Подходы к пониманию качества
Тема 1. Качество как объект управления 1. Подходы к пониманию качества. 2. Изменение роли качества в обеспечении конкурентоспособности. 3. Современные подходы к обеспечению качества и конкурентоспособности организаций и их продукции. 4. Качество как социально-экономическая категория.
Подходы к пониманию качества Со времен появления на земле первобытных людей особое значение для человека стало играть качество. Качество применяемого оружия определяло не только возможности прокормить свою семью, но и личную безопасность человека. Качество жилья, одежды влияло на здоровье и возможности семьи. Проблемы качества продуктов труда стояли и во времена ремесленничества, когда мастер стремился изготовить определенное изделие под запросы конкретного заказчика Однако особое внимание качеству продукции начали уделять с начала XX в., когда в 1905 г. появилась система Ф. Тейлора. В рамках данной системы продукция делится на отвечающую требованиям качества и дефектную. Система Тейлора основывалась на тщательном контроле качества работы персонала, на механизме жестких экономических и административных воздействий на рабочих, допускающих брак. Вскоре стало ясно, что получение дефектных изделий является следствием неправильного выполнения производственных процессов и управлять надо, в первую очередь, процессами. В начале XX в. У. Тейлором были предложены интервалы, устанавливающие пределы отклонений параметров изделий в виде нижних и верхних границ значений параметров. Поле значений такого интервала стали называть допуском, а пределы отклонений — соответственно верхним и нижним пределами поля допуска. Данный подход явился прорывом в обеспечении взаимозаменяемости изделий и воспроизводимости процессов производства. Новый подход, направленный на обеспечение стабильности процессов, предложил В. Шухарт (1939 г.): идею процесса непрерывного улучшения качества, позволяющего устранять причины, ухудшающие качество производственного процесса. Однако потребовались десятилетия на то, чтобы она завоевала свои позиции в развитых странах. В последующем американский ученый Э. Деминг развил данную концепцию и ввел в практику оперативного менеджмента использование цикла PDCA.
Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. В системе Шухарта—Деминга цикл PDCA состоял из последовательных фаз: - планирования (определение целей и задач, определение способов достижения целей), - выполнения (обучение и подготовка кадров, проведение работ), - проверки (определение и оценка результатов выполненных работ) - действия (разработка и реализация управляющих воздействий), которые стали рассматриваться как элементы общей командной работы. Цикл Шухарта-Деминга направлен на борьбу с тремя главными «врагами»: потерями, несоответствиями и нерациональными действиями Начиная с 80-х гг. применение статистических методов позволило осуществлять управление качеством не на основе ощущений и мнений руководителей, а на основе фактических данных, используемых для наиболее эффективного поиска, анализа и принятия решений. Центральное место в управлении качеством отводится человеку, в связи с этим ведущие фирмы большое внимание уделяют созданию у своего персонала соответствующего образа мышления в области качества. Появилось и такое понятие, как национальный образ мышления в области качества, проявляющийся, например, на японских или немецких фирмах. Деятельность практически любого сотрудника организации, в каком бы подразделении и на каком бы уровне он ни находился, в той или иной степени влияет на качество продуктов труда, создаваемых фирмой, и ее конкурентоспособность. Это определяет современный взгляд на управление организацией как на управление ее конкурентоспособностью и конкурентоспособностью производимого ею продукта, а следовательно, управление качеством. Такой подход лежит в основе прогрессивной концепции современной системы управления качеством, принципы которой были разработаны в 80-е годы 20 века, — концепции всеобщего управления качеством ( TQM), в развитие которой большой вклад внесли такие ученые, как Д. Джуран, Э. Деминг, А. Фейгенбаум, К. Исикава. За время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество. Ни одно из нижеприведенных определений не противоречит другому, наооорот, они дополняют друг друга, помогая взглянуть на качество с разных сторон. Немецкое Общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению. Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество — это пригодность к использованию. Данное понятие включает четыре элемента: 1) восприятие потребителями проекта /дизайна) товара; 2) степень, с которой товар соответствует проекту/спецификациям; 3) доступность товара для приобретения, его надежность и ремонтопригодность; 4) доступный сервис. Арманд Фейгенбаум определяет качество как решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |