Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность



2019-08-13 880 Обсуждений (0)
Тема 4. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность 0.00 из 5.00 0 оценок




Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность рыночного спроса и её виды: по цене, по доходу, перекрёстная. Коэффициенты эластичности и их практическое значение.

Эластичность предложения.

 

План лекции

4.1 Индивидуальный спрос и рыночный спрос. Графическое и аналитическое представление

4.2 Эластичность спроса и её виды

4.3 Эластичность предложения

 

4.1.  Спрос, который предъявляет отдельный индивид, называют индивидуальным спросом. Индивидуальный спрос – явление субъективное, поскольку зависит от индивидуальных предпочтений. Тот факт, что мы восприняли аксиому независимости потребителя, позволит нам получить рыночный спрос путем суммирования индивидуальных покупок. Если мы суммируем спрос всех покупателей на данном рынке, например, на рынке хлебобулочных изделий Красноярска, то получим рыночный спрос. Рыночный спрос позволяет судить о характере блага и дает возможность производителям ориентироваться при выборе стратегии предприятия.

Графически мы получаем кривую рыночного спроса, суммируя графики индивидуального спроса по горизонтали (рис. 4.1.). Кривые индивидуального спроса носят дискретный характер, то есть один потребитель за определенный промежуток времени потребляет ограниченное количество товара.

Купив, например, упаковку кофе или пару десятков яиц, мы не будем покупать эти продукты, пока они у нас не закончатся. В противоположность этому кривая рыночного спроса будет непрерывной в силу действия закона больших чисел: есть большая вероятность того, что каждый день кто-то будет покупать кофе или яйца, и насыщения в определенном отрезке времени не произойдет.

 

 

Рисунок 4.1. Рыночный спрос (б) как сумма индивидуальных, предъявляемых покупателями А, Б, В и Г (а)

 

 

Различаются кривые индивидуального и рыночного спроса и траекторией: кривые индивидуального спроса вогнуты к началу координат по причине насыщения данным благом конкретного покупателя, тогда как кривая рыночного спроса выпукла к началу координат, поскольку с понижением цены количество покупателей прирастает и увеличивается количество покупок со стороны одного покупателя.

На рис 4.1 покупатель Б покупает одну единицу блага по цене 5, а покупатель В – две единицы блага по этой цене. Вместе они предъявляют спрос на три единицы блага, что показано на рисунке в части б. По цене 4 две единицы купит Б и три единицы – В. Объем рыночного спроса составит 5 единиц. Так, суммируя количество покупок индивидами А, Б, В и Г по каждой возможной цене, мы получили кривую рыночного спроса D.

Если представить спрос аналитически, то рыночный спрос будет алгебраической суммой индивидуальных с ограничениями, обусловленными функциями индивидуального спроса. Например, если индивидуальный спрос одного покупателя описывается функцией Qd= 3 – P, а у второго- Qd = 8 – 2P, то совокупный спрос будет описываться функцией QD = 11 – 3P при P<3. При P≥ 3 рыночный спрос будет QD = 8 – 2P, поскольку первый покупатель покупает по цене 3 и больше уже ничего не покупает.

 

4.2. Термин «эластичность» позаимствован у популярной во времена создания теории эластичности (конец XIX – нач..XX вв.) механической физики. В математике эластичностью называют отношение относительного приращения функции к относительному приращению независимой переменной. В экономической теории эластичностью стали называть степень реакции потребителя на изменение третьего фактора. Типичными реакциями, выраженными в изменении количества покупаемого товара, являются реакции потребителей на изменение цены данного блага, цен других благ и доходов потребителей.

Таким образом, для функции рыночного спроса независимыми переменными будут 1) цена данного блага, 2) цены других благ, 3) доходы потребителей. Соответственно выделяют эластичность спроса по цене (иначе – прямая эластичность), перекрёстная эластичность и эластичность спроса по доходу.

4.2.1 Эластичность спроса по цене отражает тот факт, что на разных рынках потребители по-разному реагируют на изменение цены. Повышение цены на одно благо может вызвать сильное изменение количества покупок, а повышение цены на другое благо может почти никак не повлиять на объем спроса. Именно это явление – разная реакция потребителей на изменение третьего фактора, в данном случае цены блага - была названа эластичностью спроса. 

Эластичность спроса по цене – это степень реакции потребителя на изменение цены данного блага. Или иначе: это чувствительность объема спроса к изменению цены данного блага. Особенностью маржиналистского анализа поведения потребителей является попытка количественного измерения экономических явлений. Измерять количественно степень реакции потребителя стали широко распространившимся и на другие типы эластичности коэффициентом, суть которого состоит в том, чтобы определить, на сколько процентов изменится объем спроса в ответ на однопроцентное изменение цены.

Аналитически это можно записать так: Edp = ΔQ% : ΔP%

Значение коэффициента эластичности спроса по цене всегда будет отрицательным, поскольку если цена повышается, то объем спроса уменьшается, то есть когда  ΔP>0, тогда ΔQ<0. Для оценки ситуации информативным является значение коэффициента по модулю.

Попытка измерить степень реакции потребителя, как мы увидим позже, оказалась плодотворной и практически значимой. Поскольку первые теоретические обобщения изысканий, описывающих степень реакции потребителей, сделал Альфред Маршалл, пять принципиально значимых вариантов поведения потребителей в ответ на изменение цены назвали «пять кривых Маршалла» (рис. 4.2)

 

Рисунок 4.2. Пять кривых Маршалла

 

На графике 1 (рис.4.2) изображена реакция потребителя на изменение цены, когда относительное изменение объема покупок превышает относительное изменение цены. То есть коэффициент ценовой эластичности больше единицы: Edp> 1. На графике 2, напротив, относительное изменение объема спроса меньше, чем вызвавшее его изменение цены: Edp< 1. На графике 3 кривая спроса изображена под углом 45°, что означает, на сколько процентов изменится цена, ровно на столько же процентов, но в другом направлении изменится объем покупок. Такое поведение потребителей назвали единичной эластичностью: Edp = 1.

 На графиках 4 и 5 изображены два крайних случая, когда спрос абсолютно эластичен (4) и когда спрос абсолютно неэластичен (5).

Абсолютно эластичным спросом (4) называют такое поведение потребителей, когда они по одной цене готовы покупать значительное количество блага. В случае повышения цены спроса не будет вообще, а в случае понижения товар будет раскупаться в первую очередь. Эта ситуация характерна для рынков совершенной конкуренции, где доля каждого производителя так мала, что он не в состоянии повлиять на цену.

Абсолютно неэластичным спросом называют такое поведение потребителей, когда они не изменяют количества покупок в ответ на изменение цены. Это случается тогда, когда товар является жизненно необходимым благом для потребителя. Например, график 5 будет отражать поведение потребителя на рынке лекарства, которое для потребителя является жизненно важным. 

В теории выделены факторы, от которых зависит степень реакции потребителя на изменение цены, то есть факторы эластичности спроса по цене (или прямой эластичности).

Во-первых, это степень необходимости блага для потребителя. Чем более необходимо благо для потребителя, тем труднее ему отказаться от этого блага, даже если оно стало слишком дорогим. Количество спроса изменится незначительно, то есть спрос на него неэластичен. И наоборот: чем менее необходимо благо для потребителя, тем более эластичен спрос на него. Потребитель, увидев цену, подумает «ладно, обойдусь без него». Количество покупок изменится значительно, то есть спрос эластичен.

Во-вторых, это наличие заменителей (субститутов) данного блага. Чем больше у данного блага заменителей, тем более эластичен спрос на него: потребитель легко откажется от подорожавшего блага и заменит его менее подорожавшим, таким образом, количество покупок данного блага значительно уменьшится. И наоборот: если у блага много заменителей, то снижение цены на это благо заставит покупателей отказаться от других благ в пользу данного блага, и количество покупок значительно увеличится.

В-третьих, это доля цены блага в общих расходах потребителя. Если доля цены мала, то потребитель едва ли будет реагировать на изменение цены. Ему будет всё равно, покупать раз в месяц этот товар за 16 или за 20 рублей, если его текущие расходы за месяц составляют 28 тысяч.

В-четвертых, это степень агрегированности блага. Одно дело, если поднимется цена только на хлеб, в котором есть ржаная мука, другое дело – на все сорта и виды хлеба. В первом случае потребитель сможет заменить подорожавший ржаной хлеб другим, во втором – нет. Тогда мы в первом случае будем иметь дело с эластичным спросом, а во втором случае с неэластичным.

В-пятых, это наличие у потребителя запасов данного блага. Если запасы имеются, потребитель может отказываться какое-то время от подорожавшего товара, используя свои запасы. Спрос окажется эластичным.

Например, если в доме есть запас электролампочек, и вдруг цена на них повысилась, то семья может какое-то время не покупать новые лампочки, а использовать запасы. Спрос окажется высокоэластичным. А если запасов не имеется, то сколько покупалось лампочек до повышения цены, столько и будет покупаться – ведь едва ли мы согласимся сидеть в темноте, тем более, что цена лампочки составляет небольшую долю в расходах потребителей. Тогда спрос окажется неэластичным.

Другой пример. В два раза, то есть на 100% повысилась цена на соль. Значительно ли изменится объем покупок вследствие такого повышения? Скорее всего, вообще не изменится, потому что: а) соль – продукт первой необходимости; б) у соли нет заменителей; в) доля цены соли в общих расходах потребителя очень мала. Исходя из этих соображений, можно считать, что спрос на соль абсолютно не эластичен (кривая 5 на рис. 4.2)

Понятие прямой эластичности, или эластичности спроса по цене - это не чисто теоретическая разработка. Оно имеет практическую значимость и широко используется при выборе стратегии фирмы. 

 Стремясь увеличить выручку от реализованной продукции, фирма может либо повысить цену, либо увеличить выпуск. Заметим, что то и другое сразу фирме делать не следует. Ведь повышение цены заставит часть покупателей отказаться от покупок, и выпущенная дополнительно продукция останется на складе. Фирма понесет убытки. Что же следует выбрать фирме: повышение цены или увеличение выпуска? На этот вопрос дает ответ изучение реакции потребителя на изменение цены блага, то есть эластичности спроса по цене на продукцию фирмы. Если повышение цены, например, на 10% приведет к снижению продаж на 20 %, коэффициент эластичности будет равен 2 (20% : 10%). Это значит, что спрос эластичен и фирме не имеет смысла повышать цену, так как она больше потеряет от снижения объема продаж, чем выиграет от повышения цены. А вот снижать цену при высокой эластичности фирме выгодно – она больше выиграет от увеличения объема покупок, чем проиграет от снижения цены. Именно такую ситуацию используют розничные торговые сети, проводя акции по временному снижению цен на определенные блага. Заметьте, акционными становятся товары, у которых есть заменители, потому что именно на такие товары спрос высокоэластичен.

4.2.2 Потребитель в разной степени меняет объем покупок не только в зависимости от изменения цены данного блага, но и вследствие изменения цен других благ. Тогда речь будет идти о перекрёстной эластичности.

Перекрёстная эластичность спроса – это степень реакции потребителя на изменение цен других благ. Иначе говоря, это чувствительность объема спроса к изменению цен других благ. 

Это явление также подвергается измерению через коэффициент. Коэффициент перекрёстной эластичности:

Edа,b = ΔQ%(a) : ΔP%(b) ,  

где ΔQ%(a) – изменение объёма спроса на товар а, ΔP%(b) – изменение цены товара b, вызвавшее изменение количества покупок.

Зависимость объема покупок от изменения цен других благ - явление понятное на уровне здравого смысла: ведь если мы потратим меньше денег на одно благо из-за снижения его цены, то сможем позволить себе купить больше другого блага. И наоборот: если что-то необходимое стало дороже, мы уже не сможем в прежнем количестве покупать другие, менее необходимые блага. Однако понятие перекрёстной эластичности полезно и имеет практическую значимость не по этим очевидным соображениям. По коэффициенту перекрестной эластичности определяется характер блага, взаимозависимость благ. Например, если коэффициент отрицателен (снижение цены одного блага вызывает увеличение объема покупок другого блага, и наоборот), то перед нами товары взаимодополняющие. Фирма, снижающая цены на сотовые телефоны, получит увеличение прибыли от продаж гарнитуры к ним, поскольку объем покупок увеличится. Если же коэффициент положителен (повышение цены одного блага увеличивает объем покупок другого блага, и наоборот), то перед нами товары-субституты (заменители). Фирма, конкурирующая с фирмами, выпускающими товары со сходными характеристиками, не может просто повысить цену – покупатели предпочтут продукцию конкурентов, и повышение цены приведет к обратному результату: снижению прибыли. Таким образом, практическую значимость имеют показатели перекрёстной эластичности:

Edа,b < 0 – взаимодополняющие товары, или комплементарные;

Edа,b > 0 – товары – заменители, или субституты.

       Выделяют также и нейтральные блага: повышение цен на одно благо никак не повлияет на количество покупок другого блага. Например, если повысятся цены на хоккейные клюшки, это не повлияет на количество покупок хлеба в семьях пенсионеров. Для таких благ коэффициент перекрёстной эластичности будет равен нулю: Edа,b = 0.

4.2.3. Рассмотрим третий вид эластичности спроса – эластичность спроса по доходу. Это степень реакции потребителя на изменение его дохода. Надо подчеркнуть, что факт увеличения спроса с увеличением дохода – не позволяет говорить об эластичности спроса по доходу. Надо знать, в какой степени увеличение дохода увеличит объем покупок. А в случае с инфериорными благами – уменьшит.

Коэффициент эластичности спроса по доходу как раз и показывает, на сколько процентов изменится объем покупок в связи с однопроцентным изменением дохода:

EdI= ΔQ% : ΔI%, где ΔI% - процентное изменение дохода, ΔQ% - процентное изменение объема спроса, вызванное изменением дохода.

Для нормальных благ значение коэффициента положительно: EdI > 0.

Для благ первой необходимости коэффициент больше нуля, но меньше единицы, что означает, что не всё приращение дохода потребитель тратит на эти блага: 0 < EdI <1.

Для предметов роскоши коэффициент больше единицы: EdI > 1, что означает, что на предметы роскоши люди тратят больше, чем приращение дохода (например, недостающую сумму занимают и воплощают в жизнь долгожданную мечту: летят на Северный полюс, покупают велосипед, приобретают дом на Гавайских островах и т.д.). Заметьте, что для людей с разными доходами предметами роскоши будут являться разные по стоимости блага. Для одних велосипед – роскошь, другие могут купить десять автомобилей, не занимая денег. По тому, какие покупки совершаются в кредит, можно судить об уровне благосостояния семей. Например, если количество телевизоров, купленных в кредит, уменьшается – благосостояние растет, а если увеличивается – благосостояние падает.

Наконец, коэффициент эластичности спроса по доходу может быть отрицательным: EdI < 0. Это явление мы будем наблюдать, когда увеличение дохода побуждает людей, напротив, уменьшить потребление какого-то блага. И наоборот: снижение дохода заставит покупать большее количество этого блага. Понятно, что речь идет об инфериорных благах, или благах низшего порядка: обуви из кожзаменителя, одежды массового производства из дешевых тканей и т.д. Заметим, что понятие блага низшего порядка относительно, так же как относительно понятие предметов роскоши. Для владельца велосипеда, никогда не имевшего машины из-за нехватки денег, любой автомобиль будет нормальным благом[8], а для владельца «Мерседеса» отечественные «Жигули» будут благом низшего порядка.

Таким образом, значения коэффициента эластичности спроса по доходу позволяют судить о значимости блага для потребителя :

EdI > 0 – нормальное благо;

EdI < 0 – благо низшего порядка;

0 < EdI <1 – благо первой необходимости;

EdI > 1 – предмет роскоши.

 

4.3. Эластичность предложения – это степень реакции производителя на изменение рыночной ситуации[9]. В одних случаях производитель изменяет выпуск значительно, в других – незначительно, а бывают ситуации, когда производитель никак не реагирует на изменение цены выпускаемого им блага. Тогда речь идет, соответственно, об эластичном, неэластичном и абсолютно неэластичном предложении.

Это явление также подвергается измерению. Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменится выпуск в ответ на однопроцентное изменение цены: Esp = ΔQ% : ΔP%

По аналогии со спросом, можно изобразить пять случаев реакции производителя на изменение цены его блага (рис. 4.3).

 

Рисунок 4.3. Эластичность предложения: 1 – предложение эластично; 2 - предложение неэластично; 3 – единичная эластичность, производитель в равновесии; 4 - предложение абсолютно эластично; 5 – предложение абсолютно неэластично.

 

                            

Факторы, от которых зависит степень реакции производителя на изменение рыночной ситуации, могут быть подразделены на несколько следующих групп.

1. Особенности технологического процесса в производстве данного блага.

Если производство связано с длительным технологическим процессом и требует больших затрат, то производитель не сможет быстро отреагировать на изменение рыночной ситуации, ведь для этого будет необходимо запустить (в случае расширения производства) или остановить (в случае сокращения производства) производство. Предложение на рынке этого блага будет неэластичным.

Другое дело, если технологический процесс не требует много времени. Тогда производитель может быстро менять выпуск, и предложение окажется эластичным. Например, предложение гидротурбин неэластично в силу того, что их создание – это длительный процесс. Как расширение, так и свертывание производства требует много времени и затрат. Предложение карандашей более эластично, потому что можно быстро и без больших затрат как расширить, так и сократить их производство.

2. Наличие доступных ресурсов.

Расширение производства в ответ на увеличившийся спрос может встретить препятствия из-за отсутствия доступных ресурсов. Если увеличился спрос на одежду из хлопка, производитель, желающий расширить производство, столкнется с тем, что цены на хлопчатобумажную ткань сильно возросли, а хлопок для её производства ещё не вырос. Производители же хлопка, желая приумножить прибыль, столкнутся с ограниченностью земель, пригодных для выращивания хлопка.

3. Фактор времени.

Экономическая теория, которую мы изучаем, рассматривает явления в статике, исследуя равновесные состояния, сравнивая их, но не озадачиваясь процессом перехода из одного состояния в другое. Поэтому модели поведения людей учитывают время опосредовано, через понятия мгновенного, короткого и длительного периодов.

Под мгновенным периодом понимается период, в течение которого производитель никак не реагирует на изменение рыночной ситуации, то есть не меняет выпуск. Понятно, что в мгновенном периоде предложение абсолютно неэластично (график 5 на рис. 4.3).

Под коротким периодом понимается период, когда производитель реагирует на изменение рыночной ситуации, меняя выпуск за счет изменения части факторов производства. Такие факторы называются переменными. Это, как правило, сырье и рабочая сила. При этом производственные мощности остаются неизменными. Их называют постоянными факторами производства[10]. Если производитель увеличил выпуск за счет привлечения дополнительной рабочей силы и сырья, не меняя мощностей, можно говорить, что предприятие находится в коротком периоде. При этом относительное изменение объема предложения меньше, чем относительное изменение цены, то есть коэффициент эластичности предложения меньше единицы: Esp = ΔQ% : ΔP% < 1. Такое предложение называют неэластичным (график 2 на рис. 4.3)

Под длительным периодом понимается период, в котором изменяются все факторы производства. Понятно, что при изменении как количества рабочей силы и сырья, так и производственных мощностей выпуск будет меняться в большей степени, чем в коротком периоде. Предложение длительного периода эластично (график 1 на рис. 4.3).

Рассмотрим ситуацию, графически изображенную на рис. 4.4.

Жил-был булочник. Изо дня в день, из месяца в месяц он выпекал одно и то же количество булочек (SI) и приходили к нему одни и те же покупатели (D0)  и покупали  одно и то же количество булочек Q0  по одной и той же цене P0. В один прекрасный день неподалёку от булочной остановился автобус с экскурсантами, которые в один миг раскупили все булочки, так что постоянным покупателям их не хватило.

Булочник стал выпекать больше булочек, купив больше муки и других ингредиентов, наняв помощника. Кривая предложения (Ss) изменила наклон, количество булочек увеличилось до Qs. Наш герой оказался в коротком периоде (S от short-англ.).

 

Узнав, что автобус с туристами всегда будет останавливаться напротив его дома, булочник значительно расширил производство, расширив помещение, оборудовав новые печи. Кривая предложения меняет наклон, переходя в SL, а фирма булочника оказалась в длительном периоде (L от long – англ.) Как мы видим, понятия периодов никак не связаны со временем: мгновенный период (I от immediate – англ.) может длиться месяцами, если производитель производит одно и то же количество одной и той же продукции, а длительный может быстро завершиться, если после реконструкции потом ничего не меняется.  
Рисунок 4.4. Предложение в мгновенном (SI), коротком (Ss) и длительном (SL) периодах

 

Интересно обратить внимание на то, что увеличение спроса в мгновенном периоде может привести к повышению цен (до PI на рис. 4.4). Это в нашей истории булочник не повысил цены, не желая терять постоянных покупателей, которые могли пойти в другой магазин. Но не будь у него конкурентов, цены повысились бы.

В коротком периоде, когда выпуск увеличивается до Qs, цена становится ниже цены мгновенного периода PI, но остается выше начальной P0.  А вот цена в длительном периоде PL может быть ниже не только цены короткого периода Ps, но и цены длительного периода PL, если внедрены принципиально новые технологии, значительно снижающие затраты на единицу блага. Тогда кривая предложения в длительном периоде будет иметь отрицательный наклон (Sf), выпуск увеличится еще больше. Очевидно, что для общества именно такой выбор производителя оказывается наиболее предпочтительным: будет производиться больше товара и по более низкой цене (Pf).

Рассмотренный фактор времени является самым значимым среди факторов, от которых зависит эластичность предложения.

Вопросы к лекции

1.Что в экономической теории понимается под эластичностью спроса?

2. Когда речь идет об эластичности спроса, имеется ввиду индивидуальный или рыночный спрос?

3. В чем разница между индивидуальным и рыночным спросом? А графически?

4. Какие виды эластичности спроса вы можете назвать?

5. Какое явление действительности описывается понятием эластичность спроса по цене?

6. Какое явление действительности описывается понятием эластичность спроса по доходу?

7. В каких ситуациях речь идет о перекрестной эластичности?

8. Как измеряется эластичность? Напишите коэффициенты всех видов эластичности.

9. Какие коэффициенты имеют аналитическое значение для каждого вида эластичности спроса?

10. Что такое эластичность предложения и какие факторы её обуславливают?

План семинара

1. Рыночный спрос как сумма индивидуальных. Графическое и аналитическое представление.

2. Понятие эластичности спроса и её видов: по цене, по доходу, перекрёстной.

2.1 Прямая эластичность спроса по цене и факторы, на неё влияющие. Коэффициент прямой эластичности и его показатели, имеющие практическое значение.

2.2 Эластичность спроса по доходу. Факторы, на неё влияющие Коэффициент. Показатели для разных групп товаров.

2.3 Перекрёстная эластичность спроса. Коэффициент. Показатели для разных групп товаров.

3. Понятие эластичности предложения. Факторы, на неё влияющие. Фактор времени.   Мгновенный, короткий и длительный периоды как представление о степени реакции производителя на изменение рыночной ситуации.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие стороны поведения потребителя отражает понятие эластичности спроса?

2. Если из-за повышения цен за проезд в метро на 30% повысилось количество поездок на наземном транспорте, о каком виде эластичности пойдет речь и чему равен коэффициент?

3. Смоделируйте свои примеры для всех видов эластичности спроса.

4. Можно ли утверждать, что длительный период – это всегда самый большой отрезок времени по сравнению с мгновенным и коротким?

5. Почему для потребителей выгоден выход фирмы в длительный период?

 

Задачи

1. Зимой на локальном рынке продавалось 60 кг яблок в день по цене 150 руб., а летом на том же рынке продавалось 100 кг яблок по цене 80 руб. Чему равна эластичность спроса по цене на яблоки на этом рынке?

2. Цены на железнодорожные билеты повысились на 50%, из-за чего спрос на пассажирские авиаперевозки повысился на 25%. О каком виде эластичности спроса следует говорить в данном случае, и чему равен коэффициент? К какой группе благ относятся авиа – и железнодорожные перевозки?

3. Фирмы по установке евроокон отмечают рост заказов на 6% и связывают это с ростом доходов населения примерно на 5%. О каком виде эластичности идёт речь, чему равен коэффициент эластичности и к какой группе относится данное благо?

4. Фармацевтические корпорации увеличили производство нового поколения антибиотиков на 10% в ответ на увеличение цены на них на 15%. Чему равен коэффициент, о каком виде эластичности идет речь?

5. Доходы потребителей увеличились на 6%, цены на продовольственные товары увеличились на 10%. Как изменится объем спроса на продовольствие в результате этих изменений, если известно, что коэффициент эластичности по доходу на продовольственные товары равен 0,4, а коэффициент прямой эластичности – 0,1.

 

Тест

1. Понятие эластичности спроса по цене отражает…

а) реакцию потребителя на изменение цены другого блага

б) степень реакции потребителя на изменение цены данного блага

в) степень реакции потребителя на изменение его дохода

г) относительное изменение объема спроса, делённое на относительное изменение цены

2. Причины низкой ценовой эластичности спроса на товар:

а) небольшая доля расходов на товар в бюджете потребителя

б) длинный отрезок времени

в) слабая необходимость товара потребителям

г) небольшое количество товаров-заменителей

3. Характеристика эластичного спроса на товар:

а) коэффициент ценовой эластичности по модулю меньше единицы

б) общая выручка продавца сокращается, если цена товара растет

в) относительное изменение объема спроса меньше, чем относительное изменение цены

г) общая выручка продавца увеличивается, если выпуск товара растет

4. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой…

а) вертикальную линию

б) горизонтальную линию

в) прямую линию с положительным наклоном

г) кривую линию с отрицательным наклоном

5.При эластичности спроса бремя косвенных налогов:

а) ложится в основном на покупателя

б) ложится в основном на производителя

в) равномерно распределяется между производителем и покупателем

г) равномерно распределяется между владельцами факторов производства

д) ложится на собственника капитала

6. Коэффициент перекрёстной эластичности…                                                           

 а) Е =         б) Е =                  в) Е =              г) Е =

7. Значение коэффициента эластичности спроса по доходу для предметов роскоши…

a) Е <0;                  б) 0 < E < 1;          в) Е > 1;     г) Е = 1

8. При эластичном предложении бремя косвенных налогов:

а) ложится в основном на покупателя

б) ложится в основном на производителя

в) равномерно распределяется между производителем и покупателем

г) ложится на собственника капитала

д) равномерно распределяется между владельцами факторов производства

9.Фактор, не влияющий на ценовую эластичность спроса на товар Х:
а) доля расходов на товар Х в доходах потребителей;
б) наличие субститутов;

в) ожидания потребителей;
г) вкусы потребителей;
д) технология производства товара Х.

1. Повышение цен на парикмахерские услуги на 10 % вызвало снижение объема спроса на них на 8 % 2. Повышение цен на мандарины вызвало снижение объема спроса на них 3. Повышение доходов потребителей на 10% увеличило объем спроса на рынке фруктов на 5% 4. Повышение цен на роликовые коньки 20% вызвало снижение спроса на защитную гарнитуру к ним на 25%  
10. Соответствие ситуации понятию, которое эта ситуация иллюстрирует, и значению коэффициента, посчитанного для неё

     
А) эластичность спроса по цене Б) перекрёстная эластичность В) Закон Энгеля Г) эластичность спроса по доходу Д) закон спроса    
 
а) Е = 2,5 б) Е = 2 в) Е = 1,25 г) Е = 0,5 д) Е = 0,8

 


       Тема 5. Производство и издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Понятие фирмы и её место в кругообороте товаров и доходов. Типы фирм по форме организации бизнеса и по рыночной стратегии.

Краткосрочный и долгосрочный периоды. Производственная функция и её графическое представление (изокванта). Карта изоквант. Совокупный, средний и предельный продукты переменного ресурса: графическое и аналитическое представление. Закон убывающей предельной производительности переменного ресурса. Эффект масштаба.

Понятие и виды издержек (затрат). Различные концепции затрат и прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

 

План лекции

1. Понятие фирмы и её место в кругообороте товаров и доходов: покупатель на рынке ресурсов и продавец на рынке благ.

2. Типы фирм по формам организации бизнеса и по рыночной стратегии.

3. Производственная функция и её графическое представление. Предельная норма технического замещения трудом капитала (MRTSL,K) и закон убывающей предельной производительности переменного фактора. Виды изоквант.

4. Совокупный, средний и предельный продукты. Графическое изображение.

5.   Доход фирмы. Издержки (затраты) и их классификация.

6. Понятие прибыли с точки зрения разных концепций затрат. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль и определение её величины.

 

5.1.Рассмотрев основные закономерности поведения потребителей, мы переходим к изучению сферы производства. В данном случае мы следуем методологической установке современной экономической парадигмы: первичность сферы потребления и вторичность сферы производства. В этом плане очень показателен ответ на главный вопрос книги американцев Марвина Смолла и Алека Маккензи «как стать богатым?»: «Найдите потребность и удовлетворите её!»[11] Большинство наших современников убеждены, что потребление первично, а производство вторично.  В XIX веке люди думали иначе: ведь нельзя потребить того, что не создано!

Простейшей единицей производства выступает фирма. Общественные и различные некоммерческие организации тоже могут называться фирмами, однако, они не являются предметом изучения. В экономической теории рассматриваются только такие фирмы, целью которых является максимизация (преумножение) прибыли.

В соответствии с методологическими установками изучаемой экономической теории предполагается, что фирма, как субъект экономических отношений, ведет себя рационально, то есть подчиняет свою деятельность главной цели - увеличению прибыли. При этом фирма, также как и потребитель, сталкиваясь с ограниченностью ресурсов, вынуждена делать выбор. Рациональность в выборе заключается в том, что фирма выбирает такой вариант из всех возможных, в котором дополнительные доходы максимально превышают дополнительные расходы.

Как мы уже видели, в кругообороте товаров и доходов фирма выступает покупателем на рынке ресурсов и продавцом на рынке благ. Расходы фирмы являются доходами домашних хозяйств. Например, фирма расходует деньги на покупку рабочей силы. Это не что иное, как заработная плата нанятых работников, их доходы. И наоборот, расходы домашних хозяйств являются доходами фирмы. Здесь мы видим единство и противоречивость интересов домашних хозяйств (покупателей) и фирм (продавцов). Ведь желая купить благо дешевле, покупатель желает тем самым уменьшить доход продавца, а продавец, желая продать дороже, ущемляет интерес покупателя. С другой стороны, растущий доход фирмы позволяет ей купить больше ресурсов, то есть увеличить доходы домашних хозяйств.

 

5.2. Реализация целевой функции фирмы зависит от формы её организации. В самом общем виде можно выделить три типа фирм по формам организации бизнеса: единоличное владение (например, ИП в России), товарищество или паевое общество (наприм



2019-08-13 880 Обсуждений (0)
Тема 4. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (880)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)