«Определение просадки и безопасной скорости движения судов и составов на мелководье»
Целью лабораторной работы является закрепление и углубление теоретических знаний по обеспечению безопасности движения судов и составов на мелководных участках внутренних водных путей.
Для обеспечения безопасности плавания практический интерес представляет определение безопасной скорости движения судна (состава) при прохождении мелководных участков, которая влияет на величину просадки судна, а также определение величины падения скорости судна на мелководье.
Скорость движения на мелководье определяется по выражению:
.
(15.1)
Величину просадки речных судов и толкаемых составов по корме можно определить по формуле:
,
(15.2)
где – числовой коэффициент:
для речных самоходных судов при водоизмещении менее 2000 т
;
(15.3)
для грузовых судов и составов водоизмещением более 2000 т
.
(15.4)
Для судов средних размеров =80 115 м, эксплуатируемых в бассейнах сибирских рек:
для грузовых теплоходов
;
(15.5)
для пассажирских судов
.
(15.6)
Здесь и числовые коэффициенты, определяемые по выражениям:
;
(15.7)
.
(15.8)
Данные расчетные зависимости справедливы для .
Для крупнотоннажных речных и «река-море» плавания судов уточненная зависимость, учитывающая форму судовых обводов, имеет вид:
,
(15.9)
где – отношение коэффициента полноты носовой и кормовой половин диаметрального батокса корпуса судна;
– число Фруда.
Значение коэффициента полноты кормовой части диаметрального батокса для толкаемого состава определяется по формуле:
,
(15.10)
где , – длина и осадка толкача, м;
, – длина и осадка барж, м.
С достаточной точностью величину безопасной скорости движения при условии некасания дна водоема днищем корпуса судна можно определить по выражению, м/с:
,
(15.11)
где
;
(15.12)
;
(15.13)
.
(15.14)
– длина судна или состава, м;
– скорость течения, м/с;
– глубина на участке, м;
– ширина судна, м;
– осадка судна, м;
– количество рядов в составе (для одиночных судов = 1);
– количество барж в ряду (для одиночных судов = 1);
– коэффициент полноты водоизмещения судна или баржи;
– коэффициент стеснения потока.
;
(15.15)
– площадь сечения русла, ;
– коэффициент полноты поперечного сечения стесненного русла. В расчетах можно принять = 0,7;
– ширина русла по «зеркалу», м;
– коэффициент полноты мидель-шпангоута;
– первая критическая скорость, м/c;
(15.16)
При расхождении судов (составов) влияние судна-партнера на динамическую просадку рассматриваемого судна сводится главным образом к дополнительному стеснению потока. Поэтому безопасные скорости движения при расхождении с однотипными судами или составами могут быть рассчитаны по выражению (15.11) с той лишь разницей, что в формулах (15.12-15.15) величина стеснения должна быть удвоена.
Расчеты провести для =0,7; 0,8; 0,9 и трех режимах работы движителей ; ; и ширине русла по «зеркалу» = 200; 400; 600; 800 м. По результатам расчетов построить графическую зависимость .
Контрольные вопросы к лабораторной работе №15
1. Что такое безопасная скорость?
2. Факторы выбора безопасной скорости?
3. В чем проявляется влияние мелководья на движущееся судно?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технико-эксплуатационные характеристики судов
Наименование
Исходных
данных
Сормовский
Сормовский (Португ.)
Волга
Сибирский
Сибирский
Морской
Нижегородец
1557
488АМ
19610
02225
292
1814
16511
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Основные размеры (расчетные) и характеристики судна:
1.1. Длина, , м
110,5
112,5
134,5
121,7
124,0
83,3
99,0
1.2. Ширина, , м
13,0
13,0
16,4
15,6
15,4
12,0
16,2
1.3. Осадка, , м
3,5
3,5
3,5
3,2
3,0
3,3
3,5
1.4. Коэффициент полноты ватерлинии,
0,891
0,845
0,860
0,895
0,895
0,880
0,868
1.5. Коэффициент водоизмещения,
0,818
0,782
0,830
0,910
0,920
0,809
0,792
1.6. Коэффициент мидель-шпангоута,
0,990
0,987
0,980
0,990
0,990
0,895
0,993
1.7. Коэффициент диаметрального батокса,
0,920
0,900
0,900
0,840
0,830
0,890
0,910
1.8. Боковая площадь парусности, , м
480
490
580
542
525
320
520
1.9. Отстояние ЦП от ЦМ, , м
-3,5
-4,0
-4,0
-3,5
-3,5
-2,1
-3,0
1.10. Мощность главных двигателей, , кВт
970
1275
1940
1324
1324
1030
1800
1.11. Число главных двигателей, , ед.
2
2
2
2
2
2
2
1.12. Частота вращения главных двигателей, об/мин.
330
375
320
300
300
300
375
1.13. Диаметр винта, , м
1,6
1,7
1,8
1,500
1,70
1,9
2,2
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
1.14. Шаг винта, , м
1,8
1,4
1,6
1,572
1,23
1,4
1,97
1.15. Дисковое отношение,
0,502
0,631
0,745
0,630
0,640
0,502
0,680
1.16. Число винтов, , ед.
2
2
2
2
2
2
2
1.17. Тип органа управления
*
*
*
*
*
*
*
1.18. Скорость движения, , км/ч
21,0
21,0
21,5
19,10
20,5
20,5
21,5
1.19. Сопротивление воды движению судна, , кН
95,0
110,0
165,0
168,0
171,0
76,0
120,0
1.20. Масса якоря, , т
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
1,4
2,5
1.21. Калибр якорной цепи, , мм
43
43
43
43
43
41
43
1.22. Отношение коэффициента полноты носовой и кормовой половин диаметрального батокса
1,035
1,024
Примечание:
1. * Рули (2), насадки (2)+средний руль.
2. Тип рулевого органа судна задается преподавателем.
Продолжение табл.
№
Тип и проект судна, вариант
8
9
10
11
12
И. Щепетов
Ладога
Ладога
Ладога
Сормовский
1810
16511
16511
16510
289
1.1.
100,0
78,0
77,6
79,4
110,2
1.2.
16,0
11,8
12,0
11,8
13,0
1.3.
3,5
3,5
3,5
3,5
3,75
1.4
0,794
0,848
0,848
0,848
0,891
1.5.
0,784
0,744
0,760
0,780
0,818
1.6.
0,993
0,990
0,990
0,990
0,997
1.7.
0,920
0,900
0,920
0,900
0,920
1.8.
540
280
280
320
510
1.9.
-3,0
-3,0
-3,0
-3,5
-3,6
1.10.
1800
1280
1280
862
975
1.11.
2
2
2
2
2
1.12.
375
300
300
300
320
1.13.
2,2
1,8
1,8
1,8
1,9
1.14.
1,97
1,26
1,32
1,35
1,8
1.15.
0,660
0,540
0,540
0,540
0,560
1.16.
2
2
2
2
2
1.17.
*
*
*
*
*
1.18.
21,8
22,5
23,0
19,8
20,0
1.19.
120,0
86,0
93,0
71,0
97,0
1.20.
2,5
1,75
1,75
1,75
1,5
1.21.
43
43
43
43
43
1.22.
Продолжение табл.
№
Тип и проект судна, вариант
13
14
15
16
17
Балтийский
Балтийский
Волго-Балт
Волго-Балт
Якутск
613
781Э
791
2-95А
1743
1.1.
90,2
92,1
110,2
110,6
105,0
1.2.
13,0
13,0
13,0
13,0
14,8
1.3.
3,4
3,5
3,5
3,5
3,0
1.4
0,760
0,875
0,887
0,904
0,880
1.5.
0,762
0,780
0,816
0,825
0,827
1.6.
0,990
0,970
0,998
0,994
0,998
1.7.
0,880
0,900
0,900
0,910
0,905
1.8.
410
395
440
510
373
1.9.
-3,5
-1,8
-5,2
-4,9
-1,8
1.10.
1280
882
882
1030
1030
1.11.
2
2
2
2
2
1.12.
330
300
300
300
300
1.13.
1,8
1,7
1,7
1,65
1,7
1.14.
1,6
1,76
1,75
2,0
1,65
1.15.
0,561
0,510
0,510
0,581
0,58
1.16.
2
2
2
2
2
1.17.
*
*
*
*
*
1.18.
23,0
20,0
20,0
20,0
20,8
1.19.
97,9
71,0
75,0
94,0
105,0
1.20.
1,5
1,5
1,75
1,75
1,5
1.21.
43
43
43
43
43
1.22.
1,032
1,065
Продолжение табл.
№
Тип и проект судна, вариант
18
19
20
21
22
Волго-Балт (Чеш.)
Амур
Волжский (укороч.)
СТК
Контейнеровоз
КУ92-040
925А
0574-АМ
326.1
326
1.1.
112,4
112,4
103,8
78,0
78,1
1.2.
13,0
13,0
16,5
11,6
11,6
1.3.
3,5
3,5
3,49
3,2
3,0
1.4.
0,895
0,875
0,945
0,925
0,945
1.5.
0,920
0,920
0,830
0,837
0,833
1.6.
0,990
0,990
0,996
0,990
0,990
1.7.
0,895
0,895
0,854
0,940
0,940
1.8.
660
750
800
600
600
1.9.
-3,5
-3,5
-2,6
-1,0
-1,0
1.10.
1030
1030
1765
882
882
1.11.
2
2
2
2
2
1.12.
300
300
375
250
250
1.13.
1,8
1,8
1,8
1,79
1,79
1.14.
1,7
1,7
1,5
1,86
1,80
1.15.
0,641
0,641
0,621
2,59
2,59
1.16.
2
2
2
2
2
1.17.
*
*
*
Комплекс
Энкеля
= 2,59
Комплекс
Энкеля
=2,59
1.18.
19,0
19,0
21,0
21,5
21,0
1.19.
100,0
103,0
130,0
90,0
80,0
1.20.
1,75
1,75
2,0
1,25
1,2
1.21.
43
43
43
34
34
1.22.
Продолжение табл.
№
Тип и проект судна, вариант
23
24
25
26
27
28
Овощевоз
Финский 1000/800
Онего
Нефтерудовоз
Волго-нефть
Волго-нефть
19620
ТУ-3-100А
1553
1577
550А
1.1.
83,0
78,0
72,0
115,3
128,6
128,6
1.2.
12,0
11,0
11,0
13,2
16,5
16,5
1.3.
1,8
2,4
3,5
3,5
3,5
3,5
1.4.
0,933
0,891
0,738
0,893
0,902
0,902
1.5.
0,857
0,824
0,765
0,823
0,845
0,825
1.6.
0,998
0,995
0,992
0,998
0,998
0,998
1.7.
0,975
0,910
0,900
0,905
0,915
0,915
1.8.
620
272
320
560
540
580
1.9.
+2,0
-1,8
-1,5
-5,1
-5,1
-5,1
1.10.
880
588
1370
882
1470
1470
1.11.
2
2
1
2
2
2
1.12.
250
350
350
300
375
375
1.13.
1,7
1,5
1,8
1,7
1,55
1,55
1.14.
1,7
1,43
1,85
1,75
1,5
1,50
1.15.
0,610
0,450
0,720
0,720
0,620
0,620
1.16.
2
2
1
2
2
2
1.17.
*
*
*
*
*
*
1.18.
18,0
19,0
22,0
20,3
20,0
20,0
1.19.
70,0
55,0
94,0
99,0
130,0
115,0
1.20.
1,0
1,0
1,0
1,75
2,0
2,0
1.21.
34
34
34
43
43
43
1.22.
1,028
1,066
Продолжение табл.
№
Тип и проект судна, вариант
29
30
31
32
Волгонефть
Ленанефть
Ленанефть
Волго-Дон
630
621
Р-77
507Б
1.1.
134,1
117,7
105,0
135,0
1.2.
16,5
14,8
14,0
16,5
1.3.
3,5
3,1
2,5
3,5
1.4.
0,914
0,898
0,880
0,935
1.5.
0,843
0,856
0,827
0,851
1.6.
0,999
0,998
0,993
0,996
1.7.
0,920
0,950
0,880
0,905
1.8.
600
368
368
630
1.9.
-4,5
-2,1
-2,1
-5,3
1.10.
1765
970
970
1475
1.11.
2
2
2
2
1.12.
375
330
330
375
1.13.
1,7
1,7
1,7
1,8
1.14.
1,307
1,65
1,65
1,5
1.15.
0,872
0,724
0,724
0,621
1.16.
2
2
2
2
1.17.
*
*
*
*
1.18.
19,0
19,0
19,0
20,0
1.19.
142,0
125,0
85,0
145,0
1.20.
2,25
2,0
1,5
1,75
1.21.
46
46
43
43
1.22.
1,090
Продолжение табл.
№
Тип и проект судна, вариант
33
34
35
36
37
Волго-Дон
Волжский
без приставки
Волжский
с приставкой
Калининград
Шестая
пятилетка
1565
05074
05074
05074-М
21-88
1.1.
135,0
135,0
256,0
100,0
90,0
1.2.
16,5
16,4
16,5
12,2
13,0
1.3.
3,5
3,5
3,5
2,8
2,9
1.4.
0,935
0,935
0,935
0,903
0,902
1.5.
0,841
0,851
0,851
0,818
0,837
1.6.
0,996
0,997
0,997
0,997
0,998
1.7.
0,905
0,910
0,910
0,920
0,900
1.8.
580
800
1200
267
253
1.9.
-5,5
-5,6
-4,8
-1,2
-1,0
1.10.
1322
1765
1765
773
735
1.11.
2
2
2
2
2
1.12.
375
375
375
300
350
1.13.
1,8
1,8
1,8
1,7
1,63
1.14.
1,5
1,5
1,5
1,89
1,47
1.15.
0,621
0,621
0,621
0,551
0,452
1.16.
2
2
2
2
2
1.17.
*
*
*
*
*
1.18.
20,0
20,0
19,0
20,0
19,0
1.19.
145,0
150,0
170,0
98,0
72,0
1.20.
1,75
1,75
1,75
1,75
1,2
1.21.
43
43
43
43
34
1.22.
1,083
1,037
Продолжение табл.
№
Тип и проект судна, вариант
38
39
40
41
42
Окский
Русь
В. Ильич
М.Горький
В.Куйбышев
Р-97Т
302
301
Q-040
92016
1.1.
90,0
124,5
118,0
102,9
126,5
1.2.
15,0
16,0
16,0
12,8
16,0
1.3.
2,3
3,0
2,8
2,2
2,85
1.4.
0,887
0,867
0,862
0,800
0,810
1.5.
0,813
0,675
0,677
0,700
0,700
1.6.
0,995
0,898
0,888
0,965
0,970
1.7.
0,920
0,910
0,900
0,920
0,910
1.8.
265
-
1200
-
1300
1.9.
-2,2
-
+2,0
-
+1,5
1.10.
558
2208
2208
1325
2208
1.11.
2
3
3
2
3
1.12.
300
375
375
375
350
1.13.
1,2
1,8
1,8
1,75
1,9
1.14.
1,05
1,675
1,600
1,280
1,450
1.15.
0,481
0,652
0.673
0,650
0,625
1.16.
2
3
3
2
3
1.17.
*
рули (5)
комплекс Энкеля =2,6
рули (5)
комплекс Энкеля =2,6
рули (2)
рули (3)
1.18.
16,5
25,4
25,4
22,0
26,1
1.19.
64,0
138,0
144,0
69,0
160,4
1.20.
1,0
1,6
1,62
1,25
1,75
1.21.
25
47
47
37
46
1.22.
1,017
1,078
1,034
1,041
Продолжение табл.
№
Тип и проект судна, вариант
43
44
45
46
С. Есенин
Севан
Родина
А.Никитин
Q-065
646
588
26-37
1.1.
83,0
62,0
90,0
90
1.2.
13,0
9,4
12,0
11,65
1.3.
1,65
2,2
2,2
2,2
1.4.
0,805
0,765
0,775
0,780
1.5.
0,670
0,600
0,570
0,560
1.6.
0,980
0,845
0,860
0,866
1.7.
0,920
0,900
0,900
0,910
1.8.
-
-
850
870
1.9.
-
-
+1,9
+1,4
1.10.
658
588
882
1158
1.11.
2
2
3
3
1.12.
420
300
250
570
1.13.
1,25
1,25
1,6
1,68
1.14.
1,125
1,40
2,0
1,73
1.15.
0,625
0,553
0,550
0,499
1.16.
3
2
3
3
1.17.
Рули (3)
Рули (2)
Рули (3)
Рули (3)
1.18.
22,6
22,0
25,0
26,0
1.19.
70,0
44,0
79,0
82,0
1.20.
1,46
1,40
1,35
1,35
1.21.
37
34
34
34
1.22.
1,215
Продолжение табл.
№
Тип и проект судна, вариант
47
48
49
Композитор
Глазунов
Дунай
ОТ2400+4 секции
785
305
Н3291+1787У
1.1.
76,0
76,0
275,8
1.2.
9,6
10,5
28,0
1.3.
1,9
1,4
3,5
1.4.
0,810
0,800
0,983
1.5.
0,710
0,740
0,900
1.6.
0,990
0,970
0,997
1.7.
0,920
0,900
0,920
1.8.
620
600
-
1.9.
+1,2
+2,5
-
1.10.
588
588
1766
1.11.
2
2
2
1.12.
275
275
375
1.13.
1,5
1,1
1,85
1.14.
2,2
1,1
1,52
1.15.
0,550
0,650
0,891
1.16.
2
2
2
1.17.
Рули (2)
Рули (2)
Рули (2)
1.18.
20,0
19,0
15,8
1.19.
38,0
40,0
260,0
1.20.
0,6
1,25
1,75
1.21.
34
34
43
1.22.
1,05
Продолжение табл.
№
Тип и проект судна, вариант
50
51
52
53
ОТ2000+
4 секции
ОТ2000 +
2 секции
Дунайский+
2 секции
Дунайский+
2 секции
428+1787
428+1787
749; 112+1787
749; 112+Р-79А
1.1.
237,2
237,2
232,8
135,6
1.2.
28,0
14,0
14,0
28,0
1.3.
3,5
3,5
3,5
3,5
1.4.
0,953
0,953
0,953
0,972
1.5.
0,904
0,904
0,904
0,897
1.6.
0,997
0,997
0,997
0,998
1.7.
0,920
0,920
0,920
0,930
1.8.
-
-
-
-
1.9.
-
-
-
-
1.10.
1470
1470
985
985
1.11.
2
2
2
2
1.12.
375
375
350
350
1.13.
1,71
1,71
1,87
1,87
1.14.
1,64
1,64
1,69
1,69
1.15.
0,840
0,840
0,450
0,579
1.16.
2
2
2
2
1.17.
Насадки (2)
Насадки (2)
Насадки (2)
Насадки (2)
1.18.
14,4
17,5
14,9
14,0
1.19.
170,0
120,0
100,0
120,0
1.20.
1,75
1,75
1,75
1,75
1.21.
43
43
43
43
Продолжение табл.
№
Тип и проект судна, вариант
54
55
56
ОТ-1500+2секции
ОТ-800+1секция
Волгарь+1секция
Р-153+Р-79А
758+81500
Р45Б+1745
1.1.
231,8
120,5
140,0
1.2.
14,0
14,0
14,0
1.3.
3,7
3,5
3,5
1.4.
0,972
0,942
0,943
1.5.
0,897
0,872
0,863
1.6.
0,998
0,995
0,999
1.7.
0,930
0,930
0,925
1.8.
-
-
-
1.9.
-
-
-
1.10.
1102
588
442
1.11.
2
2
2
1.12.
350
275
350
1.13.
2,1
1,66
1,40
1.14.
2,35
1,69
1,34
1.15.
0,480
0,450
0,525
1.16.
2
2
2
1.17.
Насадки (2)
Насадки (2)
Насадки (2)
1.18.
17,5
14,2
14,8
1.19.
130,0
60,0
52,0
1.20.
1,75
1,5
1,5
1.21.
43
34
34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Зависимость коэффициентов упора и момента винта
на швартовых от шагового отношения :
1 – винт в насадке; 2 – винт без насадки
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Варианты задания к лабораторной работе № 10
«Крепление груза при плавании в штормовых условиях»
Место установки: Верхняя палуба
№
варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
, м
4
4
4
5
5
4
6
3
4
5
, м
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
, т
6
6
18
18
16
14
11
21
10
15
, сек
6
7
8
6
7
8
7
7
7
6
, м
2,5
3
2,5
2,5
3
2,5
3
3
3
3,5
, м
0,9
0,8
0,5
1,2
1,0
0,6
0,7
1,0
1,0
1,0
, м
3
3
2
4
4
4
5
4
3
5
, м
4
4
5
4
3
3
3
3
5
3
, м
3
2
3
3
2
2
4
2
3
3
, сек
5
5
5
6
5
5,5
6
5,5
5,5
6
, м
40
20
35
30
15
25
30
20
42
44
, м
2
2
1,5
1,5
2
1,7
1,6
1,5
1,8
1,5
, град
60
50
45
45
30
60
50
35
60
45
30
35
25
30
30
30
30
35
35
30
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
,град
60
50
45
45
30
60
50
35
60
45
№
варианта
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
, м
6
3
4
6
5
3
5
4
6
3
, м
3
3
4
3
4
3
2
2
4
2
, т
18
20
15
25
20
17
18
20
21
15
, сек
6
6
7
7
6
6
6
6
7
8
, м
3
3
4
2,5
3
3
3
3
3
3
, м
0,4
1,1
1,0
0,5
0,6
1,0
1,2
0,8
1,0
1,0
, м
5
3
5
4
3
3
4
5
3
4
, м
3
3
4
3
2
4
3
4
2
3
, м
3
3
3
4
3
2
4
4
3
2
, сек
6
5
5
5
5
6
5
6
5
6
, м
35
30
35
40
43
40
35
35
45
42
, м
1,6
2,0
2,0
2,2
2,4
2,5
3,0
2,0
1,9
2,2
, град
50
45
50
35
40
45
35
40
50
55
35
30
35
30
35
30
30
30
30
30
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
,град
50
45
50
35
40
45
35
40
50
55
Характеристики тросов по ГОСТ 7665-80
ЛК 6 24 7 ОС (шестипрядный, по 24 проволоки в пряди, с 7 органическими сердечниками)
ЛК 6 30 7 ОС (шестипрядный, по 30 проволок в пряди, с 7 органическими сердечниками)