Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выявление отличий ведущих копинг – стратегий у лиц с разного возраста



2019-08-13 349 Обсуждений (0)
Выявление отличий ведущих копинг – стратегий у лиц с разного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Для выявления способа преодоления жизненных трудностей, совладания со стрессом, мы воспользовались методикой Р. Лазауса. Он выделяет 8 типов совладающего поведения: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство – избегание, планирование решения проблемы и положительная переоценка. Изучение копинг-стратегий у лиц разного возрастного периода, позволит нам дать первичные рекомендации для снижения их уровня никотиновой зависимости. Результаты исследования представлены на рисунке 3. Первичные баллы представлены в приложении 4.

Рис. 3 Результаты исследования копинг-стратегий у лиц с никотиновой зависимостью по методике Р. Лазаруса

На представленном рисунке видны ведущие копинг-стратегии в группах «молодость» и «взрослость».

Так, для группы «молодость» ведущими стратегиями являются поиск социальной поддержки (26,83), конфронтация (25,88) и планирование (25,35).

Средний возраст данной группы составляет 22 года. Такой возрастной период характеризуется потребностью в принятии, поиском поддержки у сверстников и ярким желанием самоактуализации. На фоне не большого жизненного опыта одной из ведущих стратегий является конфронтация, которая характеризуется не всегда целенаправленной поведенческой активностью. Часто наблюдается импульсивность и излишняя напористость в поведении. Однако, данная стратегия позволяет активно противостоять жизненным трудностям, что для людей возраста от 20 до 26  лет имеет важное значение. Неоднозначным сочетанием копинг-стратегий является планирование решения проблемы. Мы полагаем, что данная стратегия используется участниками при планировании своего будущего, а не разрешения локальных стрессах. При описании выборки мы заметили, что большинство участников находятся на этапе создания семьи и карьеры, а это определенно связано с активным планированием.

Для лиц в возрасте от 26 до 64 лет, которых мы определили в группу «взрослость», используя классификацию Э.Эриксона, характерны другие копинг-стратегии: принятие ответственности (29,43), самоконтроль (23,68) и положительная переоценка (22,75).

Стратегия принятия ответственности характеризуется тем, что субъект признает свою роль в возникновении проблемы и несет за нее ответственность. В сочетании с низким уровнем выраженности стратегии – поиск социальной поддержки, мы можем говорить о том, что в стрессовых ситуациях человек может замкнуться и переживать трудность в одиночестве. Изучая социально-демографические данные, мы выяснили, что более половины участников живут одни или не имеют близких родственников. В отличие от группы участников «молодость», это более думающие и размышляющие лица, руководствующиеся чаще не эмоциями, а логикой. Здесь характерна ориентированность на надличностное, филосовское осмысление проблемной ситуации, личностное саморазвитие.

Для изучения достоверности отличий мы использовали математическую обработку эмпирических данных, критерий UМанна – Уитни. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты статистической обработки данных по методике «Ведущие копинг-стратегии» Р.Лазаруса

  конфронтация дистанцирование самоконтроль поиск поддержки ответственность бегство планирование переоценка

Молодость

Взрослость

0,003 0,577 0,082 0,001 0,0001 0,796 0,008 0,218
р≤0,01 р≥0,05 р≥0,05 р≤0,001 р≤0,001 р≥0,05 р≤0,01 р≥0,05

 

Статистически достоверно по копинг-стратегии «конфронтация» и «планирование решения проблемы» различия между группами «Молодость» и «Взрослость» есть (р≤0,01).

Статистически достоверно по копинг-стратегиям «поиск социальной поддержки» и «принятие ответственности» различия между группами «Молодость» и «Взрослость» есть (р≤0,001).

По копинг-стратегиям «дистанцирование», «самоконтроль», «бегство - избегание» и «положительная переоценка» - достоверных отличий не обнаружено.

 

 

ВЫВОДЫ

1. Изучив проблему никотиновой зависимости в трудах зарубежных и отечественных ученых, мы выделили две характеристики важные для изучения этого вопроса – самоконтроль личности и ведущие копинг-стратегии. Способ совладания с жизненными трудностямитакие как зависимость, играет ведущую роль не только в ее формировании, но и в преодолении аддиктивного поведения. При коррекции аддиктивного поведения важно понимать, как именно человек справляется с трудностями. Опираясь на это знание, мы можем дать наиболее эффективные рекомендации. Мы предположили, что копинг-стратегии у лиц разного возрастного периода будут отличаться. Так, проведя исследование, мы выяснили, что лица в возрасте от 20 до 26 лет имеют низкий уровень никотиновой зависимости и три ведущие копинг-стратегии: поиск социальной поддержки, конфронтация и планирование. Таким образом, данная группа характеризуется стремлением получить поддержку в трудных ситуациях, это означает – что при коррекции аддиктивного поведения ключевую роль играет ближайшее окружение. И несмотря на присущую данной группе импульсивность и напористость в решении проблемы, им все-таки не чуждо планирование решения. Так, например, в трудных ситуациях неожиданно возникающих, участники предпочтут агрессивное поведение в борьбе с ней. В связи с этим, мы можем предположить, что резкое требование «бросить курить» может повлечь лишь агрессию, конфронтацию.

2. Изучая особенности копинг-стратегий у лиц в возрасте от 26 до 64 лет, мы выяснили, что они имеют средний уровень никотиновой зависимости. Это означает, что при коррекции аддиктивного поведения потребуется больше времени и постепенное снижение никотиновой дозы, т.к. резкий уход от употребления может риски для здоровья. Кроме того, данная группа имеет три ведущие копинг-стратегии, кардинально отличающиеся от стратегий группы «молодость». В список ведущих вошли следующие стратегии: «принятие ответственности», «самоконтроль» и «положительная переоценка». Полученные результаты можно объяснить социально психологическими характеристиками данного возрастного периода.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Гипотеза о том, что уровень никотиновой зависимости у лиц возрастного периода «взрослость» будет высокая, а  у лиц возрастного периода «молодость» будет средняя–не подтвердилась.

Гипотеза о том, что ведущей копинг-стратегией у лиц возрастного периода «молодость» будет «поиск социальной поддержки», у лиц возрастного периода «взрослость» будет «положительная переоценка» - подтвердилась частично. 

Никотиновая зависимость считается разновидностью наркомании, возникая при употреблении табака, чаще всего – сигарет. По скорости формирования она уступает лишь героину. Под систематическим табакокурением или никотиновой зависимостью в медицине понимают комплекс психических, физиологических, поведенческих расстройств, которые спровоцированы употреблением табака в любом виде.

Данная зависимость является широко распространенной, что во многом обусловлено легальной продажей сигарет и относительно не высокой стоимостью.

При коррекции никотиновой зависимости следует учитывать не только уровень аддикции: в данном случае силу привязанности к никотину,  но и ведущие копинг-стратегии в том или ином возрастном периоде.  Опираясь на которые можно построить систему коррекции наиболее эффективно.

В заключении стоит сказать, данная работа не претендует на законченность и полноту исследования. Мы рассмотрели лишь часть от большой проблемы. В дальнейшем мы видим перспективы в разработке темы влияния ведущих копинг-стратегий на процесс коррекции никотиновой зависимости.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

2. Гречишкин Ю.Н. Диссертация «Девиантность как предпосылка преступного поведения несовершеннолетних и ее предупреждение».-2004

3. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. -- 400 с.

4.  Захарова Т.Л. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - М: Просвещение, 2008г.

5. Змановкая Е.В. Девиантология. (Психолгия отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов учебных заведений.-2008г.

6. Инновации в работе специалистов Социально-психологических учреждений. Коллектив авторов: Олиференко Л.Я., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И., Быков А.В. – М.: Полиграф сервис, 2001 –С.34.

7. Клейберг Ю.А. «Девиантология: Хрестоматия» с.25

8. Костина, Л.А., Великанова, Л.П., Фоменко, О.И. К вопросу адаптации студентов в вузе / Л.А. Костина, Л.П. Великанова, О.И. Фоменко // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «здоровье населения – основа процветания России». – Г. Анапа. – 2014. С. 138-141.

9. Коробейник И А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.:ПЕР СЭ, 2002. – С.55.

10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ. «Сфера», при участии «Юрайт – М», 2001.

11. Либина, А. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А. Либина. – М.: Эксмо 2008. – 450 с.

12. Магомед-Эминов М.Ш. Триада «расстройство – стойкость – рост» как последствия экстремальной ситуации // Акмеология. 2009. №1. С. 53 – 63.

13. Менделевич В.Д., Психология девиантного поведения, стр.21

14. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕР СЭ, 2009. 129 с.

15.  Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576 с.

16. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ. «Сфера», 1998. –С.78

17. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Применение и внедрение программ реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2 URL: http:// medpsy.ru

18. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с. (Интеграция академической и университетской психологии).

19. Теренс Г. Горски Путь выздоровления. План действий по предотвращению срыва. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013. 160 с.

     20. Шардакова Л. Н. «Ранняя профилактика девиантного поведения», Пермь 2007 г.

21. Франкл В. Сказать жизни «ДА!»: Психолог в концлагере. М.: Альпина нонфикшн, 2016. 239 с.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                                                                                

                                                                                          Приложение 1 

Номер анкеты__________

Здравствуйте! Вы принимаете участие в исследовании посвященном проблеме курения. Вам предстоит оценить ряд утверждений и ответить на несколько вопросов. Вся информация конфиденциальна и может быть использована только в обобщенном виде. Благодарим за участие!

Ваш пол: МУЖ    ЖЕН

Возраст: ____________

Образование:

o Второе высшее

o Высшее

o Неоконченное высшее

o Средне-специальное (колледж, техникум)

o Среднее (школа)

Ваша должность (или факультет, будущая специальность): __________________________

Семейное положение:

o Замужем / женат

o В гражданском браке

o В разводе

o В отношениях

o Свободен

Наличие родственников (отметьте несколько, при необходимости):

  • Мать
  • Отец
  • Брат
  • Сестра
  • Бабушка
  • Дедушка
  • Только дальние родственники
  • Я - сирота

С кем вы проживаете? _________________________________________________________

 

Приложение 2

Инструкция: Пожалуйста, оцените, насколько каждое из предложенных утверждений про вас, используя следующую шкалу:

0-никода           1-редко              2-иногда                3-часто

Ваша оценка Оказавшись в трудной ситуации, я…
  1 …сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге
  2 ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь
  3 ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации
  4 ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации
  5 ... критиковал и укорял себя
  6 ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть
  7 ... надеялся на чудо
  8 ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет
  9 ... вел себя, как будто ничего не произошло
  10 ... старался не показывать своих чувств
  11 ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное
  12 ... спал больше обычного
  13 ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы
  14 ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь
  15 ... во мне возникла потребность выразить себя творчески
  16 ... пытался забыть все это
  17 ... обращался за помощью к специалистам
  18 ... менялся или рос как личность в положительную сторону
  19 ... извинялся или старался все загладить
  20 ... составлял план действии
  21 ... старался дать какой-то выход своим чувствам
  22 ... понимал, что сам вызвал эту проблему
  23 ... набирался опыта в этой ситуации
  24 ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации
  25 ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами
  26 ... рисковал напропалую
  27 ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву
  28 ... находил новую веру во что-то
  29 ... вновь открывал для себя что-то важное
  30 ... что-то менял так, что все улаживалось
  31 ... в целом избегал общения с людьми
  32 ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться
  33 ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал
  34 … старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела
  35 ... отказывался воспринимать это слишком серьезно
  36 ... говорил о том, что я чувствую
  37 ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел
  38 ... вымещал это на других людях
  39 ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации
  40 ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить
  41 ... отказывался верить, что это действительно произошло
  42 ... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому
  43 ... находил пару других способов решения проблемы
  44 ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах
  45 ... что-то менял в себе
  46 … хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось
     
  47 ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться
  48 ... молился
  49 … прокручивал в уме, что мне сказать или сделать
  50 ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему

 

                                                                                                                      Приложение 3

Инструкция: Пожалуйста, ответьте на вопросы теста. Отметьте вариант ответа наиболее характеризующий вас. Спасибо!

ИБ Вопросы
  1 Как скоро вы тянетесь за сигаретой, после того как проснетесь? 1. в течении первых 5 минут. 2. через 6 – 30 минут. 3. через 31 – 60 минут. 4. более, чем через 60 минут.
  2 Тяжело ли вам воздержаться от курения в тех местах, где оно запрещено? 1. Да. 2. Нет.
  3 От какой сигареты вам было бы тяжелее всего воздержаться? 1. От утренней. 2. От последующей.
  4 Сколько сигарет в день вы выкуриваете? 1. До 10. 2. От 11 до 20. 3. От 21 до 30. 4. Более 30.
  5 Когда вы больше курите – утром или на протяжении дня? 1. Утром. 2. На протяжении дня.
  6 Курите ли вы во время болезни, когда должны придерживаться постельного режима? 1. Да. 2. Нет.

 

- ИТОГ

Благодарим за участие в нашем исследовании!


 

Приложение 4

Первичные результаты исследования уровня никотиновой зависимости, и ведущих копинг-стратегий.

№ участника конфронтация дистанцирование самоконтроль поиск поддержки ответственность бегство-избегание планирование переоценка Самоконтроль Уровень зависимости

«Молодость»

1 10 11 10 11 6 7 11 9 123 8
2 11 9 9 13 5 6 10 9 114 5
3 11 12 15 15 8 14 14 16 129 1
4 11 8 15 12 9 12 13 16 123 4
5 14 14 13 13 4 12 10 12 142 8
6 10 4 17 12 6 11 14 13 109 1
7 9 14 5 14 4 9 14 8 98 4
8 13 6 10 15 11 15 14 15 85 4
9 15 7 6 14 3 9 14 5 100 5
10 12 10 13 14 7 14 14 10 119 4
11 14 8 6 11 7 13 13 6 103 3
12 13 11 12 15 11 18 13 14 94 1
13 11 9 10 11 9 10 11 12 126 6
14 15 12 12 15 5 17 12 16 108 1
15 13 11 14 13 8 18 15 12 114 5
16 11 10 14 13 7 9 15 11 128 6
17 12 9 16 15 12 16 17 15 99 4
18 10 14 12 15 6 14 15 13 95 5
19 13 8 15 11 9 12 14 16 153 2
20 10 7 12 11 5 10 14 15 127 1

«Взрослость»

1 14 11 12 10 9 16 12 14 116 4
2 5 9 15 8 11 7 10 13 117 6
3 11 13 15 16 12 12 14 16 123 5
4 11 8 15 12 15 12 14 16 89 7
5 6 14 13 5 8 12 10 12 127 9
6 8 5 16 12 12 11 14 13 145 7
7 8 14 15 5 11 16 5 13 107 6
8 9 4 11 8 15 10 11 11 115 7
9 10 7 15 12 12 3 13 15 139 5
10 9 8 11 10 15 17 7 17 104 6
11 15 8 11 12 13 13 11 14 128 6
12 15 11 15 6 16 16 6 12 99 5
13 9 10 11 10 12 14 7 12 101 6
14 8 10 15 10 11 12 12 16 114 4
15 11 10 11 14 16 15 12 12 125 4
16 10 6 18 15 16 10 17 14 105 3
17 11 17 14 10 11 18 15 18 125 5
18 8 9 12 6 16 18 10 12 65 5
19 7 8 15 10 16 9 10 12 86 8
20 4 4 14 3 13 7 4 12 114 7
                  112,2  

 

                                                                                         Приложение 5

Описание шкал по методике Р.Лазаруса

1.Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

2.Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;

3.Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

4.Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

5. Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

6.Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

7.Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

8.Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

 

 

                                                                                     

                                                                              Приложение 6

Интерпретация результатов методики Р.Фагестрома

от 0 до 3 баллов – низкий уровень зависимости. При решении прекратить курение основное внимание должно быть уделено психологическим факторам.

4-5 баллов – средний уровень зависимости. Желательно использование препаратов замещения никотина.

6-10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать неприятные ощущения в организме. Справиться с ними помогут препараты замещения никотина.

 

 

                                  


 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 



2019-08-13 349 Обсуждений (0)
Выявление отличий ведущих копинг – стратегий у лиц с разного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выявление отличий ведущих копинг – стратегий у лиц с разного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)