Введение. Уровни и показатели коммуникативной компетентности в профессиональном общении.
Конспективное изложение тем дисциплины «Социальные коммуникации в профессиональной среде» Введение. Уровни и показатели коммуникативной компетентности в профессиональном общении. Понятие коммуникативной компетентности служит "инструментом" для оценивания реальных поведенческих ситуаций. Под коммуникативной компетентностью понимается способность проявлять во взаимодействии с другими людьми эффективность и уместность, т. е. достигать необходимых результатов, соблюдая при этом баланс интересов участников коммуникации. Выделяют следующие уровни коммуникативной компетентности: минимальный –удовлетворительный - оптимальный. Минимально компетентный партнер не способен осознавать и влиять на ход коммуникативной ситуации. Удовлетворительно компетентный партнер способен влиять на ход коммуникации в пределах усвоенных правил и/или практикуемой нормы. Оптимально компетентный партнер способен применять нестандартные подходы к регулированию ситуации, самостоятельно выбирать степень своей вовлеченности в ситуацию. Не существует единственно верных способов быть коммуникативно компетентным. Один и тот же желаемый результат в разговоре можно получить, используя разные коммуникативные тактики. И наоборот, один и тот же коммуникативный прием может приводить в разных разговорных ситуациях к разным результатам. Коммуникативная компетентность предполагает наличие/развитость таких базовых личностных характеристик, как: владение богатым набором коммуникативных техник; гибкость, адаптивность в выборе действий; ориентация на другого (способность понять точку зрения другого и выделять различные точки зрения); когнитивная сложность (высокий уровень когнитивных различений); само-мониторинг; способность к кооперативному взаимодействию; этичность (способность делать нравственный выбор). Коммуникативная компетентность ситуативна/контекстна, варьируется не только от ситуации к ситуации, но даже в ходе одного и того же разговора. Ни один из нас не является и не может быть абсолютно компетентным, равно как и абсолютно некомпетентным. Каждый человек склонен проявлять большую компетентность в одних видах комм ситуаций и меньшую - в других. Коммуникативным умениям можно научиться. Коммуникативную компетентность можно и необходимо развивать.
Лекция 1. Коммуникативные стили и приемы самопрезентации. Коммуникативный стиль это привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми. Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по коммуникации – важные характеристики коммуникативной компетентности. Большинство исследователей стилей деятельности и общения разделяют следующие методологические установки: • стиль представляет собой проявление целостности индивидуальности; • стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей личности; • стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды. Коммуникативные стили описаны американским психологом Вирджинией Сатир, которая делала акцент на выделении паттернов коммуникации, т. е. используемых вербальных и невербальных знаков и приемов. В. Сатир исходит из предположения, что изменение внешних поведенческих реакций может помочь в изменении отношения человека к самому себе, прежде всего повысить его самооценку. Для этого необходимо как можно точнее представить, почувствовать, какие именно модели поведения – интонации, движения и позы тела, выражение лица и характерная лексика – соответствуют тому или иному стилю. Она выделяет четыре достаточно устойчивых паттерна: блэймер, плакатор, компьютер и дистрактор. По мнению Сатир, паттерны коммуникации усваиваются человеком в раннем детстве. “Окно Джохари” – еще одна модель, позволяющая представить различные коммуникативные стили (название образовано начальными буквами имен двух американских психологов, предложивших эту модель, — Джозефа Луфта и Харри Ингхэма). Ее суть — в демонстрации взаимозависимости между информацией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием того, как другие воспринимают нас. Авторы рассмотренных концепций, признавая, что люди отличаются друг от друга способом обращения с окружающими, или своими коммуникативными стилями, выделяют во многом сходные модели поведения. Типичными схемами поведения в межличностном взаимодействии являются: готовность сближаться с людьми (ориентация на людей, равенство и открытость); стремление избегать их (ориентация от людей, изоляция); установка на борьбу (ориентация против людей, доминирование); желание и готовность подчиняться. Описанные схемы поведения находят свое проявление в продуктивном или непродуктивном коммуникативном стиле. В основе различения этих двух стратегий – ценностная ось “отношение к другому как к ценности — отношение к другому как к средству”. Первый полюс конституирует отношение к партнеру как к ценности. Можно выделить моральную и психологическую стороны. Моральная сторона состоит в признании другого человека свободным, ответственным, имеющим право быть таким, каков он есть. Психологическая сторона состоит в стремлении к сотрудничеству, равноправным партнерским отношениям, совместному решению возникающих проблем, готовности понять другого, видеть человека во всей его многосложности, уникальности, изменчивости. В поведенческом плане это установка на диалог и сотрудничество. Стратегия партнерского взаимодействия предполагает владение такими механизмами взаимопонимания, как децентрация; эмпатия; точность и ясность выражения потребностей, чувств, эмоций; искренность. Второй полюс характеризуется отношением к партнеру как к средству, объекту, орудию достижения своих целей, базируется на обесценивании человека, на ощущении собственного превосходства над другими в чем-либо, доходящем до чувства собственной исключительности. В психологическом плане эта позиция проявляется в эгоцентризме, непонимании другого, отсутствии попыток увидеть ситуацию его глазами, в упрощенном, одностороннем видении своего партнера, в использовании стереотипных представлений, расхожих суждений о нем. В поведенческом плане — это опора на однонаправленность воздействия, его монологичность с использованием стандартных, привычных, автоматических приемов. Продуктивный стиль не существует между людьми изначально, он устанавливается, требуя от участников коммуникации значительных психологических и энергетических затрат.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |