Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упражнения по теме «Выбор пути движения»



2019-10-11 805 Обсуждений (0)
Упражнения по теме «Выбор пути движения» 0.00 из 5.00 0 оценок




1. С помощью цветного карандаша укажите линейные ориентиры, которые вы будете использовать при движении со старта на 1 КП, затем на 2 КП и на 3 КП.

2. Определите и подпишите, с какой «привязки» лучше всего «брать» КП. Стрелка указывает направление движения с предыдущего КП.

3. Определите и подпишите, какой путь на КП выгоднее. Попытайтесь объяснить почему.

Движение по маркированной трассе с фиксацией основных ориентиров.

 

Согласно Правил соревнований по спортивному ориентированию, ориентирование на маркированной трассе – это прохождение дистанции, маркированной на местности от старта до финиша, с нанесением на карту местоположения КП, установленных на дистанции.

Такой вид дистанции можно с успехом применять на занятиях при обучении ориентированию на местности. Цель занятия – научить учащихся сопоставлять реальную местность с ее условным изображением на карте и определять таким образом свое местонахождение.

При движении по маркированной трассе можно воспользоваться следующими способами определения своего местоположения:

1. Сличение карты с местностью. Применяется в тех случаях, когда определяемая точка местоположения находится около ярко выраженных, хорошо читаемых ориентирах на карте.

2. Визуальное определение по ближайшим ориентирам. При движении по маркировки участник визуально определяет расстояние до близко расположенных ориентиров и соответственно им определяет свою точку стояния.

3. Измерение длины пройденного расстояния. Во время движения участник определяет пройденное расстояние шагами от одного четкого ориентира до следующего. Это расстояние откладывает на карте в масштабе и определяет точку своего стояния.

Игра «Маркировка» Руководитель ведет группу по произвольному маршруту, часто меняя направление движения, но так, чтобы участники имели возможность постоянно видеть ориентиры и сличать карту с местностью. В определенных местах руководитель командует: «Здесь КП». Участники должны отметить положение КП в соответствующей точке на карте. Здесь же руководитель проверяет у них карты и анализирует пройденный участок местности, обращая внимание участников на ориентиры, мимо которых проходил маршрут.

           

Дидактические игры, обучающие ориентированию на местности.

 

Стороны горизонта.

1. «Сориентировать компас»

Группа делится на две команды, которые выстраиваются в шеренгу друг напротив друга. Первая шеренга ребят вращает корпус с градуированной шкалой компаса и произвольно устанавливает его на любой отметке, а затем по команде руководителя одновременно передает его второй шеренге. Задача, стоящая перед вторыми номерами, - определить направление на север, - определить направление на север по компасу, сориентировав компас. Затем руководитель вместе с ребятами из первой шеренги проверяют правильность ответа. Данная игра может быть проведена первой и второй шеренгой не менее 4 раз.

 

2. «Стороны света»

Группа делится на команды по 4 – 5 человек. По команде руководителя («Восток», «Запад», «Юг») каждая группа должна выстроиться по заданному направлению, изобразив «стрелку». Выигрывает команда, показавшая быстрее всех верное направление.

 

3. Эстафета «Сориентировать карту»

Для этого руководитель выделяет в качестве помощников от каждой команды по 2 человека, наиболее хорошо усвоивших данный прием (ориентирование карты на север). Помощники получают карту и компас и выстраиваются от линии старта в две колоны с интервалом друг от друга 20 – 30 метров в длину поля. Руководитель делит играющих на две равные команды и также выстраивает их на линии старта в две колоны. По команде руководителя первые номера бегут до своего помощника, получают от них компас и карту. Ориентируют карту по компасу. Если выполнил задание верно, то бежит до следующего помощника и выполняет те же действия, но по другой карте. Выполнив задание верно, передают эстафету следующим номерам команды. Побеждает команда, которая закончила эстафету первой.

Чтобы придать игре больший интерес, можно разнообразить способы передвижения от одного помощника до другого.

 

Азимут. Движение по азимуту.

1. «Порази цель»

Ребята получают порядковые номера и быстро образуют круг (диаметром 20 -30 метров). Руководитель и водящий встают в центр круга. По команде руководитель включает секундомер. Задача водящего: с наименьшей затратой времени «поразить все мишени», т.е. определить азимут на каждого участника игры. В свою очередь ребята должны заранее с помощью обратного азимута уточнить свои координаты. Если водящий правильно назвал азимут участника игры, тот быстро бежит в центр круга. При не точном ответе водящего следует команда руководителя «Повторить!». Затем «поражается» следующая цель и т.д. После определения азимута на последнего из играющих руководитель выключает секундомер и объявляет результат.

 

2. «Поиск клада»

На месте проведения игры обозначается точка старта, а точное местонахождение клада известно только руководителю. Руководитель заранее проходит по местности и составляет легенду.

Легенда

 

Отрезок пути Азимут Длина (м)
1 2 3 4 5 6 0º 270º 180º 90º 180º 270º   14 8 12 20 4 14

 

 

Перед стартом команды получают легенду, в которой указаны по порядку отрезки пути движения, их азимуты и расстояния. Пройдя весь маршрут, команда оставляет какой-нибудь предмет (флажок, карточка и т.д.) в конце своего пути, обозначая им место расположения клада. Выигрывает та команда, флажок которой находится ближе других к истиной точке клада, которую показывает руководитель по завершению поиска клада всеми командами.

Вариант: можно учитывать время поиска клада. 

 

Масштаб.

1. «Определи расстояние»

В центре зала (поляны) находится точка старта. Вокруг по периметру расставлены КП (1, 2, 3, 4 …), возле каждого КП лежит карандаш, линейка и карта с нанесенным отрезком дистанции.

Группа делится на 3 команды. На старт выходит одна команда. Каждому участнику выдается карточка с номером его КП. Задача каждого участника команды: добежать до своего КП, измерить отрезок на карте с помощью линейки, перевести измеренное расстояние (сантиметры) на карте в расстояние (метры) на местности с учетом масштаба карты. Записать полученный результат в карточки и вернуться на старт. После возвращения всех участников команды на старт руководитель выключает секундомер. При проверке результатов руководитель начисляет штраф – за каждые 50 метров 10 секунд (при масштабе карты 1:10000).

Команда-победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на выполнение задания, и штрафным временем.

 

Условные знаки.

1. «Следопыт»

Руководитель словами описывает маршрут движения следопыта на местности; задача учеников следить по карте за передвижением следопыта и отмечать места его привалов, названные руководителем. Во время «привалов» ученики проводят взаимопроверку отмеченного места.

Варианты: - можно проводить в группах;

- вместо руководителя описывает маршрут один из учеников или учащиеся по очереди.

 

2. «Найди соответствия»

Группа делится на команды от 3 до 5 человек. Каждой команде выдается карта с нанесенными кругами, диаметром 2 см. Каждый круг имеет свое обозначение (А, Б, В, Г, Д, Е и т.п.).

Руководитель дает описание местности одного из кругов по выбору. Задача каждой группы как можно быстрее найти по описанию соответствующий круг и назвать его обозначение. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Варианты: - команды свои ответы записывают на лист, а потом руководитель подсчитывает количество правильных ответов каждой команды;

- вместо руководителя описывает маршрут одна из команд или команды по очереди.

 

Измерение расстояния.

1. На дороге устанавливают несколько КП на разном расстоянии от старта. Участнику указывают расстояние, его задача при помощи подсчета шагов измерить указанное расстояние и отметиться на своем КП.

2. Маркируют участок местности, на маркированном маршруте на разном расстоянии ставят несколько КП. Участник должен определить расстояния между КП и записать в карточку.

 

 

Заключение.

Действия в случае потери ориентировки.

 

Ориентировщик может заблудиться, потерять ориентировку по следующим причинам:

1. ошибки по небрежности, беззаботности, спешке :

- забыли перед стартом проверить исправность компаса;

- допущены ошибки в измерениях по карте (расстояние, азимут). Коробку магнитной стрелки компаса повернули при определения азимута так, что вилка северного направления указала на юг (ошибка 180º);

- забыли измерить пройденный путь;

- карту читали поверхностно, бежали наугад.

Следовательно: прежде всего – точность, аккуратность, самоконтроль, лишь после этого – скорость.

2. слабое владение техникой ориентирование:

- неумение ориентировать карту, читать ее или двигаться по ней;

- неумение двигаться по азимуту;

- отсутствие навыка движения в нужном направлении без компаса.

Следовательно: пользуйся теми техническими приемами, которые усвоил.

3. незнание основ тактики ориентирования:

- вместо устойчивого в качестве опорного ориентира выбрали изменяющийся ориентир (устойчивый ориентир – ориентир, который долго сохраняется в природе: водоем, строение и т.п.);

- при выборе направления на КП не придерживались требования самострахования (не были выбраны ориентиры ограничивающие и тормозные).

Следовательно: не пренебрегать основами тактики ориентирования.

4. несоблюдение правил и условий соревнований:

- игнорирование технической информации соревнований, в которой указаны параметры дистанции, границы полигона и информация для заблудившихся;

- пренебрежение особенностей групповых соревнований (при разделении группы на патрули не учли их знания и умения – слабый патруль заблудился; при поисках КП развернулись в цепь и потеряли связь между членами группы).

 

Лучшим средством против потери ориентировки является предупреждение типичных ошибок, описанных выше. Помните, что наиболее часто причиной потери ориентировки является небрежность, беззаботность и излишняя спешка.

Если вы все-таки заблудились, то нужно сохранять спокойствие и действовать следующим образом:

1. обнаружив ошибку при движении по азимуту, возвращаться по обратному азимуту на исходную точку;

2. при обнаружении ошибки во время движения по карте:

- сориентировать карту, анализировать пройденный путь движения и попытаться вернуться на исходную точку, или

- определить по карте приблизительную точку своего стояния и оттуда взять направление на какой-нибудь линейный ориентир, дойти до него и определить свое местоположение относительно какого-нибудь устойчивого ориентира и сличения карты с местностью, или

- если по близости имеются устойчивые ориентиры, то сориентировать карту с помощью ее сличения с местностью и найти точку своего стояния.

3. обратись за посторонней помощью для восстановления своего местоположения, т. е. к участникам соревнований.

 

Литература

 

1. Алешин В.М. Карта в спортивному ориентировании. – М.: Физкультура и спорт, 1983.

2. Алешин В.М. Карта в спортивному ориентировании. – Воронежский государственный университет, 2004.

3. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

4. Изоп Э. Игровой метод при обучении ориентированию на местности. – Таллин, 1975.          

5. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. – М.: ЦДЮТиК, 2005.

6. Константинов Ю.С., Огородников Б.И., Елизаров В.Л., Лосев А.С. Ориентирование в России и СССР. – М.: ЦДЮТиК, 2004

7. Колесникова Л.В. Спортивное ориентирование. Рабочая тетрадь. – М.: ЦДЮТиК, 2002.

8. Куприн А.М. С картой и компасом. – М.: ДОСААФ СССР, 1981.

9. Куприн А.М. Занимательная картография. – М.: Просвещение, 1989.

10. Моргунова Т.В. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.

11. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

12. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1990.

13. Изоп Э. Игровой метод при обучении ориентированию на местности. – Таллин, 1975.

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………. 3

Ориентирование. Стороны горизонта. …………………………………………………… 4

Определение сторон горизонта по природным объектам,

местным признакам и небесным светилам. ……………………………………………… 5

Компас. Определение сторон горизонта по компасу. …………………………………… 7

Топография. Топографическая и спортивная карты, их применение в походе……….. . 8

Условные знаки спортивных карт. …………………………………………………………9

Масштаб карты. ……………………………………………………………………………. 10

Азимут. Движение по азимуту. …………………………………………………………... 11

Способы измерения расстояний. …………………………………………………………. 13

Изображение рельефа……………………………………………………………………… 15

Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости и

почвенного покрова. ………………………………………………………………………. 17

Движение по маркированной трассе с фиксацией основных ориентиров. ……………. 20

Дидактические игры, обучающие ориентированию на местности. ……………………. 20

Действия в случае потери ориентировки. ………………………………………….…….. 23

Литература. …………………………………………………………………………………. 24

 

 



2019-10-11 805 Обсуждений (0)
Упражнения по теме «Выбор пути движения» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Упражнения по теме «Выбор пути движения»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (805)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)