Особенности усвоения грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
При ОНР формирование грамматического строя речи у дошкольников происходит с большими трудностями, т. к. значения грамматических форм абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны. Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Несовершенство грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка. Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов, заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом. У детей отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: · смешение падежных форм («едет машину» - на машине); · частое употребление существительных в именительном падеже, вместо необходимых падежей; · неправильное употребление числа, рода и времени глаголов; · неумение согласовывать имена существительные с числительными («два карандаш» - два карандаша); · отсутствие согласования имен прилагательных с именами существительными («небо синяя», «солнце огненная»). Дошкольники неправильно соотносят существительные и местоимения («солнце низко, он греет плохо»), допускают ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет воды», «кладет на дров»). Реже у детей встречаются трудности в согласовании существительных и глаголов («мальчик рисуют»). Дети неточно употребляют в речи простые и сложные предлоги. Они пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции [19]. Нарушения формирования грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи III уровняпредставлены на рисунке 1в приложении 1. В работах Н.С.Жуковой[12], Л.Ф.Спировой[37], Т.Б.Филичевой[43], С. Н. Шаховской[47] выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР: · ошибки при употреблении родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных («копает лопата», «много ложков»); · неверное использование падежных и родовых окончаний количественных числительных («нет два пуговиц»); · неточное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени («дерево упала»); · ошибки в использовании предложно-падежных конструкций («под стола», «в дому»). При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы). Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития. Основной тенденцией, проявляющиеся при словоизменении, является унификация основы и парадигмы словоизменения. Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании: 1. Закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так, и в различных формах существительных сохраняется ударенно исходного слова (стола нет, много поездов). 2. Устранение беглости гласных, т. е. чередования гласного с нулем звука (левы, пени, молотоком, песов, кусоки, много сестр). 3. Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текет, бегет, соседы). 4. Устранение наращения или изменения суффиксов (друг - други, ком -комы, стул - стулы, котенок - котенки, чудо - чулы, дерево - деревы). 5. Отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек - человеки, ребенок - ребенки, лошадь - лошаденоки) [45]. Наряду с окказиональными формами, характерными как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза у детей с ОНР, выявляются и специфические аграмматизмы. Если в норме происходит смешение формально-знаковых средств преимущественно внутри одного грамматического значения, внутри одной функции, то у детей с ОНР наблюдаются смешения флексий различных значений. В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы «генерализации», т. е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерна языковая асимметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков. Среди форм словоизменения у дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени того, на сколько слова знакомы, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения. Характерной особенностью для детей с ОНР является одновременное существование двух стратегии усвоения грамматического строя речи: § усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе механизмов имитации); § овладение процессом разделения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей с ОНР более замедленными темпами. У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. В структуре предложении обычно сохранен порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами. Таким образом, имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языки. Так же наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения. Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, обычно предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: «Много а лесу». (Дети собрали в лесу много грибов.); «Молоко разлило». (Молоко разлито котенком). Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Поскольку развитие грамматического строя речи вызывает огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то его формированию следует уделить особое внимание в коррекционной работе. Таким образом, у детей с ОНР развитие грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка. Нарушения морфологической системы языка проявляются в неправильном употреблении родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных; неверном использовании падежных и родовых окончаний количественных числительных; неточном употреблении родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени; ошибочном использовании предложно-падежных конструкций. Нарушения синтаксической структуры языка выражается в необычном порядке слов в предложении, пропуске слов и неправильном их согласовании.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |