Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть. Учебно-методическое сопровождение основных направлений формирования и развития универсальных учебных действий.



2019-10-11 291 Обсуждений (0)
Часть. Учебно-методическое сопровождение основных направлений формирования и развития универсальных учебных действий. 0.00 из 5.00 0 оценок




Метапредметный характер общеучебных умений предполагает выстраивание сложной дидактико-методической системы овладения универсальными учебными действиями:

- Во-первых, инструктивно-теоретические знания, технологические и аксиологические основы владения универсальными учебными действиями формируются прежде всего на метапредметных курсах и как дополнительный вариант на метапредметных занятиях общеобразовательных курсов. В качестве таких метапредметных курсов могут выступить: «Мир деятельности» (Л.Г. Петерсон), «логические пятиминутки» как малая форма организации овладения учебно-логическими умениями учащимися начальной школы, «Основы учебного исследования» для учащихся 5-10 кл., «Азбука логичного мышления»для учащихся 9-10 кл.

- Во-вторых, далее универсальные учебные действия должны активно использоваться и развиваться в границах всех учебных дисциплин.

- В-третьих, универсальные учебные действия должны развиваться в режиме творческой деятельности посредством вовлечения учащихся в осуществление образовательных проектов и проведение учебных исследований.

- В-четвертых, учебно-управленческие умения (регулятивные универсальные учебные действия) могут максимально совершенствоваться при создании портфолио как внутришкольного способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся.

- В-пятых, участие учащихся в деятельности детских объединений, клубов, секций, кружков познавательной направленности будет способствовать развитию готовности учащихся осуществлять самоуправляемую учебно-познавательную деятельность.

- В-шестых, аксиологическая составляющая владения универсальными учебными действиями может развиваться посредством участия в воспитательных акциях, демонстрирующих позитивный потенциал социокультурных ценностей учебно-познавательной деятельности.

- В-седьмых, единые внутришкольные подходы и нормы оценивания владения универсальными учебными действиями и т.д.

Таким образом, ценности, инструктивно-теоретические знания, технологические основы владения универсальными учебными действиями, освоенные учащимися в границах метапредметного курса или метапредметных занятий, позволяют учителям-предметникам эффективно использовать и развивать данные умения в границах общеобразовательных дисциплин. Метапредметный курс избавляет учителей-предметников от тавтологии и разнобоя в инструктажах, предоставляя возможность активно использовать и развивать уже сформированные умения при решении учебных проблем в границах общеобразовательных дисциплин. При организации в школе проектной и исследовательской деятельности метапредмет формирует у учащихся общий стартовый уровень знаний и умений, необходимый для компетентного участия в проекте и проведения учебного исследования.

В связи с этим очевидно, что требуются не просто методические рекомендации учителям-предметникам или преподавателю метапредмета, а необходима разработка метапредметной программы как пакетного многоуровневого проектирования в общешкольном формате сложной системной проблемы, имеющей ментально-культурные, идеологические, содержательные, технологические, квалиметрические и управленческие аспекты.

Согласно стартовому этапу работы, определены три основных направления формирования и развития универсальных учебных действий. Кратко прокомментируем данные направления.

Направление. Реализация метапредметных занятий, способствующих целенаправленному формированию универсальных учебных действий учащихся: «логические пятиминутки» как малая форма организации овладения учебно-логическими умениями учащимися начальной школы, метапредметный курс для учащихся 5-10 кл. «Основы учебного исследования», для учащихся 9-10 кл. «Азбука логичного мышления».

Эффективная деятельность педагогов школы по формированию и развитию универсальных учебных действий должна основываться на овладении учащимися ценностями учебно-познавательной компетентности, на целостном видении содержания общеучебных умений и освоении школьниками теоретических и технологических позиций их осуществления. Это предполагает разработку и утверждение учебных программ метапредметных курсов и занятий в начальной, основной и полной ступенях обучения. Ценности, знания и умения, освоенные учениками на метапредметных курсах и занятиях, позволяют учителям-предметникам более эффективно формировать, совершенствовать и использовать те же общеучебные умения в границах общеобразовательных дисциплин.

В начальной школе «логические пятиминутки» могут стать эффективным средством целенаправленного формирования учебно-логических умений четвероклассников. Ежедневно проводимые «пятиминутки», с нашей точки зрения, могут выступить в роли своеобразного интеллектуального тренажера четвероклассников. На наш взгляд, «логические пятиминутки» как малая форма организации процесса обучения позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с учащимися, не изменяя учебный план, не увеличивая нагрузку на малышей. Несомненным достоинством данной формы развития учебно-логических умений является то, что «пятиминутки» не требуют разработки и последующего легитимного утверждения учебной программы, формирования объемного учебно-методического комплекса.

«Пятиминутки» могут быть разнообразными по своему назначению:

- «стартовая пятиминутка», объясняющая учащимся что, зачем и как будет изучаться, и «финишная», побуждающая детей к осмыслению проделанной в течение учебного года совместной работы;

- «вводные пятиминутки», открывающие изучение каждой группы учебно-логических умений; они направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрацию их значения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся;

- «инструктивные пятиминутки», предоставляющие учащимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения; без данной группы «пятиминуток» все остальные «пятиминутки», по большому счету, теряют смысл;

- «тренинговые пятиминутки», последовательно формирующие и развивающие отдельные учебно-логические умения в соответствии с классификацией общеучебных умений; данная группа составляет подавляющее большинство «пятиминуток»;

- «мониторинговые пятиминутки», направленные в первую очередь на изучение сформированности ключевых учебно-логических умений; роль этих «пятиминуток» могут выполнить «тренинговые пятиминутки», когда учитель воочию убеждается, что со всеми заданиями учащиеся успешно справляются, более того, у них угасает интерес, и пора переходить к освоению либо следующего умения, либо следующей группы умений.

Формирование логического мышления, сравнительно нового вида мышления для учащихся начальной школы, должно осуществляться с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышления, которые в основном уже сформированы к 10-11 годам жизни ребенка. При этом необходимо стремиться не давать устную информацию, а предлагать учащимся наглядный материал для манипулирования, наблюдения и групповых обсуждений.

Содержание «пятиминуток» должно включать не только учебное содержание математики, русского языка, природоведения, но и эмпирический материал, взятый из повседневной жизни учащихся – их увлечения, игры, моды. Дети, благодаря этой форме обучения, должны убедиться в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь. Учитель постоянно должен подчеркивать важность познавательной составляющей «пятиминуток», демонстрировать прикладной аспект сформированных умений и в учении, и в повседневной жизни ребят. И в то же время формат «пятиминуток» исключает «организационную жесткость» комбинированного урока, так традиционно привычного для учащихся начальной школы.

Классификация общеучебных умений школьников выступает в качестве несущей конструкции выстраивания пакета «пятиминуток». Посредством «пятиминуток» формируется и развивается не логическое мышление вообще, а конкретный перечень учебно-логических умений, овладев которым, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать. Формирование и развитие учебно-логических умений предполагает обязательное целостное и доступное изложение минимума теоретико-инструктивных знаний корректного осуществления того или иного умения. В связи с этим еще раз подчеркнем важность именно «инструктивных пятиминуток» для эффективного формирования учебно-логических умений.

«Логические пятиминутки» предполагают целенаправленное формирование учебно-логических умений у учащихся 4 класса на основе ранее сформированного эмпирического опыта логического мышления. Четвероклассникам предлагаются задания, предусматривающие владение умениями читать и писать в соответствии с нормами начальной школы. Однако фрагментарно материалы «пятиминуток» могут быть использованы в 3 классе.

Дидактические и методические материалы по целенаправленному формированию учебно-логических умений посредством «логических пятиминуток» разработаны и прошли апробацию в педагогической деятельности почти сотни учителей начальных классов нескольких школ Москвы.[15]

Другим возможным вариантом целенаправленного развития универсальных учебных действий младших школьников может быть реализация надпредметного курса «Мир деятельности», разработанного Л.Г. Петерсон.

Для учащихся основной школы разработан и прошел многолетнюю апробацию учебно-методический комплекс метапредметного курса «Основы учебного исследования» (М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель).[16]

Учебные программы метапредметных курсов должны разрабатываться в соответствии с требованиями ФГОС ОО (19.5) к программам учебных предметов и курсов:

Принято педагогическим советом ГБОУ СОШ №  Протокол № от      20 г. Утверждаю__________ Директор ГБОУ СОШ № Приказ №___ от______20 г.
Согласовано Председатель методсовета (руководитель методобъединения, кафедры) Протокол №___ от______2013 г.  


2019-10-11 291 Обсуждений (0)
Часть. Учебно-методическое сопровождение основных направлений формирования и развития универсальных учебных действий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть. Учебно-методическое сопровождение основных направлений формирования и развития универсальных учебных действий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)