Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическое учение Дж.Кейнса



2019-08-13 215 Обсуждений (0)
Экономическое учение Дж.Кейнса 0.00 из 5.00 0 оценок




План ответа: Предмет и метод учения. Концепция мультипликатора инвестиций. Психологические склонности человека. «Основной психологический закон». Меры государственного регулирования экономики.

Кейнс был талантливым и одаренным человеком, весьма многосторонним, умеющим разумно и интересно строить свою собственную жизнь. В отличие от своих великих предшественников - Адама Смита и Карла Маркса - он не отличался камерностью, прекрасно чувствовал себя в мире бизнеса и финансов, составил себе состояние в несколько миллионов долларов от спекуляции на фондовых и товар­ных биржах. По натуре был биржевиком, игроком, т. е. человеком азартным, с хорошо развитой проницательностью и даром предвидения. В первую мировую войну рабо­тал в английском казначействе и весьма успешно, хотя и рискованно управлял там валютными операциями. Был хорошим математиком и одновременно бизнесменом, возглавлявшим большой коммерческий банк, любителем балета и великолепным литературным стилистом.

Кейнс был абсолютным противником марксизма и всецело стоял за поддержку и совершенствование системы свободного предпринимательства. Главную стабилизирующую роль в рыночной экономике он отводил правительству. Знаменательность этого факта определяется тем, что, только признав правительство главным стабилизатором национальной экономики, можно было основательно «отремонтировать» систему свободного рынка и застраховать ее от воз­можных потрясений в будущем.

Сформулируем кратко основные идеи Кейнса.

1. Им было отвергнуто классическое представление о трех раздельных рынках - труда, товаров и денег, и взято за основу наличие единого рынка, где все взаимосвязано.

2. Разработана концепция макроэкономики, изучаю­щая национальную экономику как целостный организм, как сложную систему.

3. Введены обобщенные величины и показатели: совокупные спрос и предложение, совокупный продукт, уровень цен. Первый шаг уже был сделан - уравнение количественной теории денег Фишера и Маршалла.) Неоклассическая теория по своей сути была микроэкономической, а макроэкономические предпосылки почти целиком заимствованы у классиков.

4. Сделан упор на том, что сбережения делаются одной группой населения, а инвестиции другой. Для неоклассиков сбережения и инвестиции были тождественны (что сберегается, то инвестируется). Но это равенство выполняется не всегда и не обязательно. Сделаны далеко идущие выводы о нарушении равновесия

5. Кейнс отверг постулат классической теории о том, что спрос и предложение на рынке труда регулируются ставкой заработной платы, и тезис о том, что денежная (номинальная) заработная плата не участвует в регулировании рынка труда. Под влиянием профсоюзов и пр. денежная зарплата вообще не может снижаться. Если предложение труда опережает спрос на него, возникает ситуация безработицы (вопреки эффекту Пигу). Воз­можность безработицы существует в самой системе.

Кейнсианское видение экономики в целом отличалось практичностью, оно позволило понять ее главные болевые точки и сконструировать рычаги стабилизирующего воздей­ствия, реагирующие на чрезмерные отклонения макроэко­номических показателей от равновесного состояния.

Заслуги великого экономиста XX в. Дж. Кейнса опре­деляются следующими главными положениями.

Во-пер­вых, это переход от анализа цен к реальной величине про­дукта в качестве центральной переменной.

Во-вторых, абсолютно новая идея, согласно которой уравнивание сбе­режений и инвестиций происходит скорее благодаря коле­баниям уровня производства или дохода, чем вследствие изменения уровня процента. Именно инвестиции, а не сбережения вызывают изменения в доходе. Кейнс исхо­дит из автономного потока инвестиций и показывает, как через посредство мультипликатора создаются те самые сбережения, которые необходимы для данного уровня ин­вестиций. Поменяв местами причину и следствие, регу­лируемый и регулирующий параметр, он придал пробле­ме совершенно новую трактовку.

В-третьих, была введена важнейшая предпосылка для того, чтобы высказанные идеи оказались и в самом деле революционными. Она заключается в том, что равновес­ный уровень дохода, уравновешивающий сбережения и инвестиции, совсем не обязательно обеспечивает полную занятость.

В-четвертых, Кейнс выделил три фундаментальных психологических фактора, лежащих в основе всей его концепции: а) психологическая склонность к потреб­лению; б) психологическое восприятие ликвидности; в) психологическое предположение о будущем доходе от капитальных активов.

Из последователей Кейнса следует выделить Дж. Хикса, который много сделал для математической и иной формализации его наследия. Он рационализировал Кейнса, сначала сведя проблему капитала к управлению финансовыми активами, а их, в свою очередь, свел к управлению процентной ставкой на основе уравновеши­вания риска по разным видам ценных бумаг исходя из того, что «деньги оказываются просто самым совершен­ным видом ценных бумаг».

Патриарх истории экономических учений Марк Блауг следующим образом подвел итог учению Кейнса: «Кейнсианская революция действительно имела место!… Поистине новыми качествами теории Кейнса было стремление во-первых, иметь дело с агрегированными величинами и на самом деле свести всю экономику к функционированию четырех взаимосвязанных рынков (товаров, труда, денег и облигаций); во-вторых, сосредоточиться на краткосроч­ном периоде и свести анализ долгосрочных периодов, ко­торый был в центре внимания его предшественников, к проблеме вероятности вековой стагнации; в-третьих, воз­ложить всю тяжесть приспособления к меняющимся эко­номическим условиям скорее на объем выпуска продук­ции, нежели на цены».

 



2019-08-13 215 Обсуждений (0)
Экономическое учение Дж.Кейнса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическое учение Дж.Кейнса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)