Упражнения по закреплению темы «Рельеф».
1. Показать на карте условные знаки рельефа. 2. На карте выделен квадрат (например, 5 х 5 см) или другая область, учащиеся должны найти сосчитать максимальное количество ям, холмов и других форм рельефа. 3. Определить на карте высоту бугра или глубину ямы по горизонталям. 4. Изобразить холм высотой 5 м; 12,5 м при высоте сечения – 2,5 м. 5. Нарисовать на карте с крупными формами рельефа путь от одного пункта до другого без набора высоты. 6. На карте с рельефом определить высшую и низшую точку рельефа.
Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости и почвенного покрова.
Движение по карте подразумевает под собой выбор пути движения, направления. Основной задачей при выборе пути является выделение опорных ориентиров, т.е. таких, которые будут использоваться при движении к контрольному пункту (КП). Естественно, в качестве опорных следует выбирать ориентиры, хорошо заметные на карте и местности (искусственные объекты, хорошо выраженные формы рельефа, точечные, линейные и площадные ориентиры). Площадной ориентир – местный предмет, выраженный почвенной границей (болото, поле, озеро и т.п.). Линейный ориентир – местный предмет, напоминающий линию (дорога, граница площадного ориентира и т.п.). Точечный ориентир – местный предмет, выраженный точкой (дом, воронка, место пересечения линейных ориентиров, камень, отдельностоящее дерево и т.п.). Опорные ориентиры можно разделить на ограничивающие, тормозные, рассеивающие и привязки. Тормозные – хорошо заметные ориентиры, лежащие поперек пути движения и за КП, например: дорога, овраг. Ограничивающие – заметные ориентиры, расположенные вдоль пути движения или немного в стороне, например: ручей, ограда; они позволяют контролировать направление движения. Рассеивающие – ориентиры, которые требуют обхода справа или слева, например: озеро, болото, высокий холм. Привязка – это хорошо заметный ориентир, с которого начинается точное ориентирование и осуществляется заход на КП. Выбрать путь движения – значит дать качественную оценку всем элементам карты по направлению к заданной точке и на основе сделанного анализа выделить наиболее выгодные ориентиры, определить способ движения, позволяющий с меньшими затратами сил и времени выполнить на местности поставленную задачу. При выборе пути необходимо учитывать особенности местности: грунт, проходимость залесенных участков, рельеф. Грунт и подстилающая поверхность. На участках местности с мягким и вязким грунтом (песчаных, заболоченных) или с твердым покрытием, но сильно заросших высокой травой, крапивой, колючим кустарником требуются большие физические усилия, значительно снижается скорость передвижения и точность пройденного расстояния. Прямое пересечение по азимуту такой местности целесообразно заменять обходными вариантами пути по участкам с твердым покрытием и легко проходимой поверхностью (дорогам, тропинкам, открытым и полуоткрытым местам). Залесенность местности. Легкопроходимые (слабозалесенные) участки местности, парковый лес, полуоткрытые пространства позволяют значительно увеличить длину азимутального хода. Хорошая проходимость и видимость на таких участках дистанции дает возможность засекать по ходу движения направляющие ориентиры на значительном расстоянии, а также с необходимой точностью выдерживать по ним нужное направление. В труднопроходимом лесу постоянно встречающиеся на пути препятствия (завалы, заросли кустарника, густой подлесок) затрудняют движение, заставляют уклоняться от намеченного курса, тратить много сил и энергии на обход встречающихся преград. Выбор пути движения в такой местности строят с помощью обходных вариантов, где проигрыш в длине пути дает выигрыш во времени. На коротких отрезках труднопроходимой местности обходные варианты пути, превышающие длину азимутального хода в 2-3 раза, не дают ощутимого выигрыша во времени. Такие отрезки целесообразнее пройти по прямой на небольшой скорости, укороченным шагом. Выбор пути и движение во многом зависят от пересеченности местности, от рельефа. Холмы крупных размеров с крутыми склонами, лежащие на пути движения, заставляют уклоняться в сторону от линии направления движения. В ориентировании такие холмы часто называют преграждающими или рассеивающими ориентирами. Также крупные холмы являются заметными и надежными ограничивающими ориентирами, поэтому движение в направление к таким холмам по азимуту или сопутствующим ориентирам может быть приближенным (грубым) с последующей корректировкой своего местоположения в непосредственной близости от них. Холмы же небольших размеров являются надежными сопутствующими ориентирами, позволяющими с необходимой точностью контролировать свои действия в карте. В тех случаях, когда вам необходимо передвигаться по склону, надо использовать способ - движение по горизонтали (траверс). При таком движении по горизонтали надо стремиться сохранять установленную высоту, т. е. в ходе перемещения по склону не подниматься и не опускаться, контролируя точность горизонтального хода по карте с помощью встречающихся ориентиров впереди, сверху и снизу.
Выход на контрольные пункты и уход с них в выбранном направлении. С помощью контрольных пунктов дистанция по ориентированию разбивается на несколько этапов. Каждый из них самостоятельный и в тоже время связан с другими. На каждом этапе конечной задачей является отметка на КП. Момент отметки КП в карточке говорит о завершении одного этапа и начале следующего. Направление прихода и ухода ориентировщика в район КП определяется местоположением знака КП, ближайшими «привязками» и длиной этапа. Привязкой может служит какой-либо объект местности, с которого выход на КП осуществляется в основном по азимуту. При выходе на КП с привязки ориентировщик должен знать, какой тормозной ориентир находится за КП. Иначе можно убежать на большое расстояние от КП. После отметки на КП ориентировщик выбирает путь к следующему КП, определяет направление движения и начинает двигаться по направлению к ближайшему опорному ориентиру.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |