XVIII век (первая половина)
Конспекты лекций по дисциплине «История исполнительства искусства» МДК 01.05 по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (оркестровые духовые и ударные инструменты).
I . Развитие и совершенствование духовых инструментов и возникновение исполнительства на них. (Первобытнообщинный строй – XVI век) Духовые инструменты первобытнообщинного строя и Древних цивилизаций.
Разновидности духовых инструментов: флейтовые, язычковые, мундштучные. Инструменты эпохи палеолита: флейты с игровыми отверстиями, флейта Пана, поперечная труба, дудки с двойным язычком, металлическая труба. Предки медных духовых инструментов изогнутой (горны, от слова horn – рог) и прямой (прототипы труб) форм. Постепенное совершенствование духовых инструментов. Древневосточные цивилизации. Древний Египет. Эпоха Древнего царства. Преобладание культовой музыки. Продольная флейта мем и поперечная флейта себи. Язычковые инструменты. Среднее царство. Танцевальная музыка и ее инструментарий: древние гобой и флейта. Появление диатонико-хроматического лада в эпоху Нового царства и связанное с ним конструктивное совершенствование духовых инструментов. Появление военных оркестров. Труба как главный инструмент этих оркестров. Месопотамия. Роль музыки в описываемую историческую эпоху. Инструменты язычковой и флейтовой групп. Их обожествление. Рог и прямая военная труба.
Духовые инструменты Средневековья.
Общая историческая характеристика эпохи. Характер феодальной культуры Раннего и Среднего Средневековья. Удаление духовых инструментов из церковной музыкальной практики. Развитие народно-бытовой музыкальной культуры. Искусство жонглеров, шпильманов, мимов и его музыкальный инструментарий. Роги и трубы. Два типа труб – дискантовый и басовый. Цинки, или корнеты. Вторая половина XI столетия. Трубадуры, труверы, миннезингеры. Характеристика их исполнительского музыкального искусства. Инструментальные ансамбли для сопровождения пения и танцев. Оседание странствующих музыкантов – шпильманов и жонглеров – в средневековых городах. Особая роль духовых инструментов в городской музыкальной культуре Средневековья. Башенная музыка. Появление первых городских и межрегиональных музыкальных корпораций (цехов) и их структура.
3. Духовое инструментальное искусство в эпоху Ренессанса.
Историческая характеристика эпохи. Арс нова и его связь с городским искусством. Возникновение домашнего музицирования. Духовой инструментарий Арс нова. Появление тромбона. Взаимосвязь вокального и духового исполнительского искусства. Роль юбиляций в инструментальном исполнительстве. Постепенное осознание композиторами и исполнителями функциональной роли и драматургического значения тембра инструмента. Появление виртуозных пассажей у духовых.
II . Развитие и совершенствование духовых инструментов В XVII и XVIII столетиях
XVII век. Общая историческая характеристика эпохи. Использование духовых инструментов интермедиях и музыкальных драм. Зарождение оперы. Правила применения инструментов в ранних произведениях этого музыкального жанра. Инструментальная реформа К.Монтеверди. Связь инструментовки с оперной драматургией. Оркестр венецианской оперы. Творчество композиторов Ф.Кавалли (1602-1676), М.Чести (1623-1676) Оркестровые преобразования А.Скарлатти (1660-1725) – главы неаполитанской оперной школы. Включение в оркестр валторн, устранение «парного» письма для духовых инструментов.
Ж.Люлли (1632-1687) – крупнейший реформатор оркестра. Особенности исполнительского стиля и состав оркестра Люлли.Самостоятельные духовые инструментальные эпизоды в операх Люлли: пасторальные интерлюдии (флейты, гобои) и военные эпизоды (трубы, литавры).Введение Люлли системы конкурсов в оркестр. Точное следование оркестровой партии – закон для исполнителя в его оркестре.Две тенденции в развитии духового инструментария:количественный рост всемействах духовых и появление новых видов инструментов. Техническое совершенствование продольной флейты. Появление гобоя, его конструктивное совершенствование и разновидности: альтовый и теноровый гобои. Завершение процесса формирования валторны: от лесных рогов до натурального инструмента с цилиндрическим сверлением ствола инструмента и чашеобразным раструбом.
Труба во второй половине XVII века. Ее использование в оперном оркестрекак инструмента сигнального и военного характера. Партии трубы в стилекларино.Произведения для трубы с оркестром Дж.Торелли (1658-1708) – образцывиртуозного использования инструмента. Соната N1 для трубы, струнных иоргана ре мажор Торелли.
XVIII век (первая половина) Общая историческая характеристика столетия. Стиль барокко как высокий патетический стиль.Работы по конструктивно-техническому совершенствованию флейты, гобоя,фагота, валторны и трубы. Введение кларнета в партитуры композиторов И.Х.Баха, Р.Кайзера, Ж.Рамо,Г.Генделя.А.Вивальди (1678-1741) – основатель концертного жанра для духовыхинструментов. Два типа инструментального стиля композитора: скрипичный итрубный Программные концерты для духовых. Концерт для гобоя ре минор.Гипотетические кларнеты в творчестве А.Вивальди и принципы ихиспользования.Музыка для духовых инструментов композиторов Т.Альбинони (1671-1750) иА.Марчелло (1684-1750).Инструментальное творчество Г.Телемана (1681-1767). Его Сюита для флейты иструнных инструментов ля минор.Музыка Г.Генделя (1685-1759) для духовых инструментов: шесть трио-сонат для двух гобоев и клавира, три сонаты для флейты с басом, три концерта длягобоя и др. И.С.Бах (1685-1750) – величайший представитель эпохи барокко в европейскоймузыке XVIII столетия.Исполнительский анализ его произведений для духовых инструментов: Сюитысиминордляфлейты, двух скрипок, альта и баса иСонаты для флейты соло ля минор. Особенности использования духовых инструментов в оркестре И.С.Баха.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |