Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: состав, структура и средство



2019-10-11 419 Обсуждений (0)
Тема 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: состав, структура и средство 0.00 из 5.00 0 оценок




Курс «Контроль и сопровождение образовательной деятельности»

Воровщиков Сергей Георгиевич, д.п.н., проф. [email protected]

Тема 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: состав, структура и средство

 

В настоящее время под учебно-методическим обеспечением образовательного процесса некоторые исследователи подразумевают совокупность методологических, дидактических и методических разработок, отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики.[1] Управленческое сопровождение образовательного процесса рассматривается как особый род сервиса, организационного обслуживания, как источник особого, специфического ресурса, отличного от других ресурсов, необходимых школе. Оно как бы надстраивается над традиционно понимаемым ресурсным обеспечением школы, дополняет его, оказывает влияние на состояние всех других ресурсов и условий.[2]

Очевидно, что системообразующим процессом жизнедеятельности школы является образовательный процесс. Именно этот процесс порождает основные результаты, именно его назначение и особенности определяют общее строение, смысл образовательного учреждения как социальной организации. Все остальные процессы жизнедеятельности школы (повышение методической культуры педагогов, создание и развитие педагогического коллектива, совершенствование материально-технического оснащения и т.д.) призваны создавать наиболее благоприятные условия для обучения, воспитания и развития детей. Основным нормативным документом, фиксирующим, определяющим стратегические социокультурные приоритеты, содержательные, организационные и методические аспекты образовательного процесса, является в настоящее время образовательная программа школы.

Понятие «образовательная программа» прочно вошло в нормативную лексику современной системы образования, а сам документ стал обязательным атрибутом любого образовательного учреждения. Это обусловлено, прежде всего, директивными предписаниями. Так, в статье № 12 п. 5 нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) написано: «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Данная формулировка почти дословно повторяет формулировку статьи № 14 Закона РФ «Об образовании» (1992 г.): «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно».

В соответствии со статьей 2 п. 9 Закона «Об образовании в Российской Федерации»: Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта определяют ее назначение для родителей и учащихся, для педагогов и руководителей образовательной организации, для государственных и муниципальных органов управления:

Во-первых, образовательная программа способствует обеспечению реализации права родителей на открытую информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг. Школа обязана предоставить родителям и учащимся документ, в котором ясно излагается основное содержание образования и гарантируется то или иное его качество за счет указания, посредством каких учебных и внеучебных программ оно будет достигаться и при каких условиях будут эти программы реализовываться.

Во-вторых, для педагогического коллектива образовательная программа определяет приоритеты в содержании образования, гарантирует соблюдение кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий, способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов. Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность школы и ее взаимодействие с другими образовательными организациями, определив взаимодополняемость образовательных услуг.

Исходя из того, что образовательная программа является подробным описанием объекта управления, она служит основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления как планирование, организация, контроль, анализ. Таким образом, деятельность руководителей школы должна быть в первую очередь направлена на управление реализацией образовательной программы, ее ежегодное корректирование, обеспечение преемственности, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

В-третьих, для муниципальных и государственных органов управления образовательная программа является основанием для определения качества реализации федеральных стандартов конкретной образовательной организацией.

Бесспорно, в практической деятельности сама образовательная программа и управленческие документы по обеспечению ее эффективной реализации тесно связаны и дополняют друг друга. Однако это не означает, что их нужно смешивать, ибо управление должно быть конкретным не только в способах и средствах воздействия, но и в определении объекта этого воздействия. Так, Л.Н. Гумилев справедливо заметил: «Для того чтобы изучать взаимодействие, нет необходимости путать разные вещи. Их скорее необходимо разделять».[3] Для того чтобы содержательная суть и формальные границы образовательной программы стали ясны, целесообразно в качестве примера сравнить образовательную программу школы с другими школьными нормативными документами:

Образовательная программа и устав. В соответствии еще с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) каждое образовательное учреждение должно иметь свой Устав, отражающий правовой статус, отношения с учредителем и направленность деятельности образовательного учреждения. Устав регламентирует финансовые, хозяйственные, управленческие аспекты жизнедеятельности школы. Таким образом, в фокусе Устава находится вся жизнедеятельность школы, а образовательная программа особое внимание уделяет образовательному процессу, достаточно подробно стандартизируя его компоненты и условия его протекания.

Образовательная программа и учебный план. Учебный план школы регламентирует, прежде всего, организацию учебного процесса, являясь несущей конструкцией образовательной программы, ее внутренней формой. Образовательная программа наращивает учебный план конкретным содержанием, описывает программно-методическое обеспечение, фиксирует кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно-методические условия его выполнения.

Образовательная программа и программа развития. Программа развития – это разновидность целевой программы, которую можно определить как интегративное представление исходных проблем, целей, ресурсов, сроков, а также действий руководителей и исполнителей. Программа развития школы направлена на решение приоритетных, наиболее актуальных проблем, требующих изменения, совершенствования жизнедеятельности образовательного учреждения. Образовательная программа, также имея характеристики целевой программы, направлена не на решение проблем, не на изменение жизнедеятельности учреждения, а на реализацию целей обучения, воспитания и развития детей. В конечном счете, успешная реализация программы развития обычно приводит к созданию новой современной версии образовательной программы школы. Ведь в границах программы развития планируется многолетний поиск и педагогическая интерпретация содержательной идеи, направленной, в частности, на удовлетворение образовательного запроса учащихся и их родителей. Результаты таких поисков чаще всего приобретают форму учебно-методических комплексов курсов по выбору, новых направлений воспитательной работы, внеурочной деятельности и т.д. Все это отчасти находит свое документальное выражение в образовательной программе школы.

К сожалению, до сих пор отсутствует на федеральном уровне определение целостного состава и структуры образовательной программы образовательного учреждения. Это объясняется тем, что стандарты разрабатывались и внедрялись последовательно по ступеням общего образования, поэтому и структура основной программы определялась отдельно для каждой ступени, а не для всего образовательного учреждения.

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования основная образовательная программа каждой ступени общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Мы не ставим себе целью анализ предлагаемого состава и структуры, хотя очевидное недоумение вызывают многие положения, например, определение важнейших идеологических и целевых позиций реализации основной образовательной программы всего лишь как пояснительной записки к ней. Мы только напомним читателю, что в стандарте (ст. 14) определено следующее содержание данных частей: Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный раздел должен определять общее содержание общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Мы не ставим себе целью анализ предлагаемого состава и структуры, хотя очевидное недоумение вызывают многие положения, например, определение важнейших идеологических и целевых позиций реализации основной образовательной программы всего лишь как пояснительной записки к ней. Мы только обратим внимание на то, что по составу основные образовательные программы ступеней общего образования не идентичны друг другу. К сожалению, не совпадают по названию и по составу и части программ. Так, например, 4 раздел, посвященный универсальным учебным действиям, имеет различные названия и количество:

- «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования» включает пять пунктов.

- «Программа развития (здесь и далее выделено нами – С.В.) универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования» состоит уже из одиннадцати частей. Вызывает недоумение отождествление в стандарте понятий «развития» и «формирования».

- «Программа развития универсальных учебных действий на ступени полного общего образования» включает уже десять позиций.

Следует отметить, что различия в составе трех вариантов 4 раздела нельзя мотивировать возрастными особенностями обучаемых различных ступеней образования. Напротив, такая разноголосица создает дополнительные трудности при обеспечении преемственности образования школьников.

Конечно, никто не отменял незыблемость древней истины: Dura lex, sed lex (Закон суров, но это закон). Однако даже беглое знакомство с предлагаемым составом данного документа напоминает известный сюжет из киножурнала «Ералаш»: на фабрике игрушек проводился день дублера, функции директора выполнял карапуз, который отправил самих изобретателей настольной игры попытаться выиграть в нее. Сколько не пытались незадачливые изобретатели дойти до финиша, фишки вновь и вновь возвращались к старту, ибо авторы не удосужились предварительно в нее поиграть. Вот и в данном случае создается подобное ощущение: то, что не смогла разработать, обосновать и апробировать педагогическая наука, должны сделать учителя на уровне школы. Кроме того, очевидно, что невозможно разработать типовые задачи применения универсальных учебных действий (позиция 3), подходящих для учебного процесса как в пятых, так и в девятых классах. Более того, дидактической банальностью является аксиома: описание методических приемов не является предметом не только образовательной программы ступени обучения, но и учебной программы дисциплины. Формат масштабирования иной: так, глобус не позволяет найти улицу и дом в конкретном городе, более того, многие города на нем не указаны.

Рекомендательный характер состава программы формирования общеучебных умений и навыков был продемонстрирован и в различных вариантах примерных основных образовательных программ, в соответствии с которыми школы и должны разрабатывать свои варианты образовательных программ. Так, в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа» перечислены и кратко охарактеризованы следующие условия и средства формирования универсальных учебных действий: учебное сотрудничество, совместная деятельность, разновозрастное сотрудничество, проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества, дискуссия, тренинги, общий приём доказательства, рефлексия, педагогическое общение.[4]

Такое неполное перечисление условий и средств объясняется тем, что стандарт исходит из ошибочного тезиса: «метапредметные результаты формируются (выделено нами – С.В.) за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов».[5] На самом деле, метапредметная сущность универсальных учебных действий обуславливает формирование готовности обучаемыми сознательно применять общеучебные умения, прежде всего, посредством вовлечения учащихся в реализацию метапредметных курсов. Именно метапредметные курсы позволяют сформировать теоретико-инструктивные, технологические и аксиологические основы владения общеучебными умениями. А в границах «всех без исключения учебных предметов» общеучебные умения не могут формироваться, они используются и благодаря чему развиваются. Да и в составе программы формирования универсальных учебных действий, к сожалению, тоже представлены условия и средства, способствующие только использованию общеучебных умений. В тоже время в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа» указаны четыре так называемые междисциплинарные учебные программы – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».[6] К сожалению, в программе формирования универсальных учебных действий ни слова не сказано об этих, несомненно, метапредметных курсах.

Таким образом, современная школа по-прежнему нуждается в целостном проекте инструментально оснащенного учебно-методического сопровождения освоения учащимися универсальных учебных действий, которое обеспечило бы преемственность деятельности педагогов начальной, основной и средней школы, скоординированность в образовательной деятельности педагогов, работающих в одном классе: учителей-предметников, преподавателей метапредметных курсов, педагогов дополнительного образования, научных руководителей образовательных проектов и учебных исследований учащихся. Подчеркнем: теоретико-инструктивные, технологические и аксиологические основы реализации универсальных учебных действий должны, с одной стороны, формироваться, прежде всего, на метапредметных курсах и, как дополнительный вариант, на метапредметных занятиях, с другой – активно использоваться и развиваться в границах всех учебных дисциплин, а также при осуществлении проектной и исследовательской деятельности. Следовательно, необходимо либо корректировать предлагаемый стандартом примерный (коль он не соблюдается даже в Примерных основных образовательных программах ступеней общего образования) состав программы формирования универсальных учебных действий, либо, учитывая стартовый характер данной работы, ее особую социальную значимость и наукоемкую направленность, разрабатывать особый документ как приложение к образовательной программе школы.

Метапредметная образовательная программа может выступить в качестве внутришкольного документа, интегрирующего под своей оболочкой целостный пакет нормативно-инструктивных документов учебно-методического и управленческого сопровождения формирования и развития общеучебных умений учащихся школы. О.Е. Лебедев определяет метапредметные образовательные программы синонимичным понятием – надпредметные: «Поскольку общие цели образования можно осуществить лишь при взаимодействии различных предметов, то возникла идея разработать надпредметные программы как программы достижения конкретных метапредметных результатов… Такие программы могут быть рассчитаны на отдельную ступень школьного образования и даже на меньший период времени. Общий подход к разработке надпредметных программ заключается в том, что каждая из них представляет собой программу обучения школьников решению актуальной для них проблемы или освоения значимых для них умений». [7] С нашей точки зрения, у данных программ помимо образовательной направленности ярко выражена и управленческая составляющая: подобная программа обеспечивает интеграцию и координацию педагогической деятельности учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования в формировании и развитии той или иной ключевой компетентности, той или иной актуальной группы умений.

По мнению О.Е. Лебедева: «В надпредметной программе указываются: ключевые компетентности, для формирования которых она составлена; предметы, на материале которых реализуется программа; виды познавательной и практической деятельности; формы совместной работы по различным учебным предметам (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов разного профиля)… Разработка надпредметных программ может стать одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений, поскольку содержание этих программ может и должно учитывать особенности конкретной школы – социальной среды, состава учащихся, потенциала педагогического коллектива. При разработке надпредметных программ нужно их связывать с определённым этапом школьного образования – ступенью школы, классом. Такой подход к составлению надпредметных программ требует определять общие цели образования на каждой его ступени и для каждого класса. Подобный опыт в нашей образовательной практике почти отсутствует, его надо создавать».[8] Заметим, что у нас имеется опыт оргконсультирования руководителей школ по созданию, обсуждению и утверждению подобных программ на базе таких московских школ, как НОУ СОШ «Росинка» (к.п.н., Марина Михайловна Новожилова); № 1234 (Ирина Григорьевна Волошко); № 2030 (Наталья Петровна Рябкова); № 2086 (к.п.н., Елена Владиславовна Орлова).

В настоящее время значимость метапредметных образовательных программ среди внутришкольных документов значительно возрастает еще и потому, что федеральные государственные образовательные стандарты общего образования впервые определили не только предметные, но метапредметные результаты освоения основной образовательной программы. В тоже время следует признать, что для отечественной педагогической практики определенной новизной обладают как само определение содержания метапредметных результатов, так и образовательные средства, способствующие его освоению учащимися. В осмыслении учительским корпусом инновационного феномена «метапредметности» и выстраивании целостной внутришкольной системы учебно-методического сопровождения достижения метапредметных результатов существенную роль как раз и могут сыграть метапредметные образовательные программы.

Учитывая вариативный характер данных метапредметных образовательных программ, мы считаем, что они не имеют единой структуры в отличие от образовательной программы школы как стратегического документа, целостно охватывающего весь образовательный процесс и выстраиваемого в соответствии с «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения».[9] Особенности конкретных метапредметных программ во многом зависят от специфики той или иной ключевой компетентности, группы умений, к освоению которых и обращена программа. Однако в основу их построения должна быть положена общая идеология содержательных проектов. Условно данную программу можно разделить на три составные части: идеологическую, отвечающую на вопрос «Зачем?», содержательную, отвечающую на вопрос «Что?», и технологическую, содержащую ответ на вопрос «Как?». Если программа посвящена освоению учащимися универсальных учебных действий, то возможны следующие характеристики частей такого документа:

В первой, идеологической, части метапредметной образовательной программы обосновывается социальная злободневность и личностная актуальность для учащихся формирования и развития универсальных учебных действий как деятельностного компонента метапредметного содержания образования, как основы учебно-познавательной компетентности.

Необходимость формирования и формулирования социально-педагогических приоритетов совершенствования общеучебных умений в педагогическом коллективе определяется следующими факторами: во-первых, идеология способствует повышению координации образовательного процесса и созданию корпоративного духа, делая ясными для руководителей и педагогов школы общие цели и предназначение образования; во-вторых, идеология создает возможность для более действенного управления формированием и развитием общеучебных умений в силу того, что она является базой для установления целей, обеспечивает их непротиворечивость, устанавливая направленность и допустимые границы их вариативности и модернизации; в-третьих, идеология позволяет родителям учащихся получить общее видение того, что собой представляет стремление школы совершенствовать учебно-познавательную компетентность, какие средства она готова использовать в своей деятельности и т.п. Ведь очевидно, что четкая артикуляция педагогически целесообразных и внешне привлекательных позиций деятельности школы привлекает родителей.

Кроме того, не следует забывать о необходимости соблюдения принципа письменного оформления: «Большое значение во взаимоотношениях внутри фирмы (особенно в вопросах постановки целей, проектных работах и описании видов деятельности), отличающейся децентрализованным управлением, придается письменному оформлению. Преимущества соблюдения этого принципа заключаются прежде всего в большей обязательности, в открытости, в однозначности, в большей возможности контроля, в обозримости. Разумеется, это не должно принимать бюрократические формы, однако философия, цели, стратегия, «правила игры» и проекты должны быть оформлены письменно. Не только принимая персональную ответственность, но и активно превращая ее в часть фирменной культуры, мы должны форсировать децентрализацию ответственности».[10]

Вторая, содержательная, часть метапредметной образовательной программы определяет содержание универсальных учебных действий в виде классификации общеучебных умений. Так, следует признать, что перечисление универсальных учебных действий, содержащееся в стандарте, является именно слабоструктурированным перечнем, который не может считаться корректной классификацией. Требуется представление корректной классификации общеучебных умений, соответствующей позитивной идее определения универсальных учебных действий как деятельностных метапредметных образовательных результатов.

В свою очередь, классификация общеучебных умений, выступающая в качестве внутришкольного стандарта, должна быть конкретизирована дидактическими комментариями, которые представляют собой пакет определений понятий, правил, норм, алгоритмов осуществления конкретного умения. Дидактические комментарии отражают единую точку зрения педагогов конкретной школы в понимании содержания этих умений, в трактовке, как корректно применять то или иное умение. Общешкольные подходы к классификации общеучебных умений сначала приводят к единым комментариям, а впоследствии – и к скоординированному пакету методик развития общеучебных умений, валидному мониторинговому инструментарию.

Третья, технологическая, часть метапредметной образовательной программы фиксирует основные образовательные ресурсы формирования и развития универсальных учебных действий, перечисляет организационно-педагогические условия реализации метапредметной программы, отражает трансформацию содержательной части метапредметной программы в учебный план, план воспитательной работы:

- во-первых, определяется и обосновывается: посредством каких метапредметных курсов целесообразно формировать, а каких учебных предметов развивать универсальные учебные действия;

- во-вторых, определяется и обосновывается, с какого класса возможно введение того или иного метапредметного курса по выбору или элективного курса;

- в-третьих, определяется и обосновывается взаимодействие метапредметных и предметных курсов по вертикали и горизонтали, т.е. преемственность между ступенями и классами обучения и скоординированность между предметами в одной параллели;

- в-четвертых, определяется и обосновывается по ступеням обучения взаимодополнение учебных курсов основного и программ дополнительного образования, способствующих вовлечению учащихся в учебно-познавательную деятельность.

О.Е. Лебедев справедливо пишет о незавершенности теоретических основ и отсутствии практики разработки метапредметных образовательных программ: «Подобный опыт в нашей образовательной практике почти отсутствует, его надо создавать… По надпредметным программам работают на уроках (и других видах занятий) по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат и тем самым выйти за рамки образовательных стандартов. Содержание надпредметных программ разрабатывается, исходя из запросов школьников: дело педагогов – определить, за счёт каких предметов и каким образом можно удовлетворить эти запросы».[11] Действительно, несмотря на то, что различные федеральные стратегические документы официально признают необходимость формирования и развития универсальных учебных действий как деятельностной основы учебно-познавательной компетентности, отечественная система школьного образования не готова в полной мере к осуществлению этого процесса. Реальные условия школьного образования позволяют говорить лишь о стартовом этапе развертывания деятельности по созданию и внедрению в образовательный процесс целостной системы учебно-методического сопровождения формирования и развития общеучебных умений.

В связи с отсутствием в федеральных нормативных документах содержательной и методической ясности по формированию и развитию универсальных учебных действий возрастает значимость метапредметной образовательной программы как внутришкольного документа, обеспечивающего нормативную, содержательную, методическую и организационную преемственность деятельности педагогического коллектива по освоению общеучебных умений.

Представим эскиз возможного содержания основных частей метапредметной образовательной программы как внутришкольного нормативного документа, определяющего приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, кадрового и программно-методического обеспечения формирования и развития у школьников универсальных учебных действий (общеучебных умений).



2019-10-11 419 Обсуждений (0)
Тема 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: состав, структура и средство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: состав, структура и средство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)