Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ



2019-08-13 437 Обсуждений (0)
Глава 2. НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1 Определение понятия никотиновой зависимости

Никотиновая зависимость – очень распространенное явление в современном обществе. Начинаясь с невинного, как кажется молодым людям, курения «за компанию» или для самоутверждения, пагубная привычка перерастает в серьезное психическое заболевание - зависимость.

В последнее время множество мероприятий направлено на профилактику и лечение никотиновой зависимости у подростков, однако, не всегда принимаемые меры дают положительный результат[6] . Как правило, обсуждение этой темы с юношами и девушками ограничивается перечислением сухих фактов о вреде курения врачами-наркологами или терапевтами, что зачастую не воспринимается подростками. Между тем проблема никотиновой зависимости как никогда актуальна: стремительно молодеет рак легких, у молодых людей диагностируются повреждения сердечной мышцы и печени, нарушения работы эндокринной системы, коры головного мозга. Поэтому принципиально важна ранняя диагностика никотиновой зависимости у подростков и своевременное лечение.

Проблема приобщения детей к курению табака, несмотря на ее очевидную актуальность, широкого обсуждения в отечественной научной литературе до настоящего времени не получила. Публикации на эту тему в медицинских журналах касаются преимущественно тривиальных данных о вреде курения для здоровья. Однако эта проблема гораздо шире, так как табакокурение, с одной стороны, может оказываться для ребенка одним из первых опытов, когда он сталкивается с противоречивостью и непоследовательностью социальных норм, а с другой — именно с него обычно начинается приобщение детей к употреблению самых разных психоактивных веществ.[6]

Знакомство  с употреблением табака происходит в раннем детстве при наблюдении за поведением старших. Центральную роль в этом играет семья. Отношение ее членов к курению в самом общем виде может быть представлено следующими четырьмя вариантами: полное неприятие (курение членов семьи исключено, общества курящих стараются избегать), противоречивое, или амбивалентное (к курению посторонних людей отношение безразличное, но курение в семье не допускается), либеральное (одновременное сосуществование порицания курения членов семьи и, с рядом оговорок, его разрешения), патологическое (члены семьи курят независимо от того, присутствует ли при этом ребенок, и не принимают во внимание его интересов). То, что принято в семье, закладывает соответствующее отношение ребенка к табакокурению. Оно органично входит в его сознание, накладывает отпечаток на эмоционально-оценочное отношение к этому занятию и соответствующее поведение ребенка в будущем.

Для лучшего понимания проблемы стоит рассмотреть историю развития табакокурения.

Как известно, в Европу табак завез Колумб, от которого остались следующие записи: «Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее 3 - 4 затяжки, выпуская дым через ноздри». Туземцы угощали путешественников табаком, причем сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению. На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой. Курильщики завезли семена табака и стали его культивировать[10] .

Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену.

В Россию табак, по-видимому, попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. Но постепенно запрет на курение отменялся в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность. Обязательной принадлежностью теле- и киногероев стала сигарета.

О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Но курильщики только посмеивались: видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив! Утешали себя: табачный деготь остается на фильтре. Но ничто не проходит бесследно. И все это непременно скажется и на заядлых курильщиках, и на их детях[10] . 

На Земле ежегодно умирает 1,5 миллионов человек от заболеваний спровоцированных курением. Оно, кроме того, приводит к снижению устойчивости к инфекционным заболеваниям, к ранней потери трудоспособности, а также болезни, вызванные никотином, отнимают у курильщиков 7% рабочего времени. По данным Всемирной организации здравоохранения, 90% всех заболеваний раком легких, 75% всех случаев хронических нефритов и эмфиземы легких, а также 25% всех сердечных заболеваний приходиться на курильщиков.

Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления» свойственно многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого.

        Курение  замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.) [10].

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету .

Сложности, сопутствующие психическому развитию в молодежном возрасте, во многом связаны с тем, что существенные психические изменения не сопровождаются внешними трансформациями в статусе, материальном или социальном происхождении детей, а потому не всегда своевременно осознаются взрослыми. Особенности поведения молодежи, их стремление к созданию собственной «культуры», к более тесным контактам со сверстниками, а не со взрослыми, объясняются именно их материальным положением – уже не дети, но еще и не взрослые. Высокая эмоциональная возбудимость усиливает сензитивность молодежи к негативным реакциям взрослых, к собственной неуспешности, внешней непривлекательности, часто вымышленной, а частично связанной с быстрым ростом и созреванием. Это делает их самооценку особенно неустойчивой, ситуативной, повышает вероятность отклонений в поведении и общении.

Сложности обусловлены тем, что психофизические особенности молодежного возраста стимулируют психологические изменения, они связаны и с условиями его жизни. Так, сроки наступления полового созревания и его интенсивность зависят от многих факторов: состояния здоровья, характера питания, климата, бытовых и социально-экономических условий. Истоки эмоциональной нестабильности так же лежат не только в физиологических изменениях, но и в социальных условиях. Интенсивный рост, увеличение массы тела опережают развитие мускулатуры, что приводит к некоторой непропорциональности тела. Поэтому молодежь часто испытывают чувство неловкости, у них резко повышается интерес к своей внешности. Острое недовольство своей внешностью, неприятие ее приводят к нарушению соматической идентичности, формирующейся в данный период. Это может стать основой многих отклонений в становлении личностной идентичности и цельности, снизить самооценку, особенно ее эмоциональный компонент.

Говоря о познавательных психических процессах, следует отметить, что в молодежном возрасте завершается их становление как сознательных и произвольных, т.е. высших, культурных форм познания. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков[15] .

У молодого появляется способность абстрагировать понятия от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль.

Не менее значимым является становление рефлексии, умение осознавать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния.

Творческая деятельность человека приводит к какому-то результату, он часто получает удовольствие от самого процесса фантазирования. Креативность, творчество, так же как и рефлексия, непосредственно связанны с развитием личности, с появляющимися и все более осознанным стремлением к самоактуализации.

Для человека в любом возрасте важны не только контакты, но и признание окружения. Фрустрированная потребность быть значимым в своей референтной группе может вызвать серьезные отклонения в социализации и личностном росте.

По сравнению с молодежью, у старших намного сильнее развита способность к взаимному пониманию. Это помогает выстраивать контакты с окружающими, завязывать новые знакомства. Лучшее понимание себя помогает молодежи понять и других, повышает эмпатию, сознание чужих проблем и личностных особенностей. Того же эмоционального отклика ждут и от приятелей. Предполагается, что друзья сейчас должны быть лояльными и заслуживающими доверия, хранить секреты и помогать в трудных ситуациях, не предавать в беде. Молодежь понимает, что люди могут иметь много друзей, но значение и глубина этих отношений различна и может изменяться со временем.

При этом необходимо учитывать уровень развития, ценностные ориентации той группы, в которую входит человек, чтобы понять, что может дать ей чеовек и что группа может дать ему. Особенно важен в этом плане анализ ценностей и содержание деятельности неформальных групп. Проводя в таких группах большую часть времени, черпая из общения в них более ценную информацию, следуя образцам, молодежь формирует неправильность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и асоциальным. Девиантность, отклоняющееся поведение, которое с высокой степенью достоверности может быть диагностировано уже в этом возрасте, связано с не успешностью человека в просоциальных формах деятельности – учебе и работе, общении с близкими. Естественно, что все эти трудности появляются не в молодежном периоде, но значительно раньше, однако в это время они становятся устойчивыми, а не ситуативными. Те негативные черты в поведении и в личности, которые достаточно легко можно было компенсировать у младшего школьника, превращаются в черты характера подростка и с большим трудом поддаются коррекции.

2.2 Факторы, причины развития никотиновой зависимости

Причины никотиновой зависимости у людей возрастных групп «молодежь» и «взрослость» могут быть различными:

•   Желание быть популярным среди сверстников или старших приятелей

•   У девушек – желание понравиться противоположному полу

•   Конфликты с близкими и родными (так называемое протестное поведение)

•   Уход от проблем и сложностей, с которыми сталкивается человек

•   При принятии решении о курении очень многое зависит от личности человека, психологического климата в семье, жизненной ситуации, наличии стрессовых событий.

То, что в последние десятилетия средний возраст начинающих курить значительно понизился, а в их числе весьма заметно возросло число девушек и женщин, - неопровержимый факт, весьма беспокоящий гигиенистов, наркологов и всё общество в целом [16].

Привычка курить развивается не с первого употребления табака, а через определенный промежуток времени, который зависит от индивидуальных особенностей организма. Также привычка возникает при участии ряда социальных факторов – курения родителей и родственников, друзей в компании, проблем в семье, наличия лишних карманных средств и т.д. Обычно формирование зависимости происходит уже в подростковом возрасте – до 16 лет.

Физическая:

Формирование физической зависимости от табака происходит при участии центральной нервной системы. Основное вещество, которое передает импульсы между ядрами и клетками ЦНС – нейромедиатор дофамин. Если высвобождается много дофамина, человек испытывает удовольствие, а при падении количества дофамина он ощущает абстинентные симптомы. После первичного потребления никотин повышает дофаминовую передачу, давая приятные ощущения и вызывая привыкание. Регулярное курение меняет комплекс передачи дофамина, никотин становится частью этого комплекса, то есть без данного вещества передача дофамина не будет нормальной. Возникает сильная тяга к курению, или никотиновая зависимость.

Психологическая:

Пристрастие, сформированное на физическом уровне, дополняется и психоэмоциональной зависимостью. Человек ищет аргументы, чтобы продолжать курить, и любой стресс или негативные события влекут за собой поддержку никотиновой тяги. Для любого курильщика процесс курения – метод общения с другими людьми, средство для того, чтобы отвлечься, сосредоточиться и т.д. У большинства зависимых людей есть привязка курения к разным ситуациям – к перерыву в работе, пробуждению, выходу на улицу, встрече с друзьями, волнению. Курение становится мощным ритуалом, победить который непросто.

В связи с этим возникает ряд вопросов, например: почему люди начинают курить. В чём причина такого курения в раннем возрасте?

Начнём с того, что дети, вырастая среди курящих, не сомневаются в том, что курение - такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения.

В самом раннем возрасте - с 5-6 до 10 лет - дети пробуют закурить из любопытства. В таком возрастном интервале из любопытства пробуют курить примерно 25% детей. Одновременно материалы анкет свидетельствуют: началу раннего курения способствует желание подражать взрослым, причём этот фактор воздействует не только на детей из курящих семей, но из семей некурящих. В последнем варианте дети подражают курящим товарищам или дворовым «авторитетам», а так же киногероям, не выпускающим сигареты изо рта в течение всего фильма [16].

Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей и более, а в некурящих семьях - не более 25%.

В 19-25 лет молодежь начинают курить чаще всего из-за стремления не отстать от моды, самоутвердиться, иногда чтобы похудеть. В этом же возрасте они могут начать курить в результате своеобразного принуждения со стороныодногрупников и колег, чтобы избежать причисления к трусам, «маменькиным сынкам», не способным принимать собственные решения.

В 25-30 лет мотивы приобщения к курению могут остаться теми же, что и в предыдущих возрастных периодах, но нередко сам процесс курения превращается в форму защиты от личных неприятностей и переживаний. Об отрицательном влиянии курения на здоровье в этом возрасте не задумываются.

В приобщении к никотиновой зависимости весьма заметную роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек - самых распространённых форм досуга. К этому времени потребность вдохнуть поглубже табачный дым возникает у курильщиков всё чаще.

Сравнивая стимулы приобщения к курению у мужской и женской части подростков и молодёжи, легко выявить их существенное несовпадение. Если причинами начала курения у молодого человека являются стремление подражания взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, в силе мужественности, то у девушек начала курения связано со следованием моде, с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравится мужчинам.

2.3 Влияние возрастных особенностей на развитие никотиновой зависимости.

За основу в нашей работе мы взяли возрастную периодизацию Эриксона. Возрастная периодизация Эриксона – это теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии "Я-индивида".

Начало зрелости является шестой стадией жизненного цикла, период ухаживания и ранние годы семейной жизни. В описании Эриксона интимность понимается как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам. Однако он говорит и о собственной интимности, то есть способности «слить воедино Вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что Вы теряете нечто в себе» .

Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Иными словами, для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определенное осознание того, кто он и что собой представляет.

Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов. Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Предмет конфликта развития: Могу ли я иметь интимные отношения?

Позитивный полюс: Это – любовь. В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому и оставаться верным этим отношениям, даже если они требуют уступок и самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека

Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика. По Эриксону, нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаем ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств, равно как и дорожим подобными отношениями, даже если они требуют личной жертвы.

Негативный полюс: Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

Препятствуют интимности условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества. Эриксон приводит в примеры антисоциальных или психопатических типов личности (т.е. людей, у которых отсутствует нравственное чувство), встречающихся в условиях экстремальной изоляции, которые манипулируют другими людьми и эксплуатируют их без всякого сожаления.

Зрелый возраст - седьмая стадия то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира.

Предмет конфликта развития: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Позитивный полюс: Важным моментом этой стадии является творческая самореализация, а также, забота о будущем благополучии человечества.

Негативный полюс: У кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт. Трудности в "производительности" могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребенком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощенность.

Одним из значимых вопросов для изучения специфических возрастных особенностей девиаций является вопрос о критериях возрастной поведенческой нормы. Под возрастной поведенческой нормой понимается модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его признали соответствующим определенному возрасту.

К девиациям у молодежи, например, относят дисморфоманическое и гебоидное поведения, дромоманию и пироманию, анорексию, поведение на базе застенчивости. Дисморфоманическое поведение базируется на ложной убежденности молодого человека (чаще девушки) в наличии у нее физических недостатков. Такие подростки уверены, что выглядят некрасиво, неэстетично, непривлекательно и даже отталкивающе и уродливо. Их психическое состояние характеризуется комплексом неполноценности, сопровождается идеями ущербности. Гебоидное поведение характеризуется дезорганизацией деятельности подростка, выраженным инфантильным эгоцентризмом, гротескным стремлением к самоутверждению с грубой оппозицией к окружающим, полным игнорированием нравственных правил и ценностей, жестокостью, выраженностью садистических наклонностей, отсутствием жалости, сострадания.

За счет индивидуально-психологических особенностей как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоцианально-волевой и эмоционально-коммукативной сферы, могут возникнуть устойчивые формы психосоциальной дезадаптации. Люди акцентуациями характера составляют группу повышенного риска развития расстройств психического здоровья в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды или психических травм. Являясь крайними вариантами нормы акцентуации характера, выступают как фактор, повышающий риск развития психогенных нервно-психических расстройств или расстройств поведения и зависимостей.

Клинические проявления наркозависимости в подростковом возрасте отличаются нечёткостью симптоматики, преобладанием психопатологических расстройств, быстротой развития психического дефекта и снижением волевого регулирования собственной деятельности. Аддиктивное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, у лиц пожилого возраста отличается мотивами их употребления. Если у подростков и лиц среднего возраста доминирующими являются такие мотивы употребления, как стремление стать свободным, стремление испытать необычные ощущения, стремление отрешиться от обыденной, скучной жизни, стремление не отличаться от других, то основным мотивом употребления психоактивных веществ пожилым человеком считается стремление улучшить своё психическое самочувствие, избежать неприятных ощущений и дискомфорта.

2.4 Влияние возрастных особенностей на копинг–стратегии курящих людей.

Данные современной психологической литературы показывают, что в проблемных и стрессовых ситуациях необходимо включение специальных механизмов – копинг-стратегий (копингов) [11]. В любой копинг-стратегии условно можно выделить продуктивный (эффективный) и непродуктивный (или неэффективный) полюсы, в соответствии с которыми можно оценить «работу» этого копинга. В стрессовой ситуации включаются все составляющие копинга – эмоциональная, поведенческая и когнитивная [11]. Поведение, направленное на устранение или уменьшение интенсивности стрессового воздействия, называется копинг-поведением [17]. Зависимое (аддиктивное) поведение рассматривается как один из способов (непродуктивный) преодоления стрессовых ситуаций [11, 18], к которому индивид прибегает при дефицитарности иных (продуктивных) копингстратегий.

Стратегия бегства-избегания являет собой способ борьбы с негативными переживаниями, вызванными наличием стрессовой ситуации, за счет реагирования по типу уклонения от проблемы. Возможны ее разнообразные варианты: неоправданные ожидания, фантазирование, отвлечения, отрицание и т.д. Использование непродуктивных копингстратегий могут сопровождаться пассивностью, погружением в фантазии, нетерпением, вспышками раздражения, отрицанием либо полным игнорированием проблемы, уклонением от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, перееданием, употреблением алкоголя, курением, в том числе и т.п. Такие неконструктивные формы поведения заключают в себе стремление максимально снизить уровень эмоционального напряжения. Многие современные исследователи считают стратегию бегства-избегания априори непродуктивной. И все же это не исключает ее пользы в отдельных конкретных ситуациях, а именно при необходимости снять острое психоэмоциональное напряжение на короткий период времени.

Стратегия «конфронтация» означает стремление разрешить проблемную ситуацию через нерациональную (недостаточно целенаправленную) поведенческую активность или отреагирование негативных эмоций. При продуктивном использовании конфронтации повышается сопротивление трудностям, энергичность, решимость в борьбе со стрессогенным воздействием. Непродуктивное использование данного копинга может выражаться в использовании его по большей части лишь для временной разрядки эмоционального напряжения.

Стратегия «самоконтроль» предполагает преднамеренное подавление и сдерживание эмоций для нивелирования их воздействия на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, а также высокий контроль поведения,  стремление к самоограничению. При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля у личности может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения, касающиеся проблемной ситуации. Часто такое поведение свидетельствует о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения. Это влечет за собой, одной стороны, возможность избегания эмоциогенных импульсивных поступков, преобладание рационального подхода к проблемным ситуациям, с другой – трудности выражения переживаний, потребностей и побуждений в связи с проблемной ситуацией, сверхконтроль поведения.

 Исследование Астраханского государственного медицинского университета показало, что непродуктивные копинг-стратегии чаще используют курящие испытуемые, в то время как у некурящих студентов копинг-механизмы более адаптивны. Этот факт косвенно подтверждает изначальную дефицитарность совладающего поведения индивидуумов, вынужденных использовать дополнительный копинг-механизм в виде курения. Закрепляясь при повторении в различных стрессовых или фрустрирующих ситуациях, он стереотипизируется и формирует химическую (никотиновую) зависимость.[11]

Такие стратегии, как подавление конкурирующей деятельности (избегание отвлечения другими видами активности и, возможно, игнорирование других вещей, с тем чтобы активнее справиться со стрессовой ситуацией), поведенческий уход от проблемы (отказ от достижения цели, регулирование усилий, направленных на взаимодействие со стрессором), мысленный уход от проблемы (использование различных видов активности для отвлечения от неприятных мыслей, связанных с проблемой, например, фантазирование и сон) также имеют специфику применительно к зависимым людям. Теренс Г. Горски отмечает склонность зависимых людей к замене одного вида компульсивного поведения (употребление наркотиков) другими (одержимость работой, едой, покупками, азартными играми, сексом, отношениями, физическими упражнениями и т.д.) «Если мы стараемся справиться со стрессом этим способом, мы замыкаемся на одной проблеме, прячемся от остальных и слепо и бездумно продолжаем борьбу».[19] Эффект такого рода одержимости сопоставим с эффектом от употребления алкоголя и наркотиков и состоит в бегстве от реальности. В тоже время представляется, что на определенном этапе преодоления зависимости, подавление конкурирующей деятельности и поведенческий уход от проблемы будут эффективными стратегиями. Большинство реабилитационных программ предусматривают временное сосредоточение зависимого человека на процессе выздоровления в ущерб всем остальным видам деятельности. Принципиальная разница состоит в том, что такая стратегия ведет к осознанию и принятию реальности, преодолению отрицания, как основной составляющей болезни.

Сдерживание совладания (ожидание подходящего для действия момента и воздержание от слишком поспешных, импульсивных действий), как правило, будет эффективной стратегией преодоления стресса для лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ. Импульсивность часто свойственна зависимым людям. Нетерпеливость может привести к необдуманным решениям и поступкам: беспорядочным сексуальным связям, конфликтам, кредитам, которые никогда не будут возвращены. Обдумать предстоящие действия, взять паузу, чтобы составить план, проявить терпение, взвешенность, отказавшись от немедленного удовлетворения потребностей, эффективно в совладании со стрессом.

Концентрация на эмоциях и их активное выражение (фокусировка на неприятных эмоциях, неприятностях и выражении чувств) является одной из важнейших стратегий преодоления, также обладающих определенными особенностями в контексте зависимого поведения. Страдающий алкоголизмом или наркоманией человек часто не распознает своих эмоциональных состояний, не умеет выражать как позитивные, так и негативные чувства. «Вне опьянения алкоголик может не выражать своих чувств, потому что он не умеет это делать. Требуется работа, навыки, усилия, чтобы выражать, проживать и разрешать свои чувства. А подавление, вытеснение чувств происходит неосознанно, автоматически. Было больно, он зажался. В качестве зажимов используется мышечное напряжение. Один алкоголик говорил, что он чувствовал себя живым трупом в трезвости и более живым, когда выпивал»[14]. Важно, чтобы выражение чувств носило конструктивный характер, а не превращалось в неконтролируемый эмоциональный выплеск. Обучение распознанию и конструктивному выражению чувств – одна из первостепенных задач реабилитационного процесса.

Позитивное переформулирование и личностный рост (попытка переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе) также представляется адаптивной копинг-стратегией. «Можно отнять у человека все, кроме последнего – человеческой свободы, свободы отнестись к обстоятельствам так или иначе», – писал Виктор Франкл [21]. М.Ш.Магомед-Эминов говорит о том, что экстремальная ситуация ставит человека перед лицом реальности, перед осознанием конечности существования, учит мудрости и принятию. Травмы, утраты, потери изменяют личность навсегда, оказывая влияние на поступки и отношения с людьми. Посттравматический рост – это «ретроспективная смысловая работа личности, в которой связывается прошлое, настоящее и будущее»[12]. Лицам, страдающим зависимостью нередко приходится дойти до крайней точки, чтобы начать выздоровление.

Такой способ совладания со стрессом как отрицание имеет огромное значение при работе с зависимостью. Существует вполне обоснованное мнение, что зависимость – болезнь отрицания. Несмотря на очевидные факты, лица, зависимые от алкоголя и наркотиков, отрицают наличие у себя химической зависимости. Некоторым приходится опуститься на самое дно, чтобы признать проблему. Вынужденные признать болезнь, они отрицают вред, который болезнь наносит зависимому и его близким, отрицают, что не могут справиться без посторонней помощи

 



2019-08-13 437 Обсуждений (0)
Глава 2. НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)