Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подходы к определению девиантного поведения



2019-08-13 380 Обсуждений (0)
Подходы к определению девиантного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В наше время численность людей с никотиновой зависимостью, разных возрастов катастрофически поднимается во всем мире, так же и у нас в стране. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения в начале XXI века чрезмерное употребление табака обладает характером эпидемии. В России, к примеру, около 60 % взрослого народонаселения страдает от табако-зависимости, около 80% подростков приобрели опыт употребления табака, а 10% из них уже больны.

Так же надо добавить, что увеличивается количество проблемных семей, имеющих зависимость, нуждающихся в квалифицированной и своевременной помощи . Поэтому, актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления.   

Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, преимущественно начинает формироваться в подростковом возрасте, а некоторые формы зависимостей преобладают у лиц молодого возраста. Поданным П. Д. Шабанова и О. Ю. Штакельберг, возраст первого употребления наркотиков распределяется следующим образом: около 1% впервые пробуют наркотик в возрасте до 10 лет, более 40% — от 11 до 14 лет, около 50% — от 15 до 17 лет и меньше 1% — после 20 лет [13].

В наркологии обычно выделяют «группы риска». Туда входят лица, которые в силу различных обстоятельств смогут стать наркоманами. Важнейший фактор, влияющий на попадание человека  в группу риска, является наличие наркоманов среди ближайшего окружения (родственники, друзья, одноклассники и т. д.). Следовательно, на сегодняшний день все подрастающее поколение попадает в группу риска по табачной зависимости.

 Так же надо добавить, что увеличивается количество проблемных семей, имеющих зависимость, нуждающихся в квалифицированной и своевременной помощи. Поэтому, актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления.

 


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Подходы к определению девиантного поведения

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму[13]. К внешним факторам относятся, прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

В социальной педагогике социальная среда (социум) рассматривается, прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка в нее и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. Среда – это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя достойно.

Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Каждый человек как бы вынужден играть в жизни определенную роль – социальную. Важная социальная роль – быть гражданином своего отечества, любить свою родину, гордиться ею, быть патриотом своей Родины. Эти роли являются позитивными социальными ролями. Но есть и негативные социальные роли, как бродяга, чаще всего это беспризорные и безнадзорные дети.

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности; в сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе. В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки. В процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все»[13]. Однако параллельно с этим у ребенка постепенно формируется потребность проявить себя, свою индивидуальность, в результате чего происходит его индивидуализация.

Феномен девиантного поведения рассматривается в различных общественных науках, приобретая специфический контекст определения в зависимости от направления исследований. В современной психологии девиантное поведение рассматриваются, в первую очередь, в связи с выявлением психологических факторов различных девиаций и поиском способов их коррекции. Далее мы рассмотрим ряд определений девиантного поведения, представленных в научных и практических исследованиях в различных общественных науках.

В современной литературе представлено достаточно много определений понятия «девиантное поведение». Девиантное поведение, как соотношение нормы и отклонения от нормы является одним из основных конструктов в медицине, криминалистике, социологии, педагогике. Следует также заметить, что понятия «девиантное поведение» и «отклоняющееся поведение» рассматриваются как синонимы.

Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.[13]

Отклонения или нарушения поведения (девиации) традиционно соотносятся с понятиями «норма» и «социальная норма». Норма, согласно словарю С.И. Ожегова[13], определяется как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» . Норма определяется культурными, профессиональными, возрастными, ситуационными и иными параметрами, зависит от личностных особенностей и социальной роли. То есть норма характеризует, прежде всего, поведение и носит социально обусловленный характер.

Психологи определяют социальную норму как «объективно сложившуюся или принятую и установленную в данной социальной группе систему требований, стандартов поведения, общения, предъявляемую к индивиду (ребенку, подростку, взрослому), соблюдение которой является необходимым условием регуляции поведения членов этой группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения и выступает необходимым условием включения индивидов в эту социальную группу, общность» .

Ю.А. Клейберг, характеризуя социальную норму, также подчеркивает, что она выступает как социокультурный инструмент регулирования отношений между людьми и социальными группами в определенных условиях[7]. То есть норма складывается как регулятор отношений в социуме и закрепляет определенные стандарты и правила взаимодействия.

Соответственно, девиация определяется как «отклонение от нужного направления под влиянием каких-либо причин». Так как норма носит социальный характер, отклонения также характеризуются как социальные. Социальная норма и девиация характеризуют поведение как «характер поступков, действий» .

Если интегрировать понятие социальной нормы и девиации (отклонения), то девиантное (отклоняющееся) поведение, можно охарактеризовать «во-первых, как поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; а во-вторых, это и социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям».

Определения, представленные в различных общественных науках, в целом, соотносятся с этими определяющими признаками. Наиболее общее определение, представленное в философской литературе, характеризует девиантное поведение как ряд отдельных поступков или их систему, противоречащих нравственным и юридическим нормам общества . На первый план в этом определении вынесена проблема нарушения норм, установленных в социуме.

В педагогике девиантное поведение определяется как устойчиво повторяющееся от заданных или сложившихся традиционно в обществе (группе) социально-нравственных, правовых норм и императивов или признанных стандартов поведение и взаимодействие с окружающей (социальной) средой, нарушение процесса интериоризации и экстраполяции моральных норм и культурных ценностей, а также самореализации и самоактуализации личности в обществе, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. В этом определении подчеркивается, во-первых, устойчивость и неоднократность девиации, и, во-вторых, связанная с этим дезадаптация, то есть акцентируются аспекты, значимые для педагогического процесса.

В социологии термин «девиантное поведение» обозначает то, что не совпадает с совокупностью регламентированных социальных норм, распространенных в обществе стереотипов, ценностей и ожиданий, принятых социальных ролей и критериев оценки поведения, и вызывает необходимость реагирования со стороны социальных групп и общества в целом. Данное определение акцентирует несоответствие девиации системе социальных ролей и стереотипов и указывает на реакцию общества на такое несоответствие.

В целом, а научной литературе девиантное поведение описывается как действие или поступок, не соответствующий традиционным нормам или ожиданиям, вступающий с ними в конфронтацию, но в ряде определений, в большей степени, в педагогике и психологии, также подчеркивается отрицательный характер последствий девиации для личности и общества. Кроме того, девиация обозначает как поведение, противоречащее социальным нормам, так и поведение, которое не соответствует социальным ожиданиям.

Также, по мнению Ю.Н. Гречишкина, девиантное поведение, исходя из определений, представленных в научных источниках, включает в себя три компонента: девианта как носителя отклонения, социальной нормы как критерия оценки девиации и социальной группы, реагирующей на девиацию[2]. В психологической науке в различных авторских концепциях представлены разнообразные определения девиантного поведения, содержание которых отражает различные взгляды на психологическую природу девиаций. Далее мы рассмотрим ряд определений, представленных в психологических исследованиях.

В определении Ю.А. Клейберга, девиантное поведение характеризуется как «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к обществу»[7]. Автор также подчеркивает, что девиация может выступать и как средство достижения значимой цели, и как способ психологической разрядки, и как самоцель, например, самоутверждения .

Девиантное поведение противоречит правовым и нравственным нормам, установленным в обществе, но само по себе является следствием нарушений социализации вследствие воздействия неблагоприятных социальных факторов, воздействовавших на различных возрастных этапах .

Девиантное поведениехарактеризуют как поступок, который может проявляться в виде действия или бездействия человека, может выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений. Данный автор конкретизирует именно формы проявлений девиации.

Если интегрировать все выделенные характеристики в одно определение, ближе всего будет понимание девиантного поведения как негативной и неодобряемой системы поступков или отдельных поступков, действий, жестов, слов, высказываний человека, не соответствующих или противоречащих официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве нормам, правилам, принципам, представлениям и ролевым предназначениям, а именно ценностно-нормативной системе, на определенном этапе функционирования и развития общества как результат воздействия неблагоприятных факторов, обусловливающих нарушение процесса становления и социализации личности»

В целом, девиантное поведение с психологической точки зрения, трактуется как действие или бездействие, нарушающее принятые в обществе или ожидаемые паттерны поведения, что причиняет вред самой личности и негативно воздействует на определенные общественные отношения.

Исследование теоретических источников и накопленного опыта профилактики девиантного поведения подростков позволяет определить содержание такого поведения и выработать научно-педагогическую концепцию, являющуюся теоретической основой комплексного и системного подходов в организации профилактики девиантного поведения, включая социально-педагогическую методику его выявления, технологию и системообразующие направления совершенствования профилактики. Проблема девиантного поведения рассматривалась различными образовательными учреждениями и направлениями исследований в рамках таких базовых понятий как: «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «аутоагрессивное поведение», «аддиктивное поведение», «асоциальное поведение трудных подростков», «педагогически запущенные дети» и ряд других[12]. 

В словаре «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. «Отклоняющееся поведение подростка» как диагностическая категория, представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам.

Проведенный анализ научных трудов отечественных исследователей показал, что в современных условиях термин «девиантное поведение», используемый педагогикой, стал приобретать множество новых оттенков[14]. Так, например, появилось понятие патологических вариантов девиантного поведения. Причем, для одних это такие формы девиантности, как суицид, преступность, различные формы наркотизма, сексуальные девиации, к которым относят и проституцию, для других девиантное - поведение при психических расстройствах.

      Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость. Таким образом, как показало исследование, в настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения.

Значительную часть своего периода детства человек проводит в образовательном учреждении[13]. Образовательное учреждение – это второй по значимости после семьи, а в ряде случаев главный, институт формирования личности человека. Именно школе отводится роль ранней профилактики девиантного поведения детей.



2019-08-13 380 Обсуждений (0)
Подходы к определению девиантного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подходы к определению девиантного поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)