Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О трехступенчатой по вертикали вселенной



2019-10-11 327 Обсуждений (0)
О трехступенчатой по вертикали вселенной 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Схемы на рис. 6 позволяют лучше понять высказывания древних об устройстве нашего мира, например, рассуждения Корнелия Генриха Агриппы из Неттесгейма (XV — XVI вв.) о «горнем» (небесном) мироустроении: Стихии существуют не только в низшем мире, но и на небесах, в мире демонов и ангелов. В низменных, грубых вещах элементы находятся соответственно в более грубых формах. В небесах элементы существуют в небесных превосходных формах, значительно более тонких, нежели под Луной, т. е. на Земле. Небесная земля имеет твердость земли, но не имеет ее плотности. Воздух и вода на небесах обладают подвижностью, но не имеют бурных течений. Пламя огня там не жжет, а только светит и оживляет своей теплотой. Небесные знаки тоже распределяются по стихиям, как, впрочем, ангелы и демоны. Там различают духов огня, земли, воздуха и воды. Астральный мир — тоже материальный, но только тоньше. Материя тверда, но не плотна, ощутима, но духовна. Это телесно-духовный мир.

В аналогичном ключе, но уже с более конкретным подразделением вертикальной оси на три мира, представлено средневековое соотнесение христианской и алхимической философии: «Взору алхимика открыто три мира: материальный, человеческий и божественный. В первом сера, меркурий и соль составляют начала всех вещей, погружаясь в единую материю. Во втором, человеческом, тело, дух и душа соединяются в человеке, живом и неделимом. И, наконец, в мире божественном три лица Троицы в едином боге. Три ступени мироздания: низшая — чувственный мир; средняя — умопостигаемый, высшая — божественный. Низшая ступень управляется высшей и от нее получает силу. Бог управляет миром умопостигаемым, а разумная душа — чувственным миром вещей. Совершенный дух отождествляется с совершенным телом. Процесс подъема вдоль оси «грубое — тонкое» — цель не только алхимика, но и врача, и мага. Очищение, излечение, совершенствование, — подъем вверх.

Согласно Агриппе, есть и три вида магии: естественная (предметная), небесная и церемониальная. Естественная магия основана на «гомеопатическом» средстве, так как все вещи, богатые известными качествами (теплом, сухостью и т. д.), тяготеют к вещам с подобными же качествами и вызывают в них подобные встречные силы. Голландский алхимик Ван-Гельмонт считал, что магическое есть наивысшее, прирожденное свойство души, поскольку магия — образ бога, ибо через нее могут быть познаны все вещи. Магии присуща всемогущая сила непосредственно воздействовать не только на тело, которому принадлежит дух, но также и на другие тела и духи, разделенные большими расстояниями, И здесь — идея единства и связи всех этажей мироздания.

Истоки космологической концепции трехступенчатой по вертикали Вселенной — в глубокой древности. Эта концепция прослеживается во всех развитых религиях, что отмечено, в частности, В. В. Евсюковым. Авторы Библии представляют себе мироздание трехчастным, состоящим из неба, земли и преисподней. Библейские представления перекликаются с ханаанейской и вавилонской космологией.

Мусульманские богословы также делят мироздание на три главные части. Следы универсальной концепции трехступенчатого по вертикали космоса содержатся уже в Ведах (Индия). Символика троичности приписывается богам и героям, их поступкам, действиям и атрибутам и отчетливо связывается с моделью мира. Поскольку космос в основе своей тройственен, постольку тройственным должно быть все, что имеет особо священное, вселенское значение. Позже эти представления усложняются, и в Атхарваведе упоминаются уже три земли, трое небес и три атмосферы.

Космология буддизма, в отличие от индуизма, избегает в своих построениях предметной наглядности. Буддизм сосредотачивает внимание на духовных сущностях. Вселенная представляется состоящей их трех расположенных друг над другом миров: нижнего — кама дхату (мира чувств), среднего — рупа дхату (мира форм), верхнего — арупа дхату (мира отсутствия форм). Обитатели каждого из миров отличаются друг от друга степенью совершенства. Жители нижнего из миров наименее совершенны, им присущи грубые плотские потребности. Обитатели среднего мира стоят на ступень выше — они не испытывают чувственных влечений, но еще сохраняют бренную оболочку, форму. Жители высшего из миров не имеют видимого тела.

 

Человек и космос

 

Цель бытия состоит в том, чтобы, постепенно совершенствуясь, избавиться от всего грубого и чувственного и попасть в число небожителей.

«То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу». Важный аспект мироощущения древних выражен в этой фразе из «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста. Все приведенные выше закономерности могут быть использованы для описания любых явлений, предметов и субстанций в подлунном мире, в том числе человека. Здесь — утверждение принципа выводимости всего, в том числе психического, из общих законов материального мира: для познания человека, его души нужно идти в глубь мироздания.

Вслед за философами милетской школы (Фаллесом, Анакси-мандром, Анаксименом, — VI в. до н. э.) Гераклит утверждал идею единства, нераздельности высшей природы и души. Гераклитовы идеи о нераздельной связи индивидуальной души с космосом, о различных, переходящих один в другой уровнях душевной жизни, о подчиненности всех психических проявлений непреложным законам материального мира навсегда вплелись в ткань научно-психологического знания.

Поскольку психическое трактовалось как свойство телесной субстанции, то и многообразие психических явлений выступало как производное от различных форм смешения элементов этой субстанции. Анаксагор впервые в истории философско-психологической мысли утвердил принцип организации, упорядоченности, зависимости частей от целого, который присущ вещам по природе. Душа, таким образом, лишь одна из разновидностей вещества среди других.

Аристотель — воспитатель Александра Македонского, изучая манускрипты, минералы, образцы растений и животных, посылаемые ему в Афины из походов своим учеником, приходит к выводу: «Необходимо душу признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью… Души от тела отделить нельзя!». Душа — не отделяемая от организма сущность, а деятельность организма, имеющая различные формы и уровни. Аристотель стремится в целостном взгляде представить всю живую природу как различные уровни развития единого «организма». «Психология была в онтологическом смысле частью физики… Принцип нераздельной связи человека с космосом определял понимание того, что сейчас называется психикой, разумом, сознанием».

Элементы, составляющие модель мироздания

Подведем некоторые итоги, сведя вместе основные идеи, используемые нами при разработке методологии.

 

1 . Все сущее, все мироздание, включая и человека, состоит из четырех первоэлементов: «огня», «земли», «воздуха» и «воды».

2 . Каждый из первоэлементов обладает двумя из четырех «качеств»: огонь - сухостью и теплом; вода — влажностью и холодом; воздух — влажностью и теплом; земля — сухостью и холодом.

3 . Мироздание и первоэлементы, его составляющие, имеют иерархическую, вертикальную компоненту. Иными словами, каждый элемент имеет воплощение от самой грубой, плотной, вещественной своей формы до самой тонкой, эфемерной и неуловимой.

4 . По вертикали мироздание делится на три «этажа», причем Первый, нижний этаж построен из четырех первоэлементов в самом грубом, плотном и вещественном их воплощении. Третий, верхний этаж построен из тех же первоэлементов, но в самом тонком, эфемерном и неуловимом их воплощении. Второй, промежуточный этаж, состоит из первоэлементов средней «плотности» воплощения (см. рис. 6-б).

 

Попробуем разобраться, что стоит за нумерацией «этажей мироздания», используя, в частности, прием ассоциативных связей, во многом определяемых культурой народов, этносов, человечества.

 

• Первый этаж (нижний уровень) — единица: единый, цельный, неразделимый, однозначный, единственный, плотный, надежный, основа, начало, начало отсчета, точка, абсолют, устойчивость, самость, самоутверждение, старт, импульс; мир, свернутый, подобно пружине, в одну точку и готовый в любой момент «развернуться» вновь…; громадная энергия, собранная в точку…

• Второй этаж (средний уровень) — двойка: двойственность, раздвоенность, неустойчивость, равновесие, колебание, делимость, двумерность, плоскость, двуликость, двуличие, лицемерие, сомнение, метания, оппозиция, диада, альтернативность, борьба противоположностей…

• Третий этаж (верхний уровень) — тройка: троичность, триединство, гармония, треугольник, объем, законченность, результат, сочетание единицы и двойки, синтез как разрешение тезы и антитезы, духовность.

Единица, двойка, тройка… — начало разворачивания натурального ряда чисел, последовательность, динамика. А если попробовать, используя символику этих трех цифр, сопоставить с ними периоды жизни человека?

 

Единица — это ребенок. Цельный, самостоятельный, импульсивный. Полюса «хорошо-плохо» в нем еще не выделены. Любой его поступок, даже «плохой» с точки зрения взрослого наблюдателя, неподсуден.

 

Двойка — подростковый период жизни. Период раздвоенности, неустойчивости, колебаний, поиска, равновесия, сомнений, метаний, борьбы противоположностей. Полюса «хорошо — плохо», «белое — черное» выделены в этом возрасте в максимальной степени, однако внутренняя точка отсчета, точка «нуля», точка сравнения еще не сформирована. Нормы, оценки заимствуются извне и во многом определяются ближайшим социальным окружением.

 

Тройка — зрелый человек, обладающий сложившейся системой ценностей. Кроме сформированных полюсов он имеет внутреннюю точку отсчета, собственную систему норм, позволяющую самостоятельно идентифицировать эти полюса и сделать самостоятельный выбор между ними. В полной мере о греховности можно говорить именно относительно человека-тройки.

 

Описание, предваряющее рис. 6-б, а также символика единицы, двойки и тройки позволяют сделать вывод, что любой объект рассмотрения, как вещественный, так и идеальный, может быть описан в терминологии четырех первоэлементов, причем описание должно быть системным, включающим не менее трех иерархически соподчиненных уровней.

Для различия элементов по трем уровням введем обозначения: огонь-1, огонь-2, огонь-3, земля-1, земля-2, земля-3 и т. д. Используя формально-символическую модель мироздания (см. рис. 6-б), попытаемся описать различные объекты нашей действительности.

 

I Пирамида Хеопса (опишем ее просто как материальный объект, оставив в стороне ее священное и информационное значение). Ее стабильность во времени и пространстве, конкретность, устойчивость, «вещность» лучше всего описывается в целом элементом земля, причем непосредственно материал, из которого она сделана, субстанционально-вещественен и символизируется понятием земля-1. Отдельные блоки, изготовленные из этого материала (иначе, материал, подвергнутый операции разделения, разъединения, расчленения) — земля-2. Наконец, сама идея этой пирамиды, закон, по которому она была построена и без которого представляла бы собой лишь беспорядочно наваленную груду блоков, — земля-3. Здесь закон, план реализации пирамиды, являясь субстанционально не вещественным, по нашей терминологии «тонким», тем не менее обеспечивает конкретную форму.

II Общение.

1 В ассоциативном ряду, порожденном понятием «воздух», не последнее место занимает термин «общение» (разумеется, в весьма узком смысле этого слова). Попытка описать его системно, с использованием трех иерархически соподчиненных уровней, приводит к следующему результату:

▪ Воздух-1: общение «здесь и сейчас»; функциональный обмен предметами, идеями, информацией; скорее не дружба, но просто приятельство; высокая контактность, но контакты кратковременны и носят субъект-объектный характер.

▪ Воздух-2: межличностное, эмоционально значимое общение; значимость партнера по общению, по сравнению с контактами типа воздух-1, возрастает; менее многочисленные, более медленные, но и более глубокие межличностные контакты субъект-субъектного характера; восприятие партнера как зеркала, в котором отражается собственное «Я»; присутствует идея кооперации, сотрудничества, компромисса.

▪ Воздух-3: общение на уровне мыслей, идей, общей системы норм и ценностей, в том числе общение человека с книгой. Партнером по общению этого типа может быть не только современник, но и человек, живший сотни лет назад, чьи мысли, система ценностей воспринимаются как референтные.

2 При описании акта общения в динамике - вступление в контакт, знакомство, первичная оценка партнера с использованием, например, механизма физиогномической редукции; отношения «роль — роль» - воздух-1. Возникновение межличностных отношений, душевный контакт, включение механизмов межличностного восприятия типа рефлексии, децентрации, эмпатии - воздух-2. Возникновение референтности, духовный контакт — воздух-3.

III Образ огня как физической реальности. Огонь-1: пожар; выброс горящего факела на газовом месторождении; нестабильное пламя, то ярко вспыхивающее, то почти затухающее. Огонь-2: стабильно горящее пламя, дающее тепло и свет, от костра до Солнца. Огонь-3: пламя, предназначенное не столько давать тепло, сколько освещать, давать свет; идея светильника, источника света; культовый огонь.

IV Человек. Все четыре элемента первого уровня — тело, второго — душа, третьего - дух. Или, соответственно, анатомия, физиология, психика. Разумеется, число подобных описаний не ограничено.

 



2019-10-11 327 Обсуждений (0)
О трехступенчатой по вертикали вселенной 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О трехступенчатой по вертикали вселенной

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)