в машины и оборудование несколько миллиардов долларов.

Эффект масштаба может быть труднопреодолимым барьером для вступления. Он объясняет не только развитие олигополии во многих отраслях, но также и невозможность того, что такие отрасли станут более конкурентными.

К другим барьерам, ограничивающим доступ на олигополистический рынок, следует отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу.

Существуют и поведенческие барьеры. Олигополисты, разделившие рынок и получающие устойчивую прибыль, могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены и т.д.

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты – не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка.

Олигополисты как бы находятся в «одной лодке», они слишком крупны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет возможности договориться между собой, так как сговор воспрещается антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение довольно рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с конкурентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.

Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Вкратце можно сказать, что неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшение качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.п.

Количественное значение коэффициента Лернера для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии, т.е. колеблется в пределах 0 < L < 1. Чем выше полученный результат, тем в большей степени фирма-олигополист может воздействовать на рыночную цену и получать тем самым дополнительную прибыль.

Многообразие форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей поведения компаний на рынке. Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.

1. Некооперированная олигополия, при которой фирмы определяют оптимальные объемы выпуска и цены независимо друг от друга, не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия (модель Курно, модель ломаной кривой спроса, ценовая война).

2. Кооперированная олигополия, при которой фирмы согласуют взаимное поведение посредством сговора или каким-либо другим способом (картель).

3. «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли (лидерство в ценах).

Рассмотрим некоторые базовые модели более подробно.

Модель французского экономиста и математика Огюстена Курно, созданная им в 1838 г., является одной из первых попыток анализа рынка некооперированной олигополии. Курно проанализировал следующую ситуацию.

В небольшом городке на юге Франции существует рынок лечебных вод, на котором действуют две фирмы А и Б (ситуация дуополии), схожие друг с другом и по масштабам деятельности, и по уровню издержек. Добываемая вода продается туристам, причем известна зависимость между уровнем рыночной цены и объемом продаж, т.е. функция рыночного спроса:

P = a – bQ,    где Q – совокупный объем производства двух фирм

Q = Qa + Qb.

Обе фирмы стремятся к максимизации прибыли, но вынуждены учитывать в своей деятельности объемы выпуска фирмы-конкурента, поскольку чрезмерные и нерегулируемые поставки воды могут обвалить рыночные цены.

В условиях, когда сговор между фирмами по той или иной причине невозможен, оба производителя должны постоянно корректировать свои объемы, исходя из предполагаемых объемов конкурента. Например, если фирма А полагает, что возможный дневной объем выпуска фирмы Б равен нулю (т.е.е она является единственным производителем и спрос на ее продукцию совпадает с рыночным спросом), то она предложит на рынок максимально допустимый объем минеральной воды.

Если предполагаемый объем выпуска фирмы Б будет больше, то фирма А скорректирует свой выпуск исходя из остаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию фирмы Б), то есть произведет в точке оптимума несколько меньше продукции.

Наконец, если фирма А полагает, что ее конкурент покрывает весь дневной спрос, она предпочтет свести свое производство до нуля. Аналогичным образом поступает и второй олигополист.

Таким образом, оптимальный объем производства одной фирмы будет меняться в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти или сокращаться объем выпуска фирмы-конкурента.

Функциональная зависимость производства одной фирмы от предполагаемого объема производства другой фирмы называется уравнением реакции:

Совокупность точек на кривой реакции фирм показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска (рис. 6.6.). Точка пересечения кривых реакции рассматриваемых фирм, называется точкой равновесия Курно.  
Qa = f(Qb), Qb = f(Qa).

Рисунок 6.6. Кривые реакции и точка равновесия Курно

Крайний случай кооперированной олигополии представляет модель картеля. Картеля можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и получения ее участниками монопольно высокой прибыли путем сговора.

Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Главная идея подобного соглашения состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения либо квоты (доли) каждого из них в общем производстве, либо путем географического закрепления рынков(члены картеля обязуются не вторгаться на чужие участки рынка). Нередко картели предпринимают меры и по выравниванию уровня издержек своих членов. Для этого они договариваются предлагать поставщикам за закупаемые ресурсы одинаковую цену.

Таким образом, картель предполагает соглашение относительно:

- принципа установления цен;

- раздела рынков сбыта;

- квот производства и сбыта участников;

- обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

Картели могут иметь как национальный(т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер. Одним из наиболее известных международных картелей является ОПЕК (Организация стран – экспортеров нефти), которая успешно воздействует на мировые цены на нефть.

6.5. Одним из наиболее распространенных типов рынка является монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция - такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отли­чающийся от продукции ее конкурентов.

Основные признаки монополистической конкуренции:

1. На рынке присутствует относительно большо



2019-08-13 265 Обсуждений (0)
Тема 6. Поведение фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Поведение фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)