Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории валютного курса



2019-10-11 312 Обсуждений (0)
Теории валютного курса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Все многообразие теорий валютного курса может быть сведено к двум подходам: нормативному и позитивному.[2] Позитивный подход предполагает исследование валютного курса как объективной данности, т.е. изучение его динамики и прогнозирование будущих значений. В нормативном подходе исследуется вопрос о том, каким должен быть валютный курс с точки зрения проведения оптимальной экономической политики. Так, для повышения эффективности проводимой государственной политики, необходимо знать достоинства и недостатки всех существующих нормативных теорий валютного курса. В то же время при плавающем режиме валютного курса эффективность действий любого участника валютного рынка (в том числе и государства) зависит от того, насколько успешно будет произведен прогноз валютного курса, что, в свою очередь, зависит от обоснованного выбора позитивной теории валютного курса. Эволюция нормативных теорий валютного курса происходила параллельно с развитием международной валютно-финансовой системы (МВС), что отражено в таблице 1.

 

Таблица 1. Развитие МВС и нормативных теорий валютного курса[3]

 

Представляется справедливым выделить пять направлений в развитии данных теорий: классическое, номиналистическое, неоклассическое, кейнсианское, теория оптимальных валютных зон.

Для каждого из этих направлений характерен свой режим валютного курса, способ установления макроэкономического равновесия, наличие воздействий на валютный курс со стороны государства и использование его в качестве инструмента государственной политики (см. таблицу 2).


Таблица 2. Критерии, определяющие основные направления в эволюции нормативных теорий

 

На основании изменения подхода к пониманию сущности денег и их роли в экономике следует выделить два этапа в развитии позитивных теорий валютного курса. Первый этап начался в середине XVIII века и закончился в начале 70-х годов XX века. Для данного этапа характерно применение валютного курса в качестве инструмента, благодаря которому можно определить соотношение между национальными и иностранными золотыми денежными единицами, а позднее бумажными деньгами, которые могли быть обменены на золото. В качестве основной модели, определяющей динамику обменного курса, использовался паритет покупательной способности, а основными факторами, влияющими на валютный курс, являлись темпы инфляции в странах-контрагентах и изменение статей платежного баланса. В теориях валютного курса, появившихся в это время, преимущественно рассматривается проблема выбора режима валютного курса и его влияние на неравновесие платежного баланса.

Основными позитивными теориями, появившимися на данном этапе, являются ППС и модель Манделла-Флеминга. При этом, как в позитивных, так и в нормативных моделях, динамика валютного курса определяется спросом и предложением на валюту, представляющими собой чистые потоки стоимостей от импорта и экспорта товаров, оттока и притока капитала. Второй этап охватывает период с начала 1970-х и до наших дней. В данный период времени произошел крах Бреттон-Вудской системы и во многих странах был осуществлен переход к плавающему режиму валютного курса. В результате этого был создан глобальный валютный рынок FOREX (FOReign EXchange – международный валютный рынок), характерной особенностью которого стал постоянный рост количества и объемов операций, совершаемых на данном рынке. Данные обстоятельства привели к тому, что исследователи стали разрабатывать новые модели ценообразования валютных курсов. Кроме того, в результате перехода к режиму плавающих валютных курсов, стали происходить валютные кризисы, что, в свою очередь, также стимулировало развитие исследований, направленных на выявление курсообразующих факторов и построение новых моделей валютного курса, которые согласовались бы с практикой. Отличительной особенностью появившихся на данном этапе подходов к анализу динамики валютного курса является то, что в основе данных теорий лежит принцип запасового равновесия финансовых рынков, характеризующийся наличием у отдельно взятого инвестора желаемого набора активов. Другими словами, движение потоков капитала прекращается, когда инвесторы имеют желаемый набор активов.

Однако можно выделить три этапа в развитии данных теорий. На первом этапе, охватывающим временной период с XVIII века до 1970 гг., валютный курс определялся на основе товарного подхода, т.е. в моделях предполагалось, что спрос на национальную валюту возникает, главным образом, на рынке товаров. На втором этапе, с 1970 г. до 1990 г., в основе моделей уже лежит определение валютных курсов на основе купли-продажи активов. На третьем этапе – разработаны теории, базирующиеся на микроэкономических и микроструктурных основаниях, а так же появились синтетические модели, в основе которых лежит рассмотрение множества факторов, что отражено на рисунке 1.

 

Рис. 1. Классификация позитивных теорий валютного курса по этапам развития

 

Итак, с точки зрения как нормативного, так и позитивного подходов, понятие валютного курса прошло длительную эволюцию, отражая развитие международных денежных и мирохозяйственных отношений.




2019-10-11 312 Обсуждений (0)
Теории валютного курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории валютного курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)