Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III уровень речевого развития



2019-08-13 264 Обсуждений (0)
III уровень речевого развития 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  1. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).

  2. Расширение словарного запаса за счет накопления новых слов различных частей речи и умения активно пользоваться разнообразными способами словообразования.

3. Развитие и совершенствование грамматических средств языка: умение строить словосочетания, предложения по законам грамматики, умение пользоваться моделями различных синтаксических конструкций.

4. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе сформированных навыков анализа и синтеза

5. Формирование правильного звукопроизношения: развитие артикуляционного аппарата, постановка отсутствующих звуков и автоматизация их в речи.

6. Усвоение слов различной слоговой структуры.

7. Обучение грамоте.

8. Формирование связной речи.

9. Нормализация состояния моторных функций. 

10. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению, формирование коммуникативной готовности к обучению.

    2. Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.

    Успех логопедической работы, сохранность физического и психического здоровья детей с ОНР зависит от правильной организации режима дня, согласованного взаимодействия в коррекционно-педагогическом процессе логопеда, воспитателя, профильных специалистов и родителей, а также создания развивающей среды и благоприятной обстановки в логопедической группе.

В группе для детей с ОНР предусматриваются следующие виды фронтальных занятий:

-- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

-- занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте.

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка логопед с учетом уровня речевого развития и психических возможностей детей уточняет и расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарь детей; формирует практические навыки словоизменения, словообразования, обучает построению синтаксических конструкций (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала).

На занятиях по развитию связной речи на основе сформированных навыков использования различных типов предложений логопед учит детей пересказывать услышанное; в самостоятельных рассказах передавать в логической последовательности впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности; составлять рассказы – описания (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала).

На занятиях по формированию звуковой стороны речи и обучению грамоте логопед обязательно предусматривает упражнения по закреплению правильного произношения изучаемого звука, развитию фонематического слуха и восприятия, задания по овладению навыками звукового анализа и синтеза, развитию слухоречевой памяти.

   Подгрупповые занятия. Для организации работы по подгруппам логопед объединяет детей с учетом уровня их речевого развития. Количественный состав 2-5 человека. На этих занятиях идет подготовка детей к усвоению программного материала по лексике, грамматике и фонетике.

    На индивидуальные занятиях предполагается проведение работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия; нормализации артикуляционной моторики (укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе); по уточнению правильного произношения имеющихся звуков, постановке отсутствующих звуков и автоматизации их в собственной речи ребенка.

 

                              Вопросы для контроля

 

7. Перечислите основные направления коррекционно-логопедическо-го обучения дошкольников с I уровнем речевого развития.

8. Перечислите основные направления коррекционно-логопедическо-го обучения дошкольников с II уровнем речевого развития.

9. Перечислите основные направления коррекционно-логопедическо-го обучения дошкольников с III уровнем речевого развития.

10. Раскройте организационный аспект логопедической работы в группе для детей с ОНР.

 

Тема 5. Заикание. Основные направления логокоррекционной

           работы

                                        Лекция № 1 (2 ч.)

1. Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста.

2. Обследование заикающегося ребенка.

3. Основные направления логопедической работы

по преодолению заикания

4.Организация обучения и воспитания детей с заиканием.

    1. Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешне оно проявляется в непроизвольных остановках в моменты высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц) в момент речевой деятельности.

Появление данного расстройства речи обычно совпадает с периодом интенсивного формирования речевой функции у детей. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в логопедии как самостоятельная речевая патология и отличается от, так называемого, симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.

В современной логопедии существует несколько точек зрения на этиологию и механизмы возникновения заикания.По этиологическому признаку традиционно различают два вида заикания:

1) функциональное заикание;

2) органическое заикание.

Чаще всего в логопедической практике встречается функциональное заикание. Причины функционального заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словаря; задержка речевого развития; перегрузка детей младшего дошкольного возраста речевым материалом, усложнение речевого материала; перевоспитание леворукости; неправильные условия воспитания ребенка; подражание речи родственникам, страдающим заиканием.

Органическое заикание встречается редко. Оно возникает в любом возрасте в результате органического поражения центральной нервной системы. Причины органического заикания:патологическое течение беременности; родовые травмы; асфиксии; черепно-мозговые травмы; нейроинфекции.

Формы заикания. По типу судорог, периодически возникающих в периферическом речевом аппарате, различают три формы (вида) заикания: клоническую, тоническую, смешанную.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания – клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (д-д-д-дорога, к-к-к-калитка, ма-ши-ши-шина, бе-рё-рё-рёза). Со временем она переходит в более тяжелую форму – тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (с…тол, ц…веток, бутыл…ка). Смешанная форма заикания: клоно-тоническая (к-к-к-кораб…лик) или тоно-клоническая (к…ранда-да-даш).

Степени заикания. По интенсивности судорог, периодически возникающих в периферическом речевом аппарате, различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев определения степени заикания нет.

    2. Обследование заикающегося ребенка

    Комплексное обследование детей с заиканием включает в себя изучение анамнестических сведений, медицинской, педагогической, психологической документации и исследование состояния психофизического развития ребенка.

  После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания заикания проводится обследование речи заикающегося и неречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность. Вместе с тем исследуется состояние его моторики, уровень сформированности игровой и учебной деятельности, личностные особенности. Логопедическое обследование заикающихся проходит в два этапа: первичное обследование предполагает изучение ребенка в течение первого месяца пребывания в дошкольном образовательном учреждении; динамическое изучение заикающегося осуществляется в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

При логопедическом обследовании заикающегося ребенка важно определить:

-- место возникновения, форму речевых судорог и частоту их проявлений;

-- сохранные речевые возможности заикающегося;

-- сопутствующие нарушения речи;

-- двигательные нарушения;

-- отношение заикающегося к своему речевому дефекту;

-- наличие психических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно. Частота судорог у заикающихся пред             3. Основные направления логопедической работы по преодолению заикания.

     I . Формирование плавной речи у детей c заиканием

    1.Организация специального охранительного режима (режим молчания или режим ограничения речи). Соблюдение охранительного речевого режима исключает из общения те виды речи, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки.

   2.Обучение детей навыкам релаксации. Для этого используются различные игровые упражнения на напряжение и расслабление мышц рук, ног, туловища, верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

   3. Развитие координации и ритмизации движений в процессе логопедической ритмики. Логоритмика включает в себя разнообразные двигательные упражнения в определенной последовательности:

-- ритмическая разминка;

-- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

  -- упражнения на развитие чувства темпа и ритма;

-- упражнения на развитие координации речи с движениями.

    4. Формирование речевого дыхания. Работа по его формированию включает в себя три этапа:

-- расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания);

-- формирование длительного фонационного выдоха;

-- формирование речевого выдоха.

    5. Формирование навыков рациональной голосоподачи:

-- развитие силы и динамического диапазона голоса;

-- формирование мелодических характеристик голоса.

   6. Развитие просодической стороны речи:

-- развитие интонационной выразительности;

-- нормализацию процесса речевого паузирования;

-- формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

7. Планирование речевого высказывания. Обучение заикающихся дошкольников планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий.

    II . Развитие психологической базы речи. 

   III . Психокоррекция личности заикающегося ребенка:

-- создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки;

-- соблюдение режима речевого общения в соответствии с конкретным этапом коррекционной работы;

-- выполнение единых требований к поведению заикающегося ребенка сотрудниками ДОУ, родителями;

-- развитие у ребенка чувства уверенности в себе;

-- оказание помощи заикающимся детям в утверждении своей роли в коллективе;

-- формирование умения согласовывать желания с требованиями детского коллектива;

-- развитие фантазии, творческой активности, организационных способностей;

-- формирование у заикающихся социальных взаимоотношений: подготовка к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятельности в школе. 

    4. Организация обучения и воспитания детей с заиканием.

    Успех в работе с заикающимися детьми дошкольного возраста зависит от организации общего и речевого режима в группе, от правильно выбранных методов и приемов коррекционно-логопедической работы, медикаментозного укрепления нервной системы ребенка, квалификации и профессионализма педагогов.

Программой обучения и воспитания детей с заиканием определены следующие виды логопедических занятий:

-- фронтальные;

-- подгрупповые (группа делится на 2 подгруппы);

-- индивидуальные.

В неделю логопед проводит 5 занятий: 2 по развитию речи и ознакомлению с окружающей жизнью и природой, 1 – по аппликации, 1 – по рисованию, 1 – по лепке/конструированию (занятия чередуются через неделю).

На I и II этапе обучения занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающей жизнью и природой проводит логопед. На III и IV этапе добавляется одно занятие, которое проводит воспитатель.

 

                               Вопросы для контроля

1. Дайте общую характеристику заикания как сложного речевого и психофизического нарушения.

2. Охарактеризуйте возможные причины и механизмы возникновения заикания.

3. Каковы причины функционального заикания?

4. Каковы причины органического заикания?

5. Какие формы, степени заикания выделяются в современной логопедии?

6. Дайте характеристику психологических особенностей заикающихся детей.

7. Назовите основные этапы логопедического обследования при заикании.

 8. Перечислите основные направления коррекционно-логопедическо-го обучения дошкольников с заиканием.

    9.Организация обучения и воспитания детей с заиканием.

Тема 6 . Нарушения мелодико-интонационной стороны речи (возрастные особенности детского голоса; дисфония; афония)

Лекция № 1 (2 ч.)

   1. Механизмы образования голоса. Характеристики голоса.

   2. Развитие голоса у детей.

   3. Виды нарушений голоса и их причины.

   4. Методы и приемы коррекционно-педагогического воздей­ствия при различных дефектах голосовой функции.

   5. Профилактика голосовых расстройств.

     1. Механизмы образования голоса. Характеристики голоса.

    Голос в нормальных условиях его развития — это сово­купность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голо­совых складок.

Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространя­ющих в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука — субъективное восприятие органом слу­ха частоты колебательных движений. Частота основного тона измеряется в герцах и может из­меняться в обычной разговорной речи у мужчин в преде­лах от 85 до 200 Гц, у женщин — от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразитель­ность речи.

Сила голоса -- определяются интен­сивностью амплитуды колебаний голосовых складок и из­меряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебатель­ных движений, тем сильнее звучит голос.

Тембр -- характеристика качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний.

     Резонанс — резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы.



2019-08-13 264 Обсуждений (0)
III уровень речевого развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III уровень речевого развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)