Экономическое учение Дж.Кейнса
План ответа: Предмет и метод учения. Концепция мультипликатора инвестиций. Психологические склонности человека. «Основной психологический закон». Меры государственного регулирования экономики. Кейнс был талантливым и одаренным человеком, весьма многосторонним, умеющим разумно и интересно строить свою собственную жизнь. В отличие от своих великих предшественников - Адама Смита и Карла Маркса - он не отличался камерностью, прекрасно чувствовал себя в мире бизнеса и финансов, составил себе состояние в несколько миллионов долларов от спекуляции на фондовых и товарных биржах. По натуре был биржевиком, игроком, т. е. человеком азартным, с хорошо развитой проницательностью и даром предвидения. В первую мировую войну работал в английском казначействе и весьма успешно, хотя и рискованно управлял там валютными операциями. Был хорошим математиком и одновременно бизнесменом, возглавлявшим большой коммерческий банк, любителем балета и великолепным литературным стилистом. Кейнс был абсолютным противником марксизма и всецело стоял за поддержку и совершенствование системы свободного предпринимательства. Главную стабилизирующую роль в рыночной экономике он отводил правительству. Знаменательность этого факта определяется тем, что, только признав правительство главным стабилизатором национальной экономики, можно было основательно «отремонтировать» систему свободного рынка и застраховать ее от возможных потрясений в будущем. Сформулируем кратко основные идеи Кейнса. 1. Им было отвергнуто классическое представление о трех раздельных рынках - труда, товаров и денег, и взято за основу наличие единого рынка, где все взаимосвязано. 2. Разработана концепция макроэкономики, изучающая национальную экономику как целостный организм, как сложную систему. 3. Введены обобщенные величины и показатели: совокупные спрос и предложение, совокупный продукт, уровень цен. Первый шаг уже был сделан - уравнение количественной теории денег Фишера и Маршалла.) Неоклассическая теория по своей сути была микроэкономической, а макроэкономические предпосылки почти целиком заимствованы у классиков. 4. Сделан упор на том, что сбережения делаются одной группой населения, а инвестиции другой. Для неоклассиков сбережения и инвестиции были тождественны (что сберегается, то инвестируется). Но это равенство выполняется не всегда и не обязательно. Сделаны далеко идущие выводы о нарушении равновесия 5. Кейнс отверг постулат классической теории о том, что спрос и предложение на рынке труда регулируются ставкой заработной платы, и тезис о том, что денежная (номинальная) заработная плата не участвует в регулировании рынка труда. Под влиянием профсоюзов и пр. денежная зарплата вообще не может снижаться. Если предложение труда опережает спрос на него, возникает ситуация безработицы (вопреки эффекту Пигу). Возможность безработицы существует в самой системе. Кейнсианское видение экономики в целом отличалось практичностью, оно позволило понять ее главные болевые точки и сконструировать рычаги стабилизирующего воздействия, реагирующие на чрезмерные отклонения макроэкономических показателей от равновесного состояния. Заслуги великого экономиста XX в. Дж. Кейнса определяются следующими главными положениями. Во-первых, это переход от анализа цен к реальной величине продукта в качестве центральной переменной. Во-вторых, абсолютно новая идея, согласно которой уравнивание сбережений и инвестиций происходит скорее благодаря колебаниям уровня производства или дохода, чем вследствие изменения уровня процента. Именно инвестиции, а не сбережения вызывают изменения в доходе. Кейнс исходит из автономного потока инвестиций и показывает, как через посредство мультипликатора создаются те самые сбережения, которые необходимы для данного уровня инвестиций. Поменяв местами причину и следствие, регулируемый и регулирующий параметр, он придал проблеме совершенно новую трактовку. В-третьих, была введена важнейшая предпосылка для того, чтобы высказанные идеи оказались и в самом деле революционными. Она заключается в том, что равновесный уровень дохода, уравновешивающий сбережения и инвестиции, совсем не обязательно обеспечивает полную занятость. В-четвертых, Кейнс выделил три фундаментальных психологических фактора, лежащих в основе всей его концепции: а) психологическая склонность к потреблению; б) психологическое восприятие ликвидности; в) психологическое предположение о будущем доходе от капитальных активов. Из последователей Кейнса следует выделить Дж. Хикса, который много сделал для математической и иной формализации его наследия. Он рационализировал Кейнса, сначала сведя проблему капитала к управлению финансовыми активами, а их, в свою очередь, свел к управлению процентной ставкой на основе уравновешивания риска по разным видам ценных бумаг исходя из того, что «деньги оказываются просто самым совершенным видом ценных бумаг». Патриарх истории экономических учений Марк Блауг следующим образом подвел итог учению Кейнса: «Кейнсианская революция действительно имела место!… Поистине новыми качествами теории Кейнса было стремление во-первых, иметь дело с агрегированными величинами и на самом деле свести всю экономику к функционированию четырех взаимосвязанных рынков (товаров, труда, денег и облигаций); во-вторых, сосредоточиться на краткосрочном периоде и свести анализ долгосрочных периодов, который был в центре внимания его предшественников, к проблеме вероятности вековой стагнации; в-третьих, возложить всю тяжесть приспособления к меняющимся экономическим условиям скорее на объем выпуска продукции, нежели на цены».
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |