Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


направление. Соблюдение учителями-предметниками методических требований к применению универсальных учебных действий учащихся в границах общеобразовательных дисциплин.



2019-10-11 217 Обсуждений (0)
направление. Соблюдение учителями-предметниками методических требований к применению универсальных учебных действий учащихся в границах общеобразовательных дисциплин. 0.00 из 5.00 0 оценок




Посредством только специальных занятий невозможно обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий. Одним из обязательных условий успешности данной работы является принятие и утверждение общешкольных методических норм формирования и развития общеучебных умений в границах базовых и профильных общеобразовательных дисциплин. Это может способствовать координации деятельности учителей-предметников, работающих в одном классе, и преемственности деятельности педагогов начальной, основной и полной ступеней обучения. Эффективность единых общешкольных методических норм возможна только в том случае, если в школе будет единое понимание приоритетных компонентов содержания учебно-познавательной компетентности и единая корректная классификация общеучебных умений, позволяющая определять методики формирования и развития умений, а также мониторинговый инструментарий, позволяющий установить степень сформированности данных умений.

Проектирование применения общеучебных умений целесообразно осуществлять в процессе планирования системы уроков по учебной теме. Тематическое планирование позволяет учителям-предметникам зафиксировать процесс развития общеучебных умений в границах общеобразовательных учебных дисциплин. Основанием для этой работы являются содержание учебной темы, всего учебного курса и частные методики преподавания конкретной учебной дисциплины.

Представим матрицу календарно-тематического планирования и инструктивные комментарии к ней.

Матрица

Утверждаю Директор средней общеобразовательной школы № «»   20__ г. Согласовано Зам. директора по УВР   «»   20__ г. Согласовано Председатель МО (кафедры)   «»   20__ г.

Календарно-тематическое планирование

Учитель_________________ (ФИО) по __________________ (учебный предмет)

Класс преподавания ______________ .

Автор (ы) программы _________________ . Год издания ______________

Автор (ы) учебника_________________ . Год издания ______________

Дополнительная учебная и методическая литература (библиографическое описание – автор (ы), название, место и издательство, год издания, количество страниц):

В связи с внесенными изменениями утверждение у методиста необходимо (нет необходимости) Председатель МО _______________________________

Количество часов в неделю – Количество часов в году –

№ п\п Изучаемые темы Предполагаемая дата проведения Образовательные цели учебного занятия (графа заполняется только на четверть вперед) Шифр формируемого или развиваемого общеучебного умения(графа заполняется только на одну тему вперед)
1 2 3 4 5

1 четверть (триместр)

Тема № 1 « » (количество часов)

1.        
         

Тема № 2 « » (количество часов)

         
         

2 четверть (триместр)

Тема № 3 « » (количество часов)

         

 

В четвертой графе образовательные цели учебного занятия прописываются только на четверть (триместр) вперед. Формулирование данных целей выполняет задачу интеллектуального, методического катализатора, который позволяет целостно охватить содержание нескольких учебных тем, убедиться в необходимости и возможности формирования и развития того или иного общеучебного умения.

В пятой графе фиксируется только шифр формируемого или развиваемого общеучебного умения. В связи с тем, что основанием для определения необходимости и возможности формирования и развития того или иного общеучебного умения являются методики преподавания конкретной учебной дисциплины и содержание учебной темы, то графа заполняется только на одну тему вперед. Жизнь богаче наших представлений о ней, поэтому невозможно предусмотреть карантин, срыв занятий по уважительной причине, вынуждающих нас сделать акцент на формировании именно предметных знаний и умений.

При фиксировании шифра формируемого или развиваемого общеучебного умения необходимо помнить ряд требований:

1. Данное умение должно выступать в качестве предмета преподавания (учения). Факт овладения этим общеучебным умением должен быть известен и учителю, и ученику.

2. Для формирования или развития этого умения необходимо в границах учебного занятия специально выделять время по осуществлению данного умения.

3. Фиксирование в тематическом планировании определенного общеучебного умения предполагает в дальнейшем определение специальной методики его формирования или развития или, как минимум, напоминание учащимся о том, что на метапредметном курсе они овладели необходимыми инструктивными знаниями и минимальным опытом осуществления данного умения.

Уже при тематическом планировании определяется, какой материал дидактического комментария к классификации общеучебных умений будет использоваться при формировании или развитии этого умения, на какой материал метапредметного курса может опираться учитель-предметник. Возможно, при этом возникает необходимость откорректировать или нарастить сами комментарии, появляются идеи методических подходов к эффективному использованию комментариев в границах учебного занятия. Данное обстоятельство инициирует ежегодное совершенствование, обсуждение и утверждение дидактических комментариев к классификации общеучебных умений, ознакомление учителей-предметников с содержанием метапредметного курса, преподаваемого в классах, в которых они работают.

Направление. Соблюдение педагогами, выступающими в качестве научных консультантов и руководителей учебных исследований и образовательных проектов, управленческо-методических рекомендаций по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся, способствующей развитию в творческом режиме универсальных учебных действий.

Эффективное развитие общеучебных умений предполагает, что они станут предметом освоения не только на репродуктивном уровне, но и в творческих ситуациях при решении реальных учебно-познавательных проблем. Такую возможность предоставляет проектная и исследовательская деятельность, которая не только создает ситуации востребованности общеучебных умений для эффективного решения учащимися личностно интересных и социально актуальных познавательных проблем, но и развивает, закрепляет эти умения на практике в творческой деятельности.

Более того, некоторые векторы проектной и исследовательской деятельности могут осуществляться вне учебных занятий, выводя использование общеучебных умений как эффективных инструментов познания за рамки учебного процесса. Однако обязательным условием является осуществление данной деятельности на основе единой общешкольной классификации общеучебных умений. Скоординированные действия учителей-консультантов и приглашенных специалистов, имеющих единую содержательную основу, несомненно, будут способствовать совершенствованию общеучебных умений.

Пакет управленческо-методических рекомендаций представляет собой общешкольные управленческие документы, регламентирующие организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся в течение учебного года. Кроме того рекомендации включают методические и дидактические материалы, обращенные к учителям, выступающим в непривычной для себя роли – в качестве руководителей и консультантов ученических проектов, а также учащимся, осуществляющим исследовательскую деятельность, разрабатывающим учебные проекты.

Таким образом, управленческо-методическое сопровождение организации и осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся может включать три пакета материалов:

- внутришкольные нормативные документы, обеспечивающие стабильную реализацию и развитие данного направления образовательного процесса, например, положение о школьной конференции проектных и исследовательских работ учащихся, положение о школьном научном обществе, годовая циклограмма управления учебно-методическим сопровождением проектной и исследовательской деятельности учащихся и т.д.;

- методические рекомендации учителям, выступающим в качестве консультантов проектных и исследовательских работ учащихся, например, учебная программа метапредметного курса «Основы учебного исследования», календарно-тематическое планирование метапредметного курса, форма заявки на учебной исследование и проект, форма паспорта проекта или учебного исследования, и т.д.;

- дидактические рекомендации учащимся, осуществляющим исследовательскую деятельность, разрабатывающим учебные проекты, например, требования к определению проблемы как началу исследования, требования к выбору и формулировки темы, структура защитной речи и т.д.

 

Таков примерный состав метапредметной образовательной программы, способствующей нормативной, содержательной, методической и организационной преемственности деятельности педагогического коллектива по формированию и развитию универсальных учебных действий как деятельностной составляющей учебно-познавательной компетентности учащихся. Представленная программа является открытой системой, что предполагает введение других дополнительных блоков, особенно в технологическую часть. При восприятии связей между частями программы необходимо учесть одно существенное ограничение: данная программа представлена в статичном состоянии после ее создания и общешкольной легитимизации (например, утверждение педсоветом школы). После того, как в течение учебного года пройдет ее апробация, то наступит момент повторного проектирования или модернизации данной программы. В этом случае состав блоков, возможно, останется прежним, но могут произойти корректные и востребованные изменения в содержании ее блоков. Например, корректирование деятельности преподавателя метапредметного курса и учителей-предметников может способствовать уточнению, обобщению и систематизации методик развития общеучебных умений.

В процессе разработки, обсуждения и утверждения данной метапредметной образовательной программы формирования и развития универсальных учебных действий учащихся совершенствуется методическая экипировка учителя, позволяющая не только формировать и развивать приоритетные компоненты учебно-познавательной компетентности, но и более эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению содержания традиционных учебных дисциплин.

 


[1] С. 109. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995. – 256 с.

[2] С. 273. Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения/ Под ред. А.М. Моисеева, А.А. Хвана. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 320 с.

[3] С. 58. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – 544 с.

[4] С. 133-142. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.

[5] С. 5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов].– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.

[6] С. 15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.

[7] С. 11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.

[8] С. 11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.

[9][9] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов].– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.

[10] С. 245. Вайсман А. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с англ. – М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995. – 344 с.

[11] С. 11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.

[12] С. 27-28. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

[13] С. 28-31. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

[14] Татьянченко Д.В. Общеучебные умения: очарование очевидного/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков. – Челябинск: ЦНТИ, 1996. – 86 с.

Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126.

[15] Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Г.П. Каюда, Н.В. Гладик и др.: 2 изд. – М.: 5 за знания, 2009. – 288 с.

Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология: 2-е изд., перераб. – М.: 5 за знания, 2009. – 304 с.

[16] Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 5-е изд., пераб. и доп.– М.: 5 за знания, 2011. – 216 с.

Новожилова М.М. Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения/ Под ред. С.Г. Воровщикова. – М.: МПГУ, 2009. – 252 с.

[17] Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов: 2-е изд., перераб. – М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.

Воровщиков С.Г. Элективный курс «Азбука логичного мышления»: тематическое и поурочное планирование/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, О.В. Федотова, А.Б. Шихирева и др. – М.: ЮОУО, 2006. – 258 с.

[18] С. 208. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

[19] С. 134. Аденин В.А. Конструирование школьного учебника// Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 134-143.

[20] С. 3-6. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов: 2-е изд., перераб. – М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.

[21] С. 323-339. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др.: 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2010. – 402 с.

Воровщиков С.Г. Элективный курс «Азбука логичного мышления»: тематическое и поурочное планирование/ С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, О.В. Федотова, А.Б. Шихирева и др. – М.: ЮОУО, 2006. – 258 с.

[22] С.30. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

[23] С. 15. Ильенков Э. Школа должна учить мыслить// Наука и жизнь. – 1984. – № 8. – С. 14-20.

[24] С. 233-253. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов: 2-е изд., перераб. – М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.

[25] С. 12. Шамова Т.И. Школьный учебник и проблемы активного учения// Советская педагогика. – 1976. – № 9. – С. 10-17.

[26] С. 148. Скаткин М.Н. Об усилении воспитывающей и развивающей функции учебника// Проблемы школьного учебника: ХХ век: Итоги/ Под ред. Д.Д. Зуева. – М.: Просвещение, 2004. – С. 135-151

[27] С. 29 Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию// О человеческом в человеке. – М.: Политиздат, 1991. – С. 22-40.

[28] С. 26-27. Лернер И.Я. Роль учебника в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся// Учебник: создание – выбор – обучение/ Сост. Г.А. Воронина. – М.: Изд-во СГУ, 2006. – С. 26-49.

[29] С. 11-12. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.

[30] С. 276. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов: 2-е изд., перераб. – М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.

[31] С. 12. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов: 2-е изд., перераб. – М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.

[32] С. 291. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследований. – Томск: Изд-во Том. ун-та. М.: Изд-во «Барс», 1997. – 392 с.

[33] С. 175. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов: 2-е изд., перераб. – М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.

[34] С. 14-15. Скаткин М.Н. Проблемы теории учебника в отечественной дидактике// Учебник: создание – выбор – обучение/ Сост. Г.А. Воронина. – М.: СГУ, 2006. – С. 16-25.

[35] 273. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов: 2-е изд., перераб. – М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.



2019-10-11 217 Обсуждений (0)
направление. Соблюдение учителями-предметниками методических требований к применению универсальных учебных действий учащихся в границах общеобразовательных дисциплин. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: направление. Соблюдение учителями-предметниками методических требований к применению универсальных учебных действий учащихся в границах общеобразовательных дисциплин.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)