Вопрос №21. Философия Просвещения. Вольтер. Руссо.
1688 – 1799 Просвещение – идейное, общественно-политическое движение, которое затронуло все сферы жизни человека, оно расширило устои феодального государства и государства вообще, церкви: интернациональное явление. Термин П. введён Вольтером. Просвещение — торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII—XVIII вв. Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего расцвета во Франции, но распространилось по всей Европе. Следует продолжение классических идей рационализма и формулирование новых на основе критики картезианской метафизики. Критика религиозной идеологии с опорой на достижения науки и материалистическую концепцию. Во Франции Просвещение в форме материализма и атеизма подготовило почву для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой философские, научные и общие социокультурные проблемы: просветить народ, научить его пользоваться возможностями разума, который освободит от предрассудков, научит критически относиться к религиозным и социальным вопросам Англия: Дж. Локк, Дж. Толланд, А. Коллинз, Т. Рид, А. Смитт, К. Юм Франция – Вольтер, Руссо, Дидро, Д, Аламбер, Кондильяк, Гольбах, Ламетри Локк – все рождены равными, для защиты прав – заключение общественного договора; если власти нарушают права подданых, то существует нарушение легитимности власти.Основная работа: «Опыт о человеческом разуме». В своих работах он выступал как основатель либерализма. Сформировал принципы естественных прав человека. К таким правам относится: Право на жизнь; Право на свободу; Право на собственность. Он считал, что правопорядок должен обеспечить возможность получать выгоду каждому. Локк отмечал, что по своей природе людям свойственно желать и обладать собственностью и трудится. Частная собственность- фундамент человеческого общества и первейшее условие- свобода индивида. Он считал, что в целях более полного обеспечения своих естественных прав, защиты личных и собственности люди создают государство. Локк занимался познанием истины и детально обосновал принципы происхождения знаний и идей из мира чувств. Он доказал, что идеи и понятия являются неврожденным, а имеют опытное происхождение. В момент своего рождения душа человека как бы чистый лист бумаги, но когда еще нет знаков оно заполняется по мере практической и познавательной деятельности. Локк считал, что важными качествами являются: Рассудительность; Честность; Трудолюбие; Великодушие. Он ввел понятие «гражданин мира»- это человек, который находит хороших людей в любом народе, сословии. Вере. Ему чуждо приверженность узкому миру, он носитель разума и справедливости, живет интересам образа «частный человек» (это человек, который руководствуется только собственными интересами, корыстен, себялюбив.
Вольтер не будучи философом, прославился борьбой против церкви, но не против религии: без неё нравственности быть не может. Говоря о Боге, отрицал доказательства бытия Бога. Настаивал, что имущественное неравенство – необходимый момент, способствующий развитию собственности – условие развития общества в целом. Большое внимание уделял человеку, рассматривая его через призму психологии. Психологический материализм: отрицал существование души. Человек свободен, так как имеет осознание собственной свободы. Существует реальный человек, а его свобода в том, как он действует. Материалист. Последователь И. Ньютона: закономерность природного развития, детерминизм. В теории познания – синтез сенсуальных и разумных идей, все знания – из ощущений, но существуют истинные знания. Был против врождённой морали, считал, что она воспитывается. Главным объектом критического мышления был религиозный фанатизм (смелая вера в авторитеты и догмы). Люди вовсе не должны находится во власти невежественных предрассудков они вправе быть свободными. Бог есть некий сверхъестественный механизм, запустивший всемирный механизм, которому дали философией еже по собственным законам. Человек- это произведение природы, венец ее эволюции, что человек несмотря на свою биологическую телесность в большей степени является существом социальным. «Реален лишь мыслимый человек и его свобода, лишь там, где он способен делать то, что он хочет». Внес большой вклад в философское осмысление истинности общества. Он автор термина «философия истории». Он подчеркивал, что в центре внимания историков должна быть жизнь и деятельность простых людей, а не на частная жизнь правителей, и изучать надо историю всех государств и народов, а не только богоизбранных. История представляет собой неумолимый процесс материального производства орудий труда и ремесел. Но истина - это также и борьба мнений, «мнения правят миром». Он считал, что несмотря на трагизм человеческой истины, вершина его в грядущем торжествовании сил разума, к управлению придут философы, мудрые и просвещенные люди, избавят общество от несчастий и глупостей и т.д. Руссо. Критиковал феодализм с точки зрения буржуа. Разум даёт возможность рациональной оценки прав людей. Феодальные отношения – система угнетения трудовых масс. В чувстве – основная и первичная составляющая бытия. Чувства важнее, чем разум. Развитие науки, искусства не усовершенствовало общество, упала нравственность общества. Руссо против процесса, не связанного с нравственностью. Раздел труда, существование в обществе есть разрушение гармоничной жизни, специализация превращает людей в зависимых друг от друга. Нужно вернуться к естественному состоянию: первоначальное состояние общества – равенство прав и возможностей, равенство собственности. Изменение системы воспитания, план развития личности: свобода от насилия, над естественными потребностями человека, ребёнок – личность, физическое наказание человека недопустимо. Руссо – создатель знаменитого общественного договора: современному социальному неравенству противопоставлял идею равенства, равенство в собственности, социальное равенство. В основе бытия общества и государства – суверенность воли народа. Отрицал принцип деления властей, в основе – воля народа. Идеальная форма правления – республика: государство, управляемое законами.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |