Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Телевидение и Интернет в массово-информационной деятельности



2019-10-11 1290 Обсуждений (0)
Телевидение и Интернет в массово-информационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Телевидение существенно отличается от других видов СМИ специфической творчески производственной дуальностью. Сейчас, во время мощного развития телевизионных технологий, просто уловить ту едва заметную грань между творческим и производственным в этой сфере человеческой деятельности.[9]

Телевидение, как и любое другое медиапроизводство, применяет определенные технологические схемы. Прежде всего, это четкое планирование, телепрограммирование (без чего стандартный телевизионный процесс невозможен, ведь программность - одна из характерных черт телевидения, которая дает возможность сочетать разные, порой кардинально противоположные компоненты эфира: новости и телевикторину, трансляцию футбольного матча и детскую сказку, документальный фильм и ток-шоу, прогноз погоды и прямой репортаж с места события и многие другие экранные формы), структурирование телевещания.

Вспомним также о материально-технической и финансовой организации телепроизводства (доэфирное, эфирное, пост-эфирное сопровождение), поэтапной системе действий телевизионной команды (организацию конкурса проектов, разработку концепции программы, отбор профессионалов - кастинг ведущих, поиск редакторов и других специалистов, утверждение тем, работа с материалами, написание сценариев, съемка, монтаж, титрование, озвучивание и др.).[10]

В этом процессе некоторые составляющие считаются сугубо производственными (организация работы редакции, техническое обеспечение телевизионного производства, технология трансляции телепрограмм и т.д.), другие - творческими и творчески технологическими (выбор темы, поиск материала, сценарий, съемка, монтаж, озвучивание). Так идея журналиста воплощается в будущее экранное произведение (а это и материал, озвученный в эфире, и сюжет, смонтированный по сценарию автора, и телевизионный проект).

Поэтому, сравнивая творчество тележурналиста и художника, можно сделать вывод о технологичности, организованности, конвеерности телевидения. Какое же это творчество? Особое, специфическое. Поскольку творчество в журналистике - это новые оригинальные мысли, новые взгляды на явления, новые образы, воплощенные в соответствующую совершенную форму.[11]

Журналист вырабатывает привычку творить, не дожидаясь вдохновения - собственно, этим профессионал медиасферы и отличается от «любителя». Телевидение, которое является частью системы СМИ, сегментом медиакультуры и современного искусства, имеет собственный творческий инструментарий, творческие методы, технологию творчества.

Телевидение мобильно реагирует на изменения в политической, экономической, социальной, культурологической сферах, адаптируя под новую матрицу собственный образ. Так возникают новые телеканалы, новые телепроекты, телепрограммы, появляются новые телевизионные «лица», трансформируется экранная стилистика, телевизионная речь.

Знатоки медиа обращают внимание на то, что качество телепродукта зависит от использования новейших мультимедийных технологий, совершенствования процессов производства, применения эффективного телевизионного менеджмента. В этом контексте требует экспертной оценки и журналистская творчество, потому что важно выяснить:

-как влияют на его содержание технологические новации, маркетинговая политика, тренды;

-целесообразно ли рассматривать как процесс творчества работу ведущего в студии, когда он читает текст, который написал редактор и пользуется телесуфлером;

-считать ли творческой работу журналиста международника, который пишет текстовые сообщения о событиях в мире на основе информации мировых агентств новостей и тому подобное;

-какой процент творчества журналиста в организации, скажем, прямого телемоста - одного из самых эффективных форм аудиовизуальной коммуникации, а еще - высокотехнологичного, высокобюджетного телевизионного шоу; каким образом проявляет свои творческие способности тележурналист в режиме интерактивного общения со зрителем в прямом эфире.[12]

Производственные инновации, которые уже стали нормой телеэфира, требуют оригинальности создания экранного продукта, побуждают телевизионщиков к творческому поиску, и, соответственно, меняют представление о характере журналистского творчества в целом. Прогресс высоких информационно-коммуникационных технологий обостряет вопрос о путях развития журналистики, и это актуализирует давние споры о правомерности восприятия ее как творческой деятельности.

Современная наука о СМК, концентрируя внимание на коммуникативных аспектах деятельности СМИ, ее творческие аспекты не принимает во внимание. Это невольно способствует распространению взглядов, отрицающих творческую природу журналистики. Как следствие, возникает тенденция к падению качества информационных продуктов, которые предлагают СМИ обществу. Однако есть все основания даже в маленькой журналистской заметке видеть продукт творчества. Причем, творчества оригинального. А для таких аудиовизуальных СМК как телевидение - еще и технологического, стандартизированного.

Современную телевизионную журналистику дисциплинирует смелость потенциальных конкурентов. Скажем, онлайн издание привлекает текстом, звуком, статичным и движущимся изображением (они воплощают особенности газеты, радио и телевидения). Такую аудиовизуальную информацию потребитель медиапродукта может изменить в масштабе, переписать в архив, прислать по почте, а также прокомментировать, дополнить (то есть, быть не мнимым статистом, а соавтором).[13]

Экспансия новых медиа - мощных, многофункциональных, оперативных - заставляет журналистов классических СМК (куда сейчас относится и телевидение) просматривать профессиональные стандарты, осмысливая актуальные тенденции в медиасфере, а также стратегии эффективного воплощения творческой и маркетинговой политики.

Итак, современная тележурналистка - прикладная сфера аудиовизуального творчества, которая является также формой медиабизнеса. Исследователи коммерческих аспектов деятельности аудиовизуальных СМК отмечают, что медиабизнес и предпринимательство в эфире обеспечивают существование современной журналистики как творческо-производственного процесса. Согласно этому рассматривается и медиарынок, смысл функционирования которого оправдан, если медиакомпания – коммерчески выгодное медиапредприятие.

На данном этапе информационного и коммуникационного развития появилось множество новых форм медиа, цифровая революция позволила по-новому взглянуть на СМИ.

Интернет оказывает огромное влияние на профессию журналиста и вместе с тем предоставляет множество возможностей для профессиональной деятельности. Трансформация журналистской деятельности является одной из заметных тенденций в современной системе СМИ.

В новых условиях на журналистскую профессию влияет множество факторов, среди которых важны технологический аспект как фактор повышения оперативности доставки информации; многоканальность коммуникаций; визуализация информации как ведущее средство коммуникации в медиа-среде. Соответственно, меняются формы, способы сбора и трансляции информации.

Изменение принципов массовой коммуникации сформировала потребность в универсальных журналистах. Таким образом, приведенные факторы означают формирование новых требований медиаотрасли к профессиональным и личностным качествам специалиста СМИ и актуализируют потребность теоретического осмысления принципов деятельности журналистов на современном этапе.

Для понимания изменений в сфере журналистики ключевой является концепция «сетевого общества», которая отражает современные трансформации социальной организации. Понятие «сетевое общество» ввел М. Кастельс, который называет современное общество - обществом сетевых структур, где «власть структуры оказывается сильнее структуру власти», а принадлежность к определенной сети является важным источником власти и изменений в обществе[14]. Сегодня трансформируется способ использования информации - глобальные сетевые структуры изменили традиционные формы отношений. М. Кастельс фиксирует коммуникационную революцию и вводит понятие «массовая самокоммуникация», а В. Кросби описывает новые СМИ как коммуникацию «многих со многими» в отличие от односторонней коммуникации СМИ[15].

В рамках традиционной медиакомуникации функционируют отношения «журналист-аудитория» и «аудитория-журналист». Благодаря развитию технологий возникают новые связи - коммуникация «аудитория-аудитория».

Таким образом, система медиа трансформируется в новую коммуникативную реальность, где на смену вертикальным иерархическим связям приходят многоканальные горизонтальные информационные сети. Тенденцию отражает появление новых медиа, под влиянием которых происходит демократизация процесса создания и запуска СМИ, где каждый может стать издателем.

Технологическое развитие создает уникальную ситуацию в медиасфере, одним из аспектов которой является потеря монополии на трансляцию информации малочисленной группой профессионалов. Именно поэтому дискуссии фокусируются на проблеме будущего журналистики и в целом медиаотрасли. Как отмечает М. Житарюк, формирование информационного общества поставило вопрос о «будущей профессии журналиста, которая бы максимально учитывала вызовы времени»[16].

Осложнение общества, произошедшее вследствие социальных, технологических и экономических преобразований обеспечило также и осложнение методов журналистской деятельности. Журналист как участник системы глобальных коммуникаций, вынужден приспосабливаться к новым технологиям, следствием чего является расширение поля профессиональной деятельности, переход к новой системе творчества, в которой литературный и информационный аспекты претерпевают существенные изменения.

Традиционная деятельность журналиста, когда редакция «состоит из автономных единиц, теперь перестраивается в смешанный формат с тесным взаимодействием с читателем и техническими специалистами»[17]. Это предопределяет необходимость использования инновационных технологий в работе журналиста с медиа-средой (краудсорсинг, базы данных и т.д.).

Переход журналистики на качественно новый уровень усложняется необходимостью мгновенно реагировать на постоянные изменения медиасреды.

Как отмечают исследователи, «жизненный цикл информации становится короче времени, за которое она может быть обработана читателем»[18]. Польский социолог З. Бауман называет «текучесть» главной метафорой нынешней эпохи[19].

Американский исследователь М. Дейзи, развивая идеи З. Баумана, назвал современный этап развития СМИ «протекающей журналистикой». Чтобы занять одно из ключевых мест, журналистика должна ориентироваться в противоречивых явлениях современного мира, что заставляет журналистов «искать адекватные ответы новой реальности в виде апробации инструментов влияния на динамическую систему журналистского творчества в цифровую эпоху.

Во второй половине первого десятилетия XXI в., таким инструментом стали конвергентные редакции. Конвергенция – это ответ на новые вызовы, а конвергентная редакция и является примером текучей журналистики[20].

Развитие информационных технологий наделило журналистику интерактивностью и позволило вести диалог с аудиторией в режиме реального времени. Общественные процессы, которые непосредственно влияют на журналистику, сформировали новый этап ее развития – кибержурналистику.

Суть изменений, происходящих в журналистике под влиянием трансформаций информационной системы, заключается в следующем: журналистика уже не доминирует в публичном дискурсе; новости не являются прерогативой только журналистов; владельцы новостей, благодаря цифровым технологиям, сами могут их распространять, в результате чего, источники информации обходятся без посреднических услуг; медиа-корпорации являются главными игроками на информационном рынке благодаря развлекательной, а не журналистской составляющей[21]. По мнению Э. Берд, подобные процессы приводят к трансформации функций журналистики. Избавившись от иллюзии о своем особом статусе, журналист должен научиться выживать в потоке информации и стремиться донести информацию до тех, кого интересует его сообщение[22].

На формирование современной концепции журналистской деятельности существенно влияет трансформация медиаиндустрии и медиапространства, которая обусловлена ​​появлением новых коммуникативных каналов, технологий и распространением интернет-СМИ, персонифицированного контента, цифрового языка и других явлений информационного общества. Указанные факторы изменяют традиционную систему СМИ, влияя на ее компоненты, и создают мультимедийную конвергентную среду.

Конвергентная редакция, как отмечает Л. Шестеркина, – это особая творчески-производственная структура, где на базе цифровых технологий производится медиапродукция для разных видов (платформ) СМИ, которые входят в состав одного медиаобьединения (телевидение, печатные издания, радио, интернет), в котором происходит обмен информацией, ссылками на материалы, анонсами, рекламой[23]. Понятие «конвергентная журналистика» обозначает вид профессиональной деятельности по «производству системы журналистских материалов, созданных в условиях конвергенции СМИ, объединенных на медиарынке сетевыми технологиями и услугами и предназначенных для их трансляции различными каналами связи».

Переход к конвергентной форме функционирования выдвигает новые требования к организационной составляющей функционирования редакции и журналистов. Преобразование редакции из традиционной на конвергентную приводит к изменению принципов планирования и продвижения материалов; ускорению цикла производства материалов и их публикации. В зависимости от источников информации современных СМИ П. Брэдшоу выделяет следующие журналистские специализации в конвергентной редакции:

- редактор-агрегатор, усилия которого направлены на сбор информации, отбор полезного и релевантного материала, публикацию на сайте, в печатном издании, социальных сетях и блогах;

- мобильный журналист, способный находить события за пределами интернета;

- аналитик для обработки баз данных, таблиц, выявления закономерностей, обработки статистики;

- мультимедиапродюсер, ответственный за весь информационный комплекс;

- редактор-эксперт как навигатор отраслевой специализации;

- редактор интернет-сообщества для формирования аудитории, инициирования и поддержки дискуссии, ответов на вопросы, поощрения конструктивной активности[24].

Благодаря новым вызовам в журналистике сформировалось понятие «универсальный журналист», которое предполагает умение определять и создавать оптимальный формат для сообщения. В частности, журналист должен уметь отбирать факты и данные, пользоваться видеокамерой, диктофоном, обрабатывать видео, аудио, фотоматериалы, пользоваться программами графического дизайна, писать тексты для газет, телевидения, интернета и радио. Если раньше журналист был сотрудником редакции, то сейчас он может быть фрилансером, который мыслит релевантно интересам целевой аудитории, способен отбирать ценную для своей аудитории информацию. Профессиональный журналист сегодня – «модератор общественного интереса, агрегатор потенциального внимания, провайдер нужного контекста, диспетчер общественного доверия»[25].

Востребованными сегодня являются «полевые», «рюкзачные» журналисты (backpack journalism), которые способны быстро преодолевать расстояния, оперативно выходить в прямой эфир, снимать и на месте происшествия монтировать сюжеты, отсылать видео, параллельно техническим процедурам писать текст.

Источниковая база материалов прессы также меняется. Как показывают исследования, информационные и пиар-агентства сегодня являются основными источниками сообщений в качественной печати[26]. Приведенное обстоятельство означает, что журналисты современных печатных изданий обрабатывают полученную из других источников информацию.

Ранее журналист печатного СМИ был свидетелем событий и выполнял роль ретранслятора, сегодня он получает информацию, не выходя из редакции. Г. Почепцов, объясняя новые методы редакционной работы, отмечает, что в современном мире журналист должен писать больше материалов, получая за это меньшую оплату, что приводит к возникновению информационного пространства, которое «формируется не журналистами или не только журналистами»[27].

А. Копылов фиксирует переход от модели «универсализма» до «транспрофессионализма». Журналисты-транспрофессионалы - это специалисты с междисциплинарной подготовкой, ориентированные на изучение объекта в целом и, имея специализацию в определенной предметной области, способные к межпрофессиональной коммуникации и трансдисциплинарному синтезу знаний[28]. Таким образом, деятельность редакции будет эффективной только в том случае, если будет состоять из высокопрофессиональных журналистов, специалистов по определенной тематике, а не рерайтеров, переписчиков текстов для определенного формата. Несмотря на кардинальные изменения, номинальное место в системе творческой составляющей деятельности в журналистике по-прежнему принадлежит личности журналиста. Недооценка творчества приводит к девальвации социальной значимости и литературного уровня журналистского продукта.

Еще в конце XX века журналисты считались «рупором общества», но сегодня ситуация изменилась. Много лет «право на коммуникацию было репрезентативно: люди делегировали свой голос другим – не только политикам, но не в последнюю очередь журналистам»[29].

Аудитория, которая приобрела право голоса, увеличивает возможности прямой коммуникации и существенно трансформирует роль журналистов, которые теперь преимущественно занимаются поиском и редактированием материалов для других пользователей.

Таким образом, редакционная работа становится важным этапом в функционировании информации, авторство в журналистской деятельности уступает место редактуре. Приведенная модель журналистики, по мнению

Дж. Хартли, предусматривает поисковые и редакторские навыки, организаторские способности и умение подать материал. Как отмечает исследователь, традиционно пресса воспроизводила существующий дискурс, но редакторская журналистика уже не выполняет функцию формирования «повестки дня». В современном медиаполе журналист сообщает информацию индивидуалистической публике, чьи требования высказываются лично без посредников. Результатом подобного взаимодействия является то, что не журналист формирует повестку дня, а публика[30].

Современная информационная система базируется на переходе от монологического характера информации и «разорванной коммуникации» в качестве признаков традиционной модели СМИ, к информационному диалогу между производителем и получателем информации, что приводит к «уменьшению коммуникационного разрыва»[31].

Важным аспектом функционирования современного медиапространства является развитие социальных медиа, что привело к появлению гражданской журналистики. Журналистские функции меняются благодаря росту активности граждан, использующих все для производства и распространения информации, и применению контента социальных медиа для анализа ситуации[32].

По мнению профессора журналистики Нью-Йоркского университета Дж. Розена, гражданская журналистика создается теми, кого раньше называли аудиторией. Как известно, даже в прошлом, аудитория не только пассивно воспринимала сообщения СМИ. Главное отличие нынешней ситуации заключается в том, что появился доступ к средствам создания и распространения контента[33]. В зарубежных исследованиях употребляется термин «the pro-am journalism movement», образованный от английского словосочетания « the professionals and amateurs journalism movement», что означает «гибридную форму или модель журналистики, при которой профессиональные журналисты и пользователи (любители) образуют сферу партнерства для выработки высококачественного редакционного товара»[34]. Подобные СМИ получили название «Рго-am citizen media».

По мнению американского издателя Д. Аучелло, в ближайшее время гражданская журналистика будет сотрудничать с традиционными СМИ в следующих направлениях:

- гражданские репортеры будут иметь больше инструментов для сообщения новостей, поэтому редакторы СМИ будут мониторить эти приложения, проверять информацию по соблюдению журналистских стандартов и строить свои материалы вокруг этих новостей;

- улучшится сотрудничество между гражданскими журналистскими платформами и традиционными медиа, что обеспечит быстрый поток информации и увеличит доверие к гражданским журналистам[35].

Таким образом, понимание цивилизационных изменений, обусловленных технологическими факторами, позволяет объективно описывать процессы, происходящие в сфере массовых коммуникаций, поэтому процессы в современной мировой журналистике, такие как совместная деятельность профессионалов и пользователей, должны восприниматься не как угроза профессии, а как «новый вызов, требующий от журналистов овладения новыми подходами и технологиями деятельности»[36].

 



2019-10-11 1290 Обсуждений (0)
Телевидение и Интернет в массово-информационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Телевидение и Интернет в массово-информационной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)