Лабораторная работа №10
«Крепление груза при подготовке к плаванию в штормовых условиях»
Цель: Приобретение опыта расчета крепления палубного груза с учетом штормовых условий плавания в море. Задачи: При выполнении лабораторной работы по данной теме производятся расчеты следующих разделов: 1. Определение сил, действующих на груз при бортовой и вертикальной качке. 2. Определение сил, действующих на груз при килевой и вертикальной качке. 3. Крепление груза: 3.1. Расчет усилий, возникающих в найтовах при бортовой качке; 3.2. Расчет усилий, возникающих в найтовах при килевой качке; 3.3. Расчет крепления грузов.
Условия расчета: На крышки грузовых трюмов судна смешанного плавания (СП) загружен контейнер (груз-тяжеловес), который крепиться найтовыми. Схема размещения груза приведена на рис.10.1 Рис.11.1. Схема размещения груза 1 – найтовы; 2 – крышка грузового трюма; 3 – корпус судна; 4 – фальшборт; 5 – контейнер 1. Определение сил, действующих на груз при бортовой и вертикальной качке
Схема сил, действующих на груз при бортовой и вертикальной качке представлена на рис. 10.2.
Рис.11.2. Схема действующих на груз сил при бортовой и вертикальной качке
где – максимальная суммарная сила, действующая на груз в поперечном направлении, кН; – максимальная поперечная составляющая сил инерции и тяжести, кН; – поперечная составляющая динамического давления ветра, кН; – поперечная составляющая гидродинамических ударов волн, кН; – суммарная составляющая сил инерции и тяжести, действующая по оси при бортовой качке, кН.
При бортовой качке на груз действуют силы инерции и тяжести, максимальную суммарную поперечную составляющую которых по оси можно определить по выражению
где , , – координаты ЦМ (центра масс) груза, относительно ЦМ судна, м; – радиус перемещения орбиты ЦМ судна при вертикальной качке, м. Определяется как: ; – высота волны, м; – масса груза, т; – ускорение свободного падения, ; – угол крена, рад и град.; – период собственных поперечных колебаний судна (период бортовой качки), с.
Это усилие смещает груз и создает опрокидывающий момент. Принимая и округляя значение вводных данных до десятых долей, получим расчетное выражение:
1.2. Суммарная составляющая сил инерции и силы тяжести, действующая по оси , определяется по выражению
Это усилие нагружает палубу и обеспечивает устойчивость груза. Действуя таким же образом, как и в формуле (10.2) при , получим расчетное выражение:
1.3. Динамическое давление ветра на палубный груз можно определить по формуле
где – площадь парусности боковой поверхности груза, .
где – длина груза, м; – высота груза, м. При получим расчетное выражение
1.4. Усилие, вызванное гидродинамическими ударами воды при заливании груза, можно определить по формуле
где – площадь заливания боковой поверхности груза, .
где – высота заливания груза, м; – гидродинамическое давление воды, (снимается с графика рис. 10.3 в зависимости от высоты заливания груза). 1.5. Сила, воздействующая на груз в поперечном направлении
где – максимальная суммарная сила, действующая на груз в поперечном направлении, кН.
Примечание. Уменьшение силы за счет сил плавучести палубного груза здесь не учитывается так же, как и не учитывается ее увеличение за счет натяжения найтовых. При определении площади поверхности груза, подверженного воздействию ветра, следует учитывать наличие несплошных поверхностей, а для цилиндрических поверхностей, расположенных перпендикулярно направлению ветра, необходимо вводить коэффициент обтекания, равный 0,6.
Рис. 10.3. График зависимости гидродинамического давления воды от высоты заливания груза Например: м; кН/м; м; кН/м
2. Определение сил, действующих на груз при килевой и вертикальной качке
Схема сил, действующих на груз при килевой и вертикальной качке показана на рис.10.4.
Рис. 10.4. Схема действующих на груз при килевой и вертикальной качке
где – максимальная продольная составляющая сил тяжести и инерции, кН; – суммарная составляющая сил инерции и тяжести, действующая по оси при килевой качке, кН; – продольная составляющая динамического давления ветра, кН; – продольная составляющая гидродинамических ударов волн, кН; – максимальная суммарная сила, действующая на груз в продольном направлении, кН.
2.1. Максимальную суммарную составляющую сил инерции и тяжести можно определить по выражению
где – угол дифферента, рад и град.; – период собственных продольных колебаний судна (период килевой качки), с. Принимая, получим расчетное уравнение:
2.2. Суммарная составляющая сил инерции и силы тяжести, действующая по оси , определяется по выражению
Исходя из принятого , расчетное уравнение примет вид:
2.3. Динамическое давление ветра на палубный груз можно определить по формуле
где – площадь парусности лобовой поверхности груза, .
где – ширина груза, м; – высота груза, м.
2.4. Усилие, вызванное гидродинамическими ударами воды при заливании груза, определяется по формуле
где – площадь заливания лобовой поверхности груза, .
где – высота заливания палубного груза, м.
2.5. Сила, действующая на груз в продольном направлении
где – максимальная суммарная сила, действующая на груз в продольном направлении, кН.
3. Крепление грузов
3.1. Расчет усилий, возникающих в найтовах при бортовой качке
Рис. 10.5. Схема опрокидывающих моментов
Произведем расчет усилия, возникающего в найтовах под действием опрокидывающих моментов, при этом составим уравнение моментов (см. рис.10.5):
где – усилие в поперечных найтовах, возникающее от действия опрокидывающих моментов, кН; – угол между поперечными найтовами и палубой, град.; – ширина груза, м; – высота груза, м; – расстояние от палубы до точки крепления найтова, м; – высота заливания груза, м.
Рис.6. Схема сдвигающих сил
Расчет усилия, возникающего от смещения груза, определяется из очевидного уравнения:
При этом:
где – коэффициент трения, ед.; – сила реакции опоры, кН.
При расчете усилия в поперечных найтовах, возникающее от сил смещения груза, силу трения не учитываем, так как груз установлен на верхней палубе, а коэффициент трения принимается равным нулю, кН. Тогдаиз уравнения (10.17) получаем выражение
3.2. Расчет усилий, возникающих в найтовах при килевой качке
При килевой качке опрокидывание тяжеловесу не угрожает, поэтому он остается в равновесии, если:
с учетом того, что и . Здесь – угол между продольными найтовами и палубой, град., получим расчетное значение
где – усилие в продольных найтовах, возникающее от действия сил, смещающих груз, кН.
3.3. Расчет крепления грузов
3.3.1. Расчет разрывного усилия и количества поперечных найтовых.
При расчете разрывного усилия в найтовых следует принимать коэффициент запаса не менее 3 при креплении груза на открытой палубе, так как рабочая нагрузка должна составлять 1/3 разрывного усилия в тросе. При этом:
где – разрывная нагрузка на поперечные найтовы, кН; – рабочая нагрузка на поперечные найтовы, равная или , кН. Тяжеловес с одного борта может быть закреплен одним из следующих вариантов: 1. Двумя найтовыми с разрывной нагрузкой около ; 2. Тремя найтовыми с разрывной нагрузкой около ; 3. Четырьмя найтовыми с разрывной нагрузкой около , где – количество поперечных найтовых одного борта.
В зависимости от выбранного варианта и в соответствии с разрывной нагрузкой по ГОСТ (см. Приложение 3) выбираем диаметр стального троса. При этом учитываем, что для крепления тяжеловесов применяются тросы диаметром 18-27 мм.
3.3.2. Расчет разрывного усилия, диаметра и количества продольных найтовых.
где – рабочая нагрузка на продольные найтовы, равная , кН; – разрывная нагрузка на продольные найтовы, кН. Выбираем вариант с разрывной нагрузкой:
где – количество продольных найтовых одного борта.
Затем в зависимости от разрывного усилия, по ГОСТ 7665-80 (см. Приложение 3) выбираем диаметр троса. По результатам расчета делается вывод со схемой о закреплении палубного груза на судне для безопасного плавания в море при штормовой погоде.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |