Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие голоса у детей.



2019-08-13 582 Обсуждений (0)
Развитие голоса у детей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный — 13-15 лет и послемутационный -- 15-17 лет.

Мутация голоса (от лат. mutatio — изменение, переме­на) наступает в результате изменений в голосовом ап­парате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающей в период полового созревания. Явление это физиологическое и наблюдается в воз­расте 13-15 лет.

    3.Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосово­го аппарата.

Существует два основных термина для обозначения па­тологии голоса: афония— полное отсутствие голоса (вследствие несмыкания голосовых складок; в результате органических или функциональных изменений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельости); дисфония-- частичные нарушения вы­соты, силы и тембра голоса (в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения).

Нарушения голоса разделяются на центральные и пе­риферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляются как самостоятельные, причинами их возникновения явля­ются заболевания и различные изменения только голосово­го аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тя­желым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

    Механизм нарушений голоса зависит от характера изме­нений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего — от подвижности и тонуса голосовых складок, который про­является обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в соче­тании того и другого.

    4. Методы и приемы коррекционно-педагогического воздей­ствия при различных дефектах голосовой функции.

В последние годы область педагогического воздействия при различных нару­шениях голосового аппарата значительно расширилась, по­лучив наименование фонопедия. Фонопедия— комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упраж­нениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и зак­репляются такие условия голосоведения, при которых голо­совой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хоро­шем акустическом эффекте. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования, основных дидактических и методологических принципах логопедии. Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией — медицинской наукой, разделом оториноларинголо­гии, изучающей причины нарушений голоса и разрабаты­вающей методы их лечения.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологичес­кого голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения го­лоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Пер­вая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Ком­пенсация может наступать только с включением значитель­ного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии. Второй задачей является ликвидация патологическо­го способа голосообразования.

Для реализации этих задач требуется:

1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата;

3) положительное воздействие на личность обучающе­гося для ликвидации психогенных реакций;

4) восстановление утраченных кинестезии голосоведе­ния, т.е. непосредственно самой фонации;

восстановление координации дыхания и фонации.      

    5. Профилактика голосовых расстройств.

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет по­степенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форси­рование голоса может нанести непоправимый вред. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интона­циями.

Основными профилактическими мерами пре­дупреждения патологии голоса являются закаливание орга­низма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий не­обходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочки глотки и горта­ни. Следует остерегаться простудных заболеваний.                                                        

                        Вопросы для контроля

     1. Раскройте основы голосообразования и этапы разви­тия детского голоса.

     2. Охарактеризуйте отдельные формы функциональных и органических нарушений голоса, их причины и ме­ханизмы.

    3.Определите основные задачи фонопедии.

    4. Сформулируйте основу профилактики нарушений голоса.

 

Тема 7. Нарушения процессов чтения и письма (дисграфия, дислексия), их предупреждение у детей дошкольного возраста

Лекция № 1(2 ч.)

1. Понятие о дисграфии. Этиология. Структура нарушения.

  2. Понятие о дислексии. Этиология. Структура нарушения.

            3. Основные методы и приёмы преодоления дисграфии и дислексии.

    1. Понятие о дисграфии. Этиология. Структура нарушения.

     Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, нарушения слитности написания слов в предложении, аграмматизм на письме.

    Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный, Между ними в процес­се письма устанавливается тесная связь ивзаимообусловлен­ность. Структура этого процесса определяется этапом овладе­ния навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно свя­зано с процессом устной речи и осуществляется только на осно­ве достаточно высокого уровня ее развития.

    Причины дисграфии в недоразвитии высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме; недоразвитие всех компонентов языковой системы.

    Типичные ошибки письма при дисграфии:

-- смешение и замена букв;

-- искажение звуко-слоговой структуры слова;

-- нарушение слитности написания отдельных слов в предложении -- разрыв слова на части, слитное написание слов;

-- аграмматизмы;

-- смешение букв по оптическому сходству.

    Виды дисграфии:

-- артикуляторно-акустическая – фонетические нарушения:

- недостаточность фонематического восприятия речевых звуков;

- замены букв (соответствующие заменам звуков);

-- акустическая – несформированность процессов фонематического восприятия:

- замены и смешения букв, которые обозначают различающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками звука, пропуски, вставки, перестановки, повторы букв и слогов;

- нарушение звукового анализа и синтеза (слитное написание сложных слов, предлогов и союзов с последующим словом; раздельное написание частей слова;

-- оптическая -- замена иискажение по начертанию букв (д – б, т – ш, п – т, х – ж, л –м):

- почерк небрежный, буквы неровные, поправки и исправления

    2. Понятие о дислексии. Этиология. Структура нарушения.

    Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в ошибках стойкого характера.

    Причины дислексии в недоразвитии высших психических функций; недоразвитии всех компонентов языковой системы.

     Типичные ошибки при дислексии:

-- неразличение на слух фонем, близких по артикуляции;

-- недоразвитие фонематического анализа и синтеза;

-- замены, пропуски, перестановки букв;

-- недоразвитие высших зрительных функций.

    Виды дислексии:

-- фонематическая – смешение букв, которые обозначают различающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками звуки; побуквенное чтение; вставки, пропуски, перестановки;

-- аграмматическая – недоразвитие грамматических обобщений, проявляется в искажениях и заменах определенных морфем слова, чаще всего флексий;

-- семантическая – нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении;

-- оптическая – смешение сходных по начертанию букв; связана с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений.

    3. Основные методы и приёмы преодоления дисграфии и дислексии.

    1. Развитие фонематического восприятия.Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи.

    2. Работа над звукопроизношением.Необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

    3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза. Основными видами этой работы являются:

а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков;

б) дописывание недостающих букв, слогов;

в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.);

г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого слова с оппозиционным звуком и т.д.

    4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им:

-- обучение детей разным способам образования новых слов (образование слов с помощью различных приставок от одной глагольной основы (у-ше.г, при-шел, за-шел, пере-шел), с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шел, при-нес, при-летел, при-бежал и т.п.); подбор однокоренных слов.

-- расширение словарного запаса детей

    5. Развитие грамматических навыков.Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т.д.

    6. Формирование морфологических и синтаксических обобщений.

    7. Развитие связной речи, как устной, так и письменной. Занятия по устранению недостатков письма и чтения проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является развитие письменной и устной речи.

    8. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса.

    9. Предупреждение нарушений чтения и письма. Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме в организации коррекционных мероприятий является изучение состояния фонематических процессов у детей с речевой патологией.

 

                           Вопросы для контроля

1. Раскройте определение дисграфии, причины, структуру нарушения.

2. Раскройте определение дислексии, причины, структуру нарушения.   

3. Назовите основные методы и приёмы преодоления дисграфии и дислексии.

 

 



2019-08-13 582 Обсуждений (0)
Развитие голоса у детей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие голоса у детей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)