Вопрос №23,25. Немецкая классическая философия. И. Кант. Л. Фейербах
Немецкая классическая философия Период немецкой классической философии называют также немецким идеализмом. Представлен этап развития немецкого философии учениями Канта, Шеллинга, Фихте, Гегеля, Фейербаха. Периодические рамки 18-19 ст. Немецкая классическая философия – это рационалистическая теория трансцедентального идеализма. Представлена философскими наработками следующих философов: Кант (критическая философия, субъективный идеализм), Фихте (субъективный критический идеализм), Шеллинг (объективный трансцедентальный идеализм, позднее перешел на иррационалистическую позитивную философию), Гегель (абсолютный идеализм). В чем различие теорий немецкой классической философии? Один из главных вопросов, на которые теоретики немецкой классической философии пытались найти ответ – в чем проявляется реальность внешнего мира, ее истоки. · Кант: мир существует в полноте своего содержания, которая остается неведома для нашего рационального познания (отсюда характерный дуализм Канта); · Фихте: внешний реальный мир граничит с бессознательным, образуя границу, которую субъекту не перейти. «Я» как трансцедентальное познание, «Не-я», как материальный, объективный мир. Последний подталкивает человека к созиданию своего идеального мира. · Шеллинг: граница мира – внутренняя. Она понимается в качестве темной первоосновы или творческой субстанции. В творчестве субъект реализует себя. Сама творческая субстанция – это не объект и ни субъект, а взаимодействие двоих. · Гегель: всемирный процесс – это имманентное (внутренне присущее) диалектическое самостоятельное раскрытие абсолютной идеи. Вне этого процесса нет ничего, поэтому остаток внешней реальности очень упраздняется. Проблема познания внешнего мира, взаимодействие объекта и субъекта привело к великомудостижению немецкой классической философии – созданию идеи личной свободы. КРИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ КАНТА Иммануил Кант разрабатывал систему философского знания, чтобы ответить на волнующие вопросы бытия: · Что есть знание? · Что я могу знать? · Что я должен знать? · На что мне надеяться? Знание по канту начинается с опыта, но лишь им одним не ограничивается. Для мышления на тему перечисленных животрепещущих вопросов нужна логики и критическое восприятия мира. Ограниченность сознания проявляется из-за того, что мир разделен на явления и вещи-в-себе: феномены и ноумены. Философия любви Фейербаха Фейербахстремился к обновлению философии. Он относит себя к материалистам. Для философа природа и есть источник сущего, в том числе и знания, которое мы получаем. Поскольку человек – часть природы, он больше психофизиологическое существо, чем социальное. Критикует Гегеля за объективный идеализм. Также не критикую религиозное сознание вообще, считая, что оно собирает фантастические образы, на чем потом и базируется. Фейербах «проповедует» не любовь к Богу или к высшему началу, а любовь к человеку, из-за чего и назвал свое учение «философией любви».
Людвиг Фейербах (1804—1872)— немецкий философматериалист. Первоначально — последователь Г. Гегеля, видный представи тель младогегельянской школы. Затем (1839 г.) подверг критике идеализм Г. В. Ф. Гегеля. Основное содержание и смысл филосо фии — отстаивание материализма. Мировоззрение — следствие исторических условий предрево люционной Германии, выражение идеалов революционной бур жуазной демократии В центре философии — человек. Антропологизм философии — в выдвижении на первый план сущности человека, которая — «единственный, универсальный и высший» предмет философии. Но провести последовательно материальную точку зрения в этом вопросе не удается, так как человек для него — абстрактный ин дивид, чисто биологическое существо в теории познания. Вместе с тем он не отрицал и значения мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т. д. Идеалистические воззрения на обще ственные явления вытекают из стремления применить антропо логию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Религия представляется как продукт человеческой фантазии, отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как бессознательное самосознание человека. Причины такого удвоения Л. Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки о социальных и историче ских корнях религии. В работе «Сущность христианства»: специфика религиозного сознания — в вере в сверхъестественное и фантастические образы. Но Л. Фейербах пытался не упразднить религию, а реформировать, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя — «религию любви» к человеку Основа нравственности — в стремлении человека к счастью, достижимому посредством человеческого единения, взаимосвязи «я» и «ты». В вопросах гносеологии — акцент на роли чувств и опыта в познании. Этим Л. Фейербах значительно отличался от традиции новокантианской философии и трактовки теории поз нания Г. Гегелем. Л. Фейрбах .считал, что прежняя философия преувеличивает роль разума в освоении мира. Философия антропологична: общественные связи трактуются с нравственных позиций. В антропологической парадигме Л. Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от нацио нальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к сча стью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре. Л. Фейербах исходил из того, что человек изначально естественен и к нему не применимы оценочные характеристики (добрый, злой и т. д.),и только условия человече ской жизни делают его тем, кем он становится. Подобная антропологически и атеистически ориентирован ная философия оказала значительное влияние на мировоззрен ческие дискуссии о судьбе идей Г. Гегеля. Особенно ценными оказались идеи о возвращении человека в центр философии, необходимости видеть мир через его потребности, что импониро вало радикально настроенным кругам 24 вопрос !! Немецкая классическая философия. Г.Гегель Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий фи лософ, объективный идеалист, представитель немецкой класси ческой философии. Создал систематическую теорию диалектики — науку, основан ную на логике, системе понятий, разуме — «что разумно, то дей ствительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления — главный системо образующий принцип в философии Г. Гегеля, последовательно конкретизируемый в логике, природе, мышлении (духе). Первооснова мира — абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея) — безличностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, об щества и познания. Она внутренне (имманентно) присуща всем проявлениям материального и духовного, объективного и субъек тивного, составляет их скрытую сущность. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Центральное понятие диалектики Г. Гегеля — развитие — ха рактеристика деятельности абсолюта. Общая схема мирового развития: 1) сверхвременное движение абсолютной идеи в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных катего рий (бытие — ничто — становление; качество — количество — мера; сущность — явление — действительность — понятие — объект — идея, завершающаяся абсолютной идеей); 2) погружение себя в природу — в состояние инобытия, и возвращение в себя — через воплощение в человеке — в формах психической деятельности (в мышлении, в осозна нии себя, обретении воли и других личностных качеств) («субъективный дух»); 3) сверхиндивидуальность «объективного духа» (право, мо раль и нравственность — семья, гражданское общество, госу дарство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, филосо фия как формы самосознания духа). 103 Противоречие по И. Канту — внутренний источник развития, описываемого в виде триады. Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Г. Гегелем в новных трудах: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Основатель теории противоречия — Гераклит. Смысл диалектического противоречия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существен ный момент в определении предмета. Противоречие пронизыва ет всю философию Г. Гегеля. Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, исчерпывают себя и переходят в свое иное. Любая ка тегория, являясь результатом противоречия, содержит в себе но вое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалек тические принципы, законы и категории, которые образуют си стему гегелевской диалектики. История — «прогресс духа в созна нии свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Анализируя категорию отчуждения, предметную деятель ность, Г. Гегель рассматривает человека и историю как результат его собственного труда. Осуществление буржуазнодемократиче ских требований Г. Гегель видел в компромиссе с феодальносо словным строем в рамках конституционной монархии. Произве дения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права». Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность. Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством Бога и тем самым самого себя. Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необх такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышл, Гегель ставит перед лог наукой задачу исслед наиб общие закономер разв познания. 27. В. Ф. Гегель (1770—1831) — созд грандиозной системы Абсолютного идеализм. Все действ, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т. е. постиж в понятиях (такая конц наз еще и панлогизмом). Фил система Гегеля состоит из трех частей: 1) Логики, 2) Философии природы и 3) Философии духа. Логика поним Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяж всего времени сущ этой науки (т. е. с Аристотеля). По Гегелю, субъективной логике (уч о чел мышл) должна предш логика объективная — учение о диалектическом саморазв Абс идеи (мирового Духа, Бога). Философия духа— это и есть фил культуры. Гегель различ три ступени в развитии духа: 1) субъективный дух— инд сознание; 2) объективный дух — воплощ («объективацию») духа в мир истор и гражданск обществе и 3) абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия). Мир разв, по Гегелю, есть не что иное как самопостижение, самопознание Абсо идеи — от абстрактного бытия до сотвор ею высших субъективных форм (самая соверш из них —фил). У такого разв есть не только исходный, но и кон пункт — осознан идеей самой себя. Его философия, в глазах мыслителя, и выполняет такую сверхприродную, сверхфизическую роль. Богатство гегелевской философии отнюдь не сводится к ее формальной схеме. Гегелевская «Энциклопедия философских наук» пораж не только грандиозностью замысла — рассмотреть мат и дух мир в его саморазвитии, — но и конкретностью своего содержания. Труды философа («Наука Логики», «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике» и др.) и ныне представляют собою энциклопедию гуманитарного знания. Но самое ценное философское достижение Гегеля —- диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума — не слабость его (как полагал еще Кант), а признак мощи, силы. Ибо из противоречий «соткан» весь мир. Диалектика познания воспроизводит диалектику познаваемого.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |