Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы ситуационного анализа и прогнозирования



2019-10-11 592 Обсуждений (0)
Методы ситуационного анализа и прогнозирования 0.00 из 5.00 0 оценок




В основе этих методов лежат модели, предназначенные для изучения функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

1. Имитационное моделирование

Одним из самых наглядных примеров использования ситуационного анализа и прогнозирования служит форма отчетности "Отчет о финансовых результатах». Один из возможных подходов прогнозирования в этом случае может выглядеть следующим образом.

Ставится задача выявления и исследования факторов развития хозяйствующего субъекта и установления степени их влияния на различные результатные показатели (например, прибыль). Для этого используется имитационная модель, предназначенная для перспективного анализа формирования и распределения доходов предприятия. В укрупненном виде модель представляет собой многомерную таблицу важнейших показателей деятельности объекта в динамике. В подлежащем таблицы находятся взаимоувязанные показатели либо в номенклатуре статей формы, либо в более детализированном виде. В сказуемом таблицы находятся результаты прогнозных расчетов по схеме "что будет, если ...". Иными словами, в режиме имитации в модель вводятся прогнозные значения факторов в различных комбинациях, в результате чего рассчитывается ожидаемое значение прибыли. По результатам имитации может выбираться один или несколько вариантов действий; при этом значения факторов, использованные в процессе моделирования, будут служить прогнозными ориентирами в последующих действиях.

2. Метод сценариев.

Еще один вариант использования ситуационного анализа для прогнозирования возможных действий имеет более общее применение. Теоретически существует три типа ситуаций, в которых необходимо проводить анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на уровне коммерческой организации: в условиях определенности, риска (неопределенности) и конфликта. Однако с позиции прогнозирования вариантов возможных действий наибольший интерес представляет алгоритмизация действий в условиях неопределенности.

Эта ситуация встречается на практике достаточно часто. Здесь применяется вероятностный подход, предполагающий прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей, т.е. разработка определенных сценариев развития событий. При этом используются: а) известные, типовые ситуации (типа: вероятность появления герба при бросании монеты равна 0,5); б) предыдущие распределения вероятностей (например, из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали); в) субъективные оценки, сделанные аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов.

Классические методы экономического анализа

Балансовый метод

Балансовый метод применяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой.

Данный способ позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья. Товарно-сырьевой баланс можно представить, как:

Nн.г. + Nп. = Nр + Nвыб + Nк.г.; (13)

Каждую составляющую данного баланса можно выразить через алгебраическую сумму других. При анализе необходимо учитывать экономический смысл показателей. Так, прочее выбытие товаров отрицательно влияет на объем реализации.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель.

Факторный анализ

Факторный анализ – это метод изучения влияния факторов на результат. Основным результатом детерминированного факторного анализа является разложение прироста результативного показателя, обусловленного совместным влиянием или изменением факторных признаков, на сумму частных приростов результативного показателя, любой из которых обусловлен изменением только одного фактора.

Связь между факторами может быть одного из следующих типов.

Аддитивная связь. Результирующий фактор определяется суммой факторов зависимых, возможно, с некоторыми коэффициентами пропорциональности. Связь описывается следующей формулой:

; (14)

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях. Например, модель товарного баланса:

Р = Зн + П - Зк – В; (15)

где Р – реализация;

Зн – запасы на начало периода;

П – поступление товаров;

Зк – запасы на конец периода;

В – прочее выбытие товаров.

Мультипликативная связь. Результирующий фактор определяется как произведение факторов зависимых в виде:

; (16)

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации:

; (17)

где VРП – объем реализованной продукции в натуральном выражении;

  Ц – цена продукции.

Кратная связь. Частное от деления двух факторов дает результирующий фактор.

; (18)

Примером кратной модели служит показатель фондоотдачи:

; (19)

Смешанные модели. Они могут иметь разную форму и представлять собой различные комбинации моделей аддитивных, мультипликативных и кратных, например:

; (20)
; (21)

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др. Например, показатель рентабельности активов:

; (22)

где: В – выручка от реализации;

  ОС – стоимость основных средств;

  ОА – стоимость оборотных активов.

Моделирование аддитивных систем осуществляется путем расчленения факторов исходной модели на составные элементы.

; (23)

Например, показатель объема реализованной продукции:

VРП =VВП – Онп; (24)

где VРП, VВП – объемы реализованной и валовой продукции;

Онп – остатки нереализованной продукции.

Часть нереализованной продукции может находится на складе (Оскл), а часть – отгружена покупателям, но еще не оплачена(Оотг). Тогда исходную модель можно записать:

VРП =VВП – (Оскл – Оотг) (25)

Моделирование мультипликативных моделей осуществляется путем последовательного расчленения факторов исходной системы на факторы –сомножители.

; (26)

 

Например, выпуск продукции можно представить следующим образом:

(27)

где ВП – выпуск продукции;

ЧР – численность рабочих;

Д – количество дней, отработанных одним рабочим;

П – продолжительность рабочего дня;

ДВ – дневная выработка;

ЧВ – часовая выработка.

Моделирование кратных моделей осуществляется при помощи 3 способов:

Метод удлинения предусматривает удлинение числителя исходной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей.

(28)

Например, показатель себестоимости продукции можно представить как сумму затрат на весь объем произведенной продукции, деленную на объем произведенной продукции:

(29)

где З – сумма затрат;

VВП – объем выпуска продукции в натуральном выражении;

С, СМ, А,НР – элементы затрат ( заработная плата, сырье и материалы, амортизация и т.д.);

х1 – трудоемкость;

х2 – материалоемкость;

х3 – фондоемкость;

х4 – уровень накладных расходов.

Метод расширения предусматривает расширение исходной факторной модели путем умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей.

(30)

Например, показатель годовой выработки можно представить следующим образом:

; (31)

где ГВ – годовая выработка продукции одним рабочим;

ЧР – численность рабочих;

ВП – выпуск продукции;

Добщ – количество отработанных дней всеми работниками;

ДВ – дневная выработка продукции одним рабочим;

Д – количество рабочих дней, отработанных одним рабочим.

Метод сокращения осуществляется путем деления дроби на один и тот же показатель.

(32)

Например, рентабельность активов предприятия можно представить следующим образом:

; (33)

где R – рентабельность активов;

П – прибыль от продаж;

А – сумма активов предприятия;

В – выручка от продаж;

  Rпр – рентабельность продаж;

Ке – капиталоемкость продукции.

Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей производится при помощи следующих способов: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, пропорционального деления, интегральный, логарифмический, балансовый и т.д.

1. Способ цепной подстановки

Используется для расчета влияния фактов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, двух и последующих факторов, допуская, что остальные не изменяются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или иного фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя. Элиминировать – это значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.

 

 

Таблица 18

Способ цепной подстановки

Уровень результативного показателя

Условия расчета результативного показателя

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Базовый t0 t0 t0 t0
Условный 1 t1 t0 t0 t0
Условный 2 t1 t1 t0 t0
Условный 3 t1 t1 t1 t0
 Фактический t1 t1 t1 t1

 

2.Способ абсолютных разниц

Применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе в мультипликативных моделях и мультипликативно – аддитивных. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, которые находятся слева от него в модели.

 

(34)

 

3.Способ относительных разниц

Применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе в мультипликативных моделях. Используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов.

 

(35)


2019-10-11 592 Обсуждений (0)
Методы ситуационного анализа и прогнозирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы ситуационного анализа и прогнозирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)