Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть. Социально-педагогические ценности формирования и развития универсальных учебных действий как деятельностной основы учебно-познавательной компетентности учащихся.



2019-10-11 354 Обсуждений (0)
Часть. Социально-педагогические ценности формирования и развития универсальных учебных действий как деятельностной основы учебно-познавательной компетентности учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок




Метапредметный характер универсальных учебных действий проявляется в том, что они воплощают целостность общекультурного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

В современных стандартах определены следующие функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.[12]

Особо актуальным становится формирование и развитие общеучебных умений с точки зрения компетентностного подхода, т.к. он выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы. В связи с тем, что умения учиться являются фундаментом учебно-познавательной деятельности человека на протяжении всей его жизни, очевидна трактовка общеучебных умений как деятельностной основы учебно-познавательной компетентности, как важнейшего компонента метапредметного содержания образования.

Учебно-познавательная компетентность занимает приоритетное место в совокупности компетентностей личности, так как обеспечивает освоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Ключевой характер данной компетентности проявляется еще и в том, что она обязательно входит в содержание других компетентностей, и их овладение, эффективная реализация во многом зависит от познавательной составляющей. Согласно деятельностной направленности компетентности, важнейшим компонентом учебно-познавательной компетентности являются общеучебные умения как универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний.

В связи с этим владение общеучебными умениями предполагает их восприятие в нескольких аспектах:

- во-первых, как фактор академической мобильности личности ученика, т.е. успешности его учебы в школе и готовности продолжения обучения в учреждениях профессионального образования.

- во-вторых, как фактор профессиональной мобильности личности, обеспечивающий реализацию современной политики непрерывного образования, получения профессии, повышения квалификации.

- в-третьих, как фактор, повышающий эффективность работы школы, социального института, призванного реализовать программу общего образования. Ведь без активной познавательной позиции ученика, без его готовности самостоятельно осуществлять учебно-познавательную деятельность невозможна эффективная работа школы.

Таким образом, владение универсальными учебными действиями (общеучебными умениями) следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности учащегося, ибо они позволяют получить качественное общее среднее образование, затем овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, при необходимости сменить специальность.

Часть. Содержание универсальных учебных действий как деятельностных метапредметных образовательных результатов.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования на государственном уровне умения учиться выделены как самостоятельный и важный компонент содержания образования. В пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», входящем в состав стандарта, представлено перечисление четырех групп универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.[13] В связи с неясной классификационной основой, излишней обобщенностью и неконкретностью формулировок отдельных действий по-прежнему остро стоит проблема отсутствия корректного определения состава и структуры общеучебных умений.

Однако авторы стандарта в качестве достоинства указывают его рамочный характер, предусматривающий определение основных направлений и предполагающий дальнейшую конкретизацию и развитие содержащихся формулировок умений. Поэтому необходимо осуществить выбор классификации общеучебных умений, которая, с одной стороны, была бы комплементарна идее универсальных учебных действий как важнейшего метапредметного результата образовательного процесса, с другой стороны, отвечала бы требованиям к построению классификаций. Эти обстоятельства обуславливают выбор в качестве внутришкольного стандарта классификации общеучебных умений, разработанной Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым.[14] Помимо классификации общеучебных умений данная часть метапредметной программы включает дидактические комментарии к формулировкам данных умений. Дидактические комментарии конкретизируют формулировки умений посредством представления необходимых определений понятий, правил, норм, алгоритмов осуществления конкретного умения.



2019-10-11 354 Обсуждений (0)
Часть. Социально-педагогические ценности формирования и развития универсальных учебных действий как деятельностной основы учебно-познавательной компетентности учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть. Социально-педагогические ценности формирования и развития универсальных учебных действий как деятельностной основы учебно-познавательной компетентности учащихся.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)