Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гидрография и болото                                 Растительность



2019-10-11 495 Обсуждений (0)
Гидрография и болото                                 Растительность 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ И ТОПОГРАФИИ

Методические рекомендации

для педагогов дополнительного образования, учителей школ. 

 

                                             Минусинск 2008 год

 

 

Печатается по рекомендации методического совета Управления образования г.Минусинска.

 

 

Рецензенты:

1. Швалева Т.А. - Зав. кафедрой физической культуры и спорта Хакасского Государственного университета им. Н.Ф.Катанова, канд. пед. наук, доцент.

2. Дарбека Е.А. - Председатель федерации спортивного ориентирования Республики Хакасия.

 

 

Основы ориентирования и топографии: методические рекомендации / Сост. Ширнин В.В., Ширнина Т.В., Минусинск, 2008г. 25с.

 

В настоящих Методических рекомендациях раскрываются основные понятия и инструментарий, применяемые при изучении предметной области ориентирования и топографии, даются практические упражнения и задания для выработки умений и навыков ориентирования на местности.

 

Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, тренеров ДЮСШ по ориентированию, учителям физической культуры общеобразовательных школ.

 

 


 

Отзыв

 

На Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей школ "Основы ориентирования и топографии", авторов: Ширнин В.В. - инструктор-методист МОУ ДОД «ДЮЦ», (г.Минусинск) и Ширнина Т.В. - педагог дополнительного образования МОУ ДОД «ДЮЦ» (г.Минусинск).

 

Пожалуй, с каждым случалась ситуация, когда требовалось определить стороны света, хотя бы, даже, из спортивного интереса, так же вряд ли найдется человек, который не брал бы в руки карту.

Предмет познания, на котором остановили свой выбор авторы, очень интересен, носит прикладной характер, не теряет актуальности с течением времени. Знания в данной области применимы как в быту, так и в игровых, спортивных, других моментах жизнедеятельности подростков и взрослых.

Путешествия с картой во время прогулки или похода формируют исследовательские способности, умение самостоятельно принимать решения. Знания и умения в этой области делают жизнь людей более безопасной.

С помощью данного пособия авторы знакомят читателей с разными способами ориентирования: по природным объектам, с использованием карты, компаса, дают логические объяснения приемов определения сторон света. Работа рассчитана познакомить читателя с начальными знаниями в области ориентирования и топографии. Кроме того, следуя советам авторов и выполняя предлагаемые ими упражнения, можно развить вполне конкретные навыки и умения, необходимые в определении своего местоположения.

Таким образом, знания в данной области полезны всем без исключения людям, применимы в ситуациях активного отдыха, занятиях с детьми и подростками. С использованием примеров, тестов данного пособия можно составить множество увлекательных игр, состязаний.

В работе определен инструментарий рассматриваемой области, подробно и доступно проанализированы элементы - слагаемые науки топографии и базирующиеся на ее основе виды спорта. Приведены примеры основных условных знаков, которые не всегда имеются на картах, рассмотрено как разбираться с масштабом карты, как работать с компасом, картой, другими средствами нахождения себя в пространстве и передвижения в нужном направлении. Даны советы как поступать в отсутствии средств навигации, что является ценным и в прикладном плане для людей, случайно оказавшихся в неопределенной обстановке.

Пособие изложено методически грамотно, последовательно. Упор делается на выполнение практических приемов и упражнений, приводимых здесь же. Совершенно верно утверждение больше времени уделять практике, а теоретические занятия проводить в течение 15 минутной беседы. Данная методика позволит усвоить материал эффективно в минимальные сроки. В этой связи очень полезны приводимые в пособии упражнения для закрепления той или иной темы.

Правильными являются рекомендации авторов не менять последовательность изучения разделов данного пособия. Переход от простого к сложному облегчает понимание. Занятия рекомендуется проводить в начале на школьном дворе, а лишь затем выходить в лес.

При развитии элементов ориентирования с помощью карты упор делается на спортивные схемы, так как они являются более подробными и полностью отображают характер и рельеф местности. Здесь, нельзя не согласиться, что спортивные карты-схемы детально отображают местность, однако в данной части можно заметить, что спортивные карты не столь распространены в местах, удаленных от населенных пунктов, где нередко пребывают люди в поисках грибов, ягод или совершают туристские походы. Авторы, может и не преследовали цели в данном пособии дать советы ориентирования по различным картам и на все случаи жизни, но было бы не лишним отразить и специфику ориентирования по картам более мелким, где в 1см. – 2км., 5км. Тем более что такие топографические карты имеются в свободной продаже и более доступны, нежели спортивные.

Наиболее сложным для понимания и усвоения является образное восприятие отображенного на карте рельефа. Здесь было бы уместным рекомендовать в составе длительных практических занятий непосредственно рисовку участков рельефа самостоятельно. Данная методика очень эффективна в развитии пространственного представления местности.

Важность овладения навыками ориентирования по рельефу очень высока, пожалуй, самая приоритетная. Поскольку прочие ориентиры достаточно быстро могут изменяться, полянки зарасти лесом, дороги, тропинки легко наезживаются новые, очень сильно изменяют местность пожары, ставшие не редкостью. И только рельеф остается не низменным очень долгое время.

Много полезного можно найти в рекомендациях и для отработки техники быстрого ориентирования в условиях соревнований, например. Что делает ценным данное пособие для спортсменов ориентировщиков, тренеров и инструкторов по ориентированию.

Рецензент с интересом ознакомился с работой. Несмотря на незначительный объем, пособие представляется очень полезным на первоначальном этапе изучения предметной области и выработки навыков простого ориентирования, помогает определить направление дальнейшего совершенствования навыков.

Пособие исполнено цветной печатью, что добавляет привлекательности, вполне конкретно, дает ясное представление об изучаемом направлении. Отмеченные недостатки не являются принципиальными и не снижают высокой ценности работы.

В условиях дефицита методических материалов пособие является ценной разработкой в данной области, представляет собой качественно подготовленное, сжатое собрание конкретных примеров, определений, правил, наработок и накопленного опыта.

 

                                                                                                                        Е.А.Дарбека

 

 


 

Введение.

 

 

Красноярский край – таёжный, лесной край и практически все население бывает в лесу, кто по ягоды, а кто по грибы, другие просто отдохнуть - подышать чистым воздухом, а третьи видят лес как место для активного отдыха и занятий спортом. Но часто кроме радости и отдыха лес таит в себе опасность заблудиться и в этот момент вам всегда поможет умение ориентироваться и сделает ваш отдых безопасным.

С помощью данного пособия педагог знакомит учащихся с разными способами ориентирования, вначале по природным объектам затем с помощью карты и компаса. При изучении ориентирования с помощью карты упор делается на спортивные схемы, так как они являются более подробными и полностью отображают характер и рельеф местности.

При изучении материала педагог вправе вносить дополнения по своему усмотрению, но авторы настоятельно рекомендуют, не менять порядок последовательности изучения разделов данного пособия. Переход от простого к сложному поможет учащимся легче усвоить материал, занятия следует проводить в начале на школьном дворе, (схемы школьных дворов имеются в ДЮЦ), а лишь затем выходить в лес.

С младшими школьниками занятия следует проводить преимущественно в игровой форме.

Чтобы усвоить материал в минимальные сроки, рекомендуется больше времени уделять практике, а теоретические занятия проводить в течение 15 минутной беседы.

 Овладев основными приемами ориентирования, у детей появляется возможность познать окружающий мир как рядом с домом, так и вдали от него. Путешествуя с картой во время прогулки или похода, дети узнают что-то новое, делают для себя открытия и таким образом расширяют свой кругозор, познают себя и мир.

 Занятия ориентированием на местности способствуют здоровому образу жизни, так как они в основном проводятся на свежем воздухе.

Ориентирование формирует исследовательские способности и умение самостоятельно принимать решения.

Данное пособие помогает освоить азы раздела «Ориентирование и топография» по разным образовательным программам. Освоив темы данного пособия, учащиеся приобретут необходимые знания и умения, которые им пригодятся в дальнейшем и сделают их жизнь более безопасной.

 

Ориентирование. Стороны горизонта.

 

Слово ОРИЕНТИРОВАНИЕпроисходит от латинского «orient» - восток и означает умение определять направления сторон света, местоположение, направление пути.

Существуют основные (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад) стороны горизонта. Направления сторон горизонта указываются в градусах (рис. 1).

На первых порах вначале вы иногда будете путать восток с западом. Не отчаивайтесь. Представьте, что смотрите на географическую карту России. Где находится город Владивосток? (на востоке, т.е. по правую руку). Соответственно там, где Москва будет запад (по левую руку).

Стороны горизонта можно определить с помощью компаса и по природным объектам.

 

Рис. 1. Стороны горизонта (основные и промежуточные).

Игра «Добраться до финиша». Каждому ученику выдать лист в клетку, с нанесенными точками «старта», «финиша», и первых трех отрезков пути (или учащиеся самостоятельно наносят точки и первые три отрезка по образцу с классной доски). Задача участников игры откладывать отрезки по клеткам в заданном направлении, пользуясь схемой сторон горизонта.

На левой части этого рисунка два первых отрезка уже нанесены (3 клетки на В, 2 клетки на Ю, 3 клетки на Ю-З). Продолжим:

С                            
                             
                             
                    Ф        
                             
                             
                             
                             

4 клетки на В

3 клетки на С

2 клетки на С-В

5 клеток на В

3 клетки на Ю

2 клетки на Ю-З

2 клетки на С-З

2 клетки на З

2 клетки на С-В

2 клетки на Ю-В

 

 

Следующую игру вы можете предложить своему товарищу. Напишите на клеточном листе бумаги номер телефона или его имя. Помните, что линии нужно проводить только по сторонам и диагоналям клеточек. Затем, пользуясь уже знакомым методом, напишите шифр каждой цифры или буквы, и предложите другу разгадать этот закодированный рисунок.

Определение сторон горизонта по природным объектам, местным признакам и небесным светилам.

 

Определение сторон горизонта по природным объектам основывается на их положении по отношении к солнцу. Части деревьев, камней и других природных объектов, находящиеся с северной стороны, получают меньше света и тепла, чем с южной стороны. Вытекающие из этого явления и дают возможность определить стороны горизонта.

Рассмотрим некоторые природные объекты:

1. Деревья:

а) северная сторона ствола покрыта более густым мхом;

б) ветки и листья отдельно стоящих деревьев более роскошны с южной стороны;

в) кора (особенно на лиственных деревьях) с северной стороны грубее, а на березах, кроме того, еще и светлее;

г) на соснах грубая темная кора простирается с северной стороны выше; после дождя стволы сосен обычно чернеют с северной стороны, потому что там раньше начинает развиваться тонкая вторичная корка, чернеющая от воды;

д) на стволах хвойных деревьев с южной стороны больше смолы.

 

2. Камни:

а) северная сторона покрыта более густым слоем мха;

б) грунт под камнем с южной стороны более сухой.

 

3. Муравейники:

а) находятся обычно с южной стороны деревьев, камней, пней;

б) южные склоны муравейников более пологие, северные – более крутые.

4. Снег:

а) тает на южной стороне отдельных деревьев, камней, пней, столбов и т.д. осенью и весной быстрее;

б) зимой снег покрыт настом (на северной стороне остается рыхлым).

Определение сторон горизонта по местным предметам (предметы, созданные человеком).

Лесные просеки обычно направлены с севера на юг и с востока на запад. Просеками лес разделяют на прямоугольники – кварталы, которые нумеруют с запада на восток и с севера на юг. Таким образом, самый первый номер будет находится в С-З углу леса, а самый последний – в Ю-В. На пересечении просек устанавливаются квартальные столбы. На северной стороне квартальных столбов цифровые отметки всегда меньше, чем на южной стороне (рис. 2).

 

       Рис. 2. Квартальный столб.

 

За основу при определении сторон горизонта следует брать не один, а несколько объектов. При этом точность невелика, погрешность может достигнуть 20 – 30 градусов.

 

Определение сторон горизонта по Солнцу.

1. По времени и положению Солнца. При отсутствии часов, зная лишь приблизительное время, мы можем определить стороны горизонта по положению Солнца, как показано на рис. 3.

Рис.3. Определение сторон горизонта по времени и положению Солнца.             

2. По Солнцу и часам. Часы поворачивают часовой стрелкой на Солнце. Угол между направлением часовой стрелки и направлением в полдень (в 13.00) делится пополам. Биссектриса угла указывает южное направление (рис. 4). Если Солнце высоко, то для уточнения его направления следует использовать тень какого-нибудь вертикального предмета.

 

                                Юг                                       Юг


                  Север                                                         Север

 

Рис. 4. Определение направления на север по Солнцу и часам.

При определении сторон горизонта по часам и Солнцу погрешность меньше всего во время равноденствия (21 марта и 23 сентября) и зимой, потому что Солнце стоит ниже.

 

 Определение сторон горизонта по Луне. Полная Луна противостоит Солнцу на небосклоне, поэтому на юге (в Северном полушарии) она будет находиться ровно в 1.00. Определение сторон горизонта по Луне (полнолуние) и часам проводится также как и по Солнцу.

Определение сторон горизонта по Полярной звезде.

Полярную звезду находят по Большой Медведице (рис. 5). Отклонение Полярной звезды от северного направления лишь около 1 – 2 градусов. Из всех перечисленных способов – этот способ наиболее точен.

 

                                                                                   

Рис. 5. Определение направления на север по Полярной звезде.

 

До сих пор компас остается незаменимым прибором, который позволяет выдерживать при передвижении правильное направление.

 

 

Компас. Определение сторон горизонта по компасу.

 

Познакомимся с компасом (рис. 6):

1 – магнитная стрелка, северный конец которой покрыт светящимся в темноте веществом; 2 – корпус из прозрачного материала, который наполнен жидкостью; 3 – лимб с делениями в градусах и первыми буквами основных сторон света; 4 – вилка северного направления; 5 – линии магнитного меридиана; 6 – основание (планшет) компаса; 7 – лупа; 8 – линия, указывающая направление движения и показания лимба.

 

 

Рис.6. Компас.

 

Для того чтобы определить направление на север по компасу, необходимо:

 

1) повернуть корпус с магнитной стрелкой до тех пор, пока нулевое деление шкалы не совпадет с линией направления движения;

2) установить компас горизонтально;

3) сориентировать компас – поворачивать его в горизонтальном положении до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не совпадет с северным направлением, т.е. установиться в вилке северного направления.

Теперь линия направления движения указывает на север, а буквы, нанесенные на шкалу, указывают направление сторон горизонта (рис. 7).

 

Рис.7. Сориентированный компас.

 

 

Топография. Топографическая и спортивная карты, их применение в походе.

 

Слово ТОПОГРАФИЯв переводе с латинского «топос» означает местность, «графо» пишу. Топография – это научная дисциплина, изучающая земную поверхность. Основным продуктом деятельности топографии является создание топографической карты.

Картой называется изображение Земли или отдельных ее частей в уменьшенном виде на плоскости (на бумаге).

На топографические карты переносятся точные местоположения местных предметов и рельеф Земной поверхности. Топографические карты часто используются для проведения многодневных походов, путешествий и экскурсий. По ней намечают маршрут и определяют его протяженность, выбирают места остановок, намечают объекты, с которыми следует ознакомиться более подробно.

Также существуют спортивные карты, которые используются в пешеходных походах и соревнованиях по ориентированию и туризму.

В чем же отличие спортивной карты и топографической? Спортивные карты очень подробные. На них изображены тропинки, небольшие полянки, обрывы, овраги и другие формы рельефа местности, которые можно использовать в качестве ориентиров. Рельеф отображается, так же как и на топографических картах, горизонталями, но с большей подробностью (показывают все маленькие холмики, ямы, лощины и выступы).

 

Для удобства запоминания все знаки разбиты на несколько групп по цвету и однородным объектам: рельеф (коричневый цвет), скалы и камни (черный цвет), гидрография и болота (синий цвет), растительность (зеленый, желтый, белый цвета), искусственные сооружения (черный цвет).

 

                       

       Рельеф                                                  Открытое пространство

 

                   Скалы и камни,                                           

                   Искусственные объекты                      Лес легкопробегаемый         

 

        

                 Гидрография и болото                            Лес труднопробегаемый         

 

 

Условные знаки спортивных карт.

Скалы и камни

 

        непреодолимая скала                   камень, валун

        скалы останцы                              большой валун

        преодолимая скала                       груда камней

        скальная яма, шурф                      каменистое поле, морена

        скальная поверхность                  открытый песок

 

Гидрография и болото                                 Растительность

 

озеро                                                    открытое пространство

пруд                                                     полуоткрытое пространство

непреодолимая река                          легкопробегаемый лес

ручей                                                   труднопробегаемый лес

канава с водой                                    подлесок        

узкое болото                                       лес направленной проходимости

заболоченность                                  возделываемые земли (пашня)

болото                                                 сады

непроходимое болото                        четкая граница пашни

яма с водой                                         четкий контур растительности

колодец                                               корч, выворотень

родник                                                 отдельностоящие дерево,куст

Искусственные объекты

                  шоссе                                                   проход в ограде

                   улучшенная дорога                            постройки

                   проселочная дорога                           постоянно застроенная территория

                   лесная дорога                                      запретная территория

                       тропа                                                   развалины

                   исчезающая тропа                                          туннель

                   мостик                                                 территория с покрытием

                       просека                                                трубопровод

                   железная дорога                                  маленькая вышка

                     линия электропередач (ЛЭП)           большая вышка

                   высоковольтная ЛЭП                        пилон, граничный столб

                   преодолимая ограда                           кормушка

                   высокая ограда                                   крест, могила

                   стрельбище                                  специальные искусственные объекты

           

Примечание: условные знаки сориентированы на север.



2019-10-11 495 Обсуждений (0)
Гидрография и болото                                 Растительность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гидрография и болото                                 Растительность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (495)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)