Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Введение. Уровни и показатели коммуникативной компетентности в профессиональном общении.



2019-10-11 444 Обсуждений (0)
Введение. Уровни и показатели коммуникативной компетентности в профессиональном общении. 0.00 из 5.00 0 оценок




Конспективное изложение тем дисциплины

«Социальные коммуникации в профессиональной среде»

Введение. Уровни и показатели коммуникативной компетентности в профессиональном общении.

Понятие коммуникативной компетентности служит "инструментом" для оценивания реальных поведенческих ситуаций.  

Под коммуникативной компетентностью понимается способность проявлять во взаимодействии с другими людьми эффективность и уместность, т. е. достигать необходимых результатов, соблюдая при этом баланс интересов участников коммуникации. 

Выделяют следующие уровни коммуникативной компетентности: минимальный –удовлетворительный - оптимальный. Минимально компетентный партнер не способен осознавать и влиять на ход коммуникативной ситуации. Удовлетворительно компетентный партнер способен влиять на ход коммуникации в пределах усвоенных правил и/или практикуемой нормы. Оптимально компетентный партнер способен применять нестандартные подходы к регулированию ситуации, самостоятельно выбирать степень своей вовлеченности в ситуацию.  

Не существует единственно верных способов быть коммуникативно компетентным. Один и тот же желаемый результат в разговоре можно получить, используя разные коммуникативные тактики. И наоборот, один и тот же коммуникативный прием может приводить в разных разговорных ситуациях к разным результатам.

Коммуникативная компетентность предполагает наличие/развитость таких базовых личностных характеристик, как:

владение богатым набором коммуникативных техник;

гибкость, адаптивность в выборе действий;

ориентация на другого (способность понять точку зрения другого и выделять различные точки зрения);

когнитивная сложность (высокий уровень когнитивных различений);

само-мониторинг;

способность к кооперативному взаимодействию;

этичность (способность делать нравственный выбор). 

Коммуникативная компетентность ситуативна/контекстна, варьируется не только от ситуации к ситуации, но даже в ходе одного и того же разговора. 

Ни один из нас не является и не может быть абсолютно компетентным, равно как и абсолютно некомпетентным. Каждый человек склонен проявлять большую компетентность в одних видах комм ситуаций и меньшую - в других. Коммуникативным умениям можно научиться. Коммуникативную компетентность можно и необходимо развивать.

 

Лекция 1. Коммуникативные стили и приемы самопрезентации.

Коммуникативный стиль это привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми. Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по коммуникации – важные характеристики коммуникативной компетентности.

Большинство исследователей стилей деятельности и общения разделяют следующие методологические установки:

•         стиль представляет собой проявление целостности индивидуальности;

•         стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей личности;

•         стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды.

Коммуникативные стили описаны американским психологом Вирджинией Сатир, которая делала акцент на выделении паттернов коммуникации, т. е. используемых вербальных и невербальных знаков и приемов. В. Сатир исходит из предположения, что изменение внешних поведенческих реакций может помочь в изменении отношения человека к самому себе, прежде всего повысить его самооценку. Для этого необходимо как можно точнее представить, почувствовать, какие именно модели поведения – интонации, движения и позы тела, выражение лица и характерная лексика – соответствуют тому или иному стилю. Она выделяет четыре достаточно устойчивых паттерна: блэймер, плакатор, компьютер и дистрактор. По мнению Сатир, паттерны коммуникации усваиваются человеком в раннем детстве.

“Окно Джохари” – еще одна модель, позволяющая представить различные коммуникативные стили (название образовано начальными буквами имен двух американских психологов, предложивших эту модель, — Джозефа Луфта и Харри Ингхэма). Ее суть — в демонстрации взаимозависимости между информацией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием того, как другие воспринимают нас.

Авторы рассмотренных концепций, признавая, что люди отличаются друг от друга способом обращения с окружающими, или своими коммуникативными стилями, выделяют во многом сходные модели поведения. Типичными схемами поведения в межличностном взаимодействии являются: готовность сближаться с людьми (ориентация на людей, равенство и открытость); стремление избегать их (ориентация от людей, изоляция); установка на борьбу (ориентация против людей, доминирование); желание и готовность подчиняться.

Описанные схемы поведения находят свое проявление в продуктивном или непродуктивном коммуникативном стиле. В основе различения этих двух стратегий – ценностная ось “отношение к другому как к ценности — отношение к другому как к средству”. 

Первый полюс конституирует отношение к партнеру как к ценности. Можно выделить моральную и психологическую стороны. Моральная сторона состоит в признании другого человека свободным, ответственным, имеющим право быть таким, каков он есть. Психологическая сторона состоит в стремлении к сотрудничеству, равноправным партнерским отношениям, совместному решению возникающих проблем, готовности понять другого, видеть человека во всей его многосложности, уникальности, изменчивости. В поведенческом плане это установка на диалог и сотрудничество. Стратегия партнерского взаимодействия предполагает владение такими механизмами взаимопонимания, как децентрация; эмпатия; точность и ясность выражения потребностей, чувств, эмоций; искренность.

Второй полюс характеризуется отношением к партнеру как к средству, объекту, орудию достижения своих целей, базируется на обесценивании человека, на ощущении собственного превосходства над другими в чем-либо, доходящем до чувства собственной исключительности. В психологическом плане эта позиция проявляется в эгоцентризме, непонимании другого, отсутствии попыток увидеть ситуацию его глазами, в упрощенном, одностороннем видении своего партнера, в использовании стереотипных представлений, расхожих суждений о нем. В поведенческом плане — это опора на однонаправленность воздействия, его монологичность с использованием стандартных, привычных, автоматических приемов.

Продуктивный стиль не существует между людьми изначально, он устанавливается, требуя от участников коммуникации значительных психологических и энергетических затрат.

 



2019-10-11 444 Обсуждений (0)
Введение. Уровни и показатели коммуникативной компетентности в профессиональном общении. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Введение. Уровни и показатели коммуникативной компетентности в профессиональном общении.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)