Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды девиантного поведения и причины его возникновения



2019-08-13 212 Обсуждений (0)
Виды девиантного поведения и причины его возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок




По данным различных исследований девиантное поведение появляется далеко не вдруг, ему предшествует серия поступков, которые расцениваются как аморальные, антиобщественные и которые говорят о деформации личности подростка. Ребенок еще не совершил преступления, но существуют «индикаторы», по которым можно сказать, что при определенных, неблагоприятных стечениях обстоятельств (давление группы сверстников, отсутствие средств к существованию и т.д.) этот несовершеннолетний может совершить противоправный поступок. Таким образом, если вовремя выявить ребенка «склонного к противоправным действиям», и провести с ним индивидуальную профилактическую работу, то возможно предотвратить преступление на самой ранней стадии. Необходимо направить усилия на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на поведение подростков, устранить источники возможных негативных влияний, компенсировать негативные последствия социальных процессов.

Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и подростков, а также правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступления

Раннее выявление несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению, необходимо рассматривать в качестве начального этапа профилактики[4].

В научной литературе выделяют следующие стадии развития отклоняющегося поведения:

А) неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством и т.д.;

Б) порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, лживости, нечестности);

В) девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные действия и поступки (нечестность, лживость, притворство, ложь, лицемерие, эгоизм, эгоцентризм, конфликтность, агрессивность, кражи и т.д.), принявшие характер систематических или привычных;

Г) предпреступное поведение, которое несет в себе зачатки криминального и деструктивного поведения – эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.;

Д) противоправное или преступное поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления.

Эти, довольно условные этапы обычно сменяют друг друга, составляя определенную линию развития. Конечно, в некоторых случаях они могут быть и не связаны друг с другом[13]. Например, противоправное поведение может возникнуть внезапно, поразить подростка, который до этого ни в чем плохом не был замечен, более того, проявлял себя лишь с положительной стороны. Это может быть результатом сильного влияния извне (товарищей, знакомых, моды), случайного стечения обстоятельств, стрессов и других сильно действующих патогенных факторов. Но в большинстве случаев оно лишь следствие длительно действующих неблагоприятных факторов, таких, как систематическая неуспеваемость, отчуждение в семье, в школьном коллективе, ведущих к социальной ,дезадаптации личности в окружающей ее микросреде.

Проявления этапов развития противоправного поведения в разных возрастных группах детей различно и связано с различными причинами: от биологических факторов (повреждение генетического аппарата, родовые травмы и асфиксии, бытовые травмы, болезни), социальных факторов (плохое питание, неустроенность быта), до серьезнейших недостатков, ошибок, просчетов в воспитании в семье, детском саду, школе[4].

Рассматривая поведение несовершеннолетних как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, об определенной тенденции ее развития, педагогу необходимо понимать, что одни и те же внешние сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида и наоборот. Другими словами, необходимо за внешними особенностями поведения видеть, распознавать вызывающие их причины. Поэтому, квалифицируя какие-то особенности поведения учащихся как отклонения от норм, необходимо учитывать стабильность и частоту их проявлений, а также особенности личности, возраста и самой ситуации. Только принимая во внимание все это, можно выносить свои суждения и, тем более, определять меры воздействия на несовершеннолетних в целях ранней профилактики отклоняющегося поведения.

Специфическая задача школы в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних заключается в проведении ранней профилактики, ибо ни одна другая структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, но семья нередко сама выступает в качестве объекта профилактической деятельности.

Основой ранней профилактики является:

-   создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей определенной возрастной группы;

-   своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Ранняя профилактическая работа необходима в работе со всеми возрастными группами учащихся, но в современных условиях основной акцент надо сделать на профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста и младших подростков (учащихся до 10-11 лет). Данный вывод обусловлен многочисленными фактами в реальной жизни, когда приходится применять кардинальные меры по лишению родителей их прав в отношении детей старшего подросткового возраста со сформировавшимся стилем поведения и отношения к окружающей его среде. В таких ситуациях приходится подростка включать в сложный профилактический процесс, расходовать максимальные ресурсы и вместе с тем не всегда получать положительный результат работы.

Анализ понятия девиантного поведения и выделением общих свойств различных отклонений от нормы и специфических признаков девиантного поведения был осуществлен Е.В. Змановской[3]. В первую очередь, этот автор указывает, что отклонение от социальной нормы как таковое не может рассматриваться как синоним девиации применительно к конкретной ситуации или человеку.

Общими свойствами различного рода отклонений являются:

1. Нарушение социальных норм и ожиданий, в частности, существующих законов, правил, традиций, социальных установок, которые действуют в конкретно-историческом периоде.

2. Негативная оценка и стигматизация, то есть общественное порицание поступка, нарушающего общественные нормы, и личности, которая эти поступки совершает. Способы порицания могут быть разнообразными, начиная со скрытой дискриминации и заканчивая применением законодательно определенных санкций.

3. Деструктивность, то есть наличие реального или потенциального ущерба самому девианту или окружающим. Ущерб может представлять собой угрозу жизни и здоровью, нарушение общественного порядка, причинение физических или психических страданий и т.п. В связи с этим, авторы подчеркивают, что принятие этого признака как конституирующего девиантное поведение, исключает из перечня относящихся к нему феноменов радикализм, креативность и маргинальность, поскольку деструктивность как таковая в них не заложена.

Помимо перечисленных, Е.В. Змановская [5] относит в признакам девиантного поведения следующие особенности:

1. Наличие повторяющихся действий, характеризуемых как девиации, причем сами по себе они могут быть различными. В частности, авторы отделяют острые реакции и негативные состояния от девиантного поведения в силу их однократного, часто, спонтанного характера. В то же время, повторяющиеся девиации, в том числе, в скрытом виде, с переходом от менее к более деструктивным, авторы связывают с формированием девиантной направленности личности.

2. Появление девиации в пределах медицинской нормы, что выводит из круга феноменов девиантного поведения патологическое поведение психически больного человека. Такое исключение является обоснованным, поскольку психическая патология и девиантное поведение имеют разную этиологию.

3. Проявление социальной дезадаптации и снижение качества жизни не обязательно приводящее к болезни или смерти.

4. Индивидуальное и возрастно-половое своеобразие, которое проявляется в различных мотивах, формах проявления, динамике, степени выраженности девиантного поведения.

На основании выделенных признаков, авторы предлагают рассматривать девиантное поведение как устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаптацией, и приносящее скрытую выгоду его носителю (личности, группе) .

Таким образом, понятие «девиантное поведение» проявляется через несоответствие правилам и эталонам, принятым в обществе или социальной группе. Такое несоответствие сопровождается, как правило, общественным порицанием, вплоть до применения санкций, но и само по себе, оно носит деструктивный характер, причиняя ущерб или субъекту девиации и/или его окружению. В совокупность феноменов, относящихся вдевиантному поведению, включаются устойчивые проявления отклонения от нормы, которые обусловлены немедицинскими причинами, и непосредственно связаны с причинением ущерба в виде социальной дезадаптации и личностной деструкцией



2019-08-13 212 Обсуждений (0)
Виды девиантного поведения и причины его возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды девиантного поведения и причины его возникновения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)