Расслабление основных групп мышц.
После того как принята основная поза занятия, необходимо закрыть глаза и мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены. Начинать лучше с мышц лица — с освоения так называемой «маски релаксации». В первую очередь расслабляются мышцы лба, все морщины на лбу разглаживаются. Чтобы прочувствовать расслабление этой группы мышц, можно предварительно для контраста напрячь их, на вдохе подняв брови (как это бывает при удивлении) и на выдохе опустив. Затем расслабляются брови (нахмурить брови и тут же их расслабить). Расслабляются веки, глаза плотно закрыты, при этом нужно явно почувствовать вес глазных яблок в глазницах. Расслабляются мышцы щек, должно возникнуть ощущение, что щеки наливаются тяжестью и «отвисают», как у бульдога (недаром иногда «маску релаксации» образно называют «маской бульдога»). Далее расслабляются мышцы языка и жевательная мускулатура. Челюсть держится только на связках, поэтому рот может быть слегка приоткрыт. Если посмотреть на свое лицо «со стороны», на нем должна лежать «печать» глубокого «сладкого» сна. Известно, что между выражением лица и психическим состоянием существует прочная обратная связь и внешнее выражение расслабленности и покоя влечет за собой соответствующие изменения психического состояния. Следующая группа мышц, подлежащая расслаблению, — мышцы затылка, шеи и плеч. Затем безвольно распускаются лопатки, расслабляются мышцы спины и поясницы. Внимание медленно опускается по мышцам ног: расслабляются бедра, «раскрепощаются» коленные суставы, начинает казаться, что ноги в коленях могут поворачиваться в любую сторону, расслабляются мышцы голени, подъема, стопы, возникает ощущение их «обвисания». Завершает «экскурс» по мышцам тела расслабление мышц рук, которые кажутся плетьми, брошенными на колени. Такая процедура снятия мышечных «зажимов» и проверки «готовности» тела к релаксации проделывается обязательно на каждом занятии после принятия позы «кучера на дрожках». С каждым разом она занимает все меньше времени и, сопровождаемая вводной формулой, соединяется с ней в одном общем ощущении расслабленности и покоя. 3. Освоение вводной формулы — «я расслабляюсь и успокаиваюсь». Эта формула является одновременно и завершающей, так как после полного овладения и прочного закрепления всех формул аутогенной тренировки их количество постепенно сокращается до одной, вводной формулы. Она становится основной, единственной и вполне достаточной для того, чтобы очень быстро можно было погрузиться в необходимое для самовнушения состояние релаксации. Используется формула так. При мысленном произнесении местоимения «я» делается короткий, недостаточно глубокий вдох, при этом охватывается ощущениями разом все тело. Одновременно с длинным выдохом облегченно произносится глагол «рас слаб ля-юсь...» Затем на легком вдохе мысленно проговаривается союз «и...», а на замедленном, спокойном выдохе — слово «ус-по-ка-и-ва-юсь». При этом важно мысленно не только проговорить каждое слово, но и прочувствовать ею, связать с образом, вызывающим необходимые ощущения. После трех-четырехразового повторения вводной формулы можно переходить к следующему этапу занятия — выполнению дыхательной и изометрической гимнастики (упражнений на напряжение и расслабление мышц). Заканчивается занятие обычно обсуждением своего впечатления от занятия и анализа сопровождающих его ощущений. Задание на дом: освоение подготовительных упражнений, позы «кучера на дрожках», вводной формулы. Методика проведения последующих занятий психорегулирующей тренировки При решении организационных вопросов необходимо в первую очередь обратить внимание на соблюдение дисциплины и регулярность посещения занятий. Подчеркнуть, что только регулярное посещение занятий и добросовестное выполнение домашних заданий позволят в такой короткий срок образовать необходимые условные связи между основными формулами аутогенной тренировки и теми ощущениями, которые они должны вызывать. Закрепление этих связей требует значительно большего времени и является задачей дальнейших самостоятельных занятий. Во время занятий следует забыть обо всех мыслях и заботах дня, тем более не решать никаких отвлекающих проблем. Нужно научиться отдаляться от одолевающих мыслей, посмотреть на них как бы со стороны. Внутреннему покою не должны мешать ожидание, тревога или необходимость срочного дела. В помещении для занятий каждый должен иметь свое привычное место, поэтому на первом занятии собравшихся студентов просят встать и поменяться местами так, чтобы всем было удобно. Следующий вопрос, требующий обсуждения, — это необходимость заполнения дневников-самоотчетов, которые остаются у преподавателей. В начале занятия студенты записывают в них результаты домашнего задания. Эта процедура дает преподавателю информацию об успешности освоения студентами методов, а также позволяет занимающимся быстрее войти в необходимое состояние и отвлечься от тех забот, которые волновали их еще несколько минут назад. В конце занятия анализируется и заносится в дневник успешность разучивания новой формулы. Дневники позволяют осуществлять индивидуальный подход к каждому занимающемуся в виде ответов на вопросы, советов и рекомендаций, а также оценки успешности каждого занятия, которая также вносится в дневник. Каждое занятие строится следующим образом: 1. Прослушивание успокаивающей программы функциональной музыки. 2. Измерение частоты сердечных сокращений (пальпаторно за 30 секунд). 3. Объяснение новых формул. 4. Принятие позы «кучера на дрожках», снятие мышечного напряжения. 5. Дыхательная гимнастика (успокаивающее дыхание). 6. Вводная формула. 7. Разучивание новых формул релаксации. 8. Выход из состояния релаксации с помощью мобилизационных формул. 9. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). 10. Включение мобилизующей музыкальной программы. 11. Выполнение ряда упражнений изометрической гимнастики (напряжение и расслабление мышц). 12. Обсуждение результатов, запись самоотчета о своих ощущениях в дневниках, прослушивание домашнего задания, регистрация изменения эмоционального состояния.
Занятие второе. Методика и содержание начального этапа психорегулирующей тренировки Основная цель занятия — научиться произвольно вызывать чувства тяжести и тепла в правой руке. После вводной формулы нужно сконцентрировать все внимание на правой руке (напомним, что «левши» — на левой) так, чтобы во всем теле ощущать только ее одну. Удобно представить себе, как это предлагает В. Леви, что все тело погружено в темноту и лишь луч прожектора — «пятно внимания» — выхватывает из темноты правую руку. Во время вдоха следует произнести: «Моя рука...», одновременно «прислушиваясь» к мышцам руки, и на протяжении замедленного выдоха осмыслить по слогам: «рас-слаб-ля-ет-ся...» Расслабление будет тем выраженное, чем ярче сопровождающий его образ — рука, как «кисель», «желе», «плеть» и др. Поэтому на первых занятиях преподаватель сам может наводить занимающихся на необходимый образ с помощью соответствующей формулы: «Моя рука расслабленная и безвольная, как тряпка... Рука...— тряпка...» Следующим этапом является внушение чувства тяжести в правой руке. Хорошо вспомнить и воспроизвести чувство грузной, приятной истомы во всех мышцах, возникающее во время отдыха после интенсивной физической нагрузки. Одновременно, очень медленно, с паузами произносится: «Моя правая рука начинает тяжелеть... тяжелеет .. тяжелая... Моя правая рука тяжелая... очень тяжелая!.. Не-под-виж-на-я...» Долго останавливаться на этой формуле не следует, достаточно добиться легкого ощущения тяжести и неподвижности в кисти руки, скованности возможных ее движений «извне». Можно порекомендовать образ воображаемой тяжелой «железной перчатки», одетой на руку. Основное внимание следует уделить формулам внушения тепла, за которыми следует полное расслабление мышц и расширение сосудов. Большую роль в успешности освоения этих формул должны сыграть подготовительные упражнения, выполняемые дома в течение нескольких дней. Формула произносится следующим образом: «Моя правая рука начинает теплеть... теплеет... теплая... Моя правая рука теплая... очень теплая!.. Го-ря-ча-я!.. Кисть руки излучает тепло!» На занятии преподаватель должен помогать занимающимся создавать необходимые образы с помощью дополнительных формул, количество и содержание которых можно регулировать по своему усмотрению, опираясь па фантазию. Во многом могут помочь и дневники-самоотчеты, в которых сами занимающиеся часто записывают различные удачные образы и приемы формирования психических состояний. Например: «Горячая, пульсирующая кровь прилипает к пальцам» и др. Завершает этап расслабления правой руки формула: «Моя правая рука полностью расслаблена, тяжелая, теплая, неподвижная». Вслед за небольшой паузой, во время которой занимающиеся пытаются усилить возникшие ощущения (1—2 минуты), следуют мобилизующие формулы психорегулирующей тренировки. От данного этапа нужно отказаться, если занятие проводится дома перед сном. В этом случае аутогенное погружение естественно переходит в обычный сон. Мобилизующие формулы направлены на повышение тонуса симпатической нервной системы, активизацию деятельности организма, создание положительных эмоций, проявляющихся в ощущениях прилива сил, уверенности в себе, вдохновения. Одновременно снимается вялость и расслабленность, возникшие в результате релаксации. Повышение тонуса симпатической нервной системы сопровождается такими явлениями, как учащенное сердцебиение, углубленное дыхание, обострение слуха и зрения. Одновременно возникают ощущения озноба, легкой дрожи, похолодение конечностей и тела, появление «гусиной кожи» и т. д. Поэтому слова для самомобилизации должны содержать описание тех симптомов, которые возникают в связи с повышением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы и, если они правильно подобраны, то осуществлять обратную связь, вызывая активацию. Вот как приблизительно выглядит последовательность мобилизующих формул: « Я ощущаю приятную прохладу вокруг себя... Прохладный воздух приятно освежает лицо... Дыхание учащается... С каждым вдохом прохлада вливается в мое тело... Возникает чувство легкого озноба... Из мышц уходит чувство тяжести и расслабленности... В мышцах начинается легкая дрожь... Озноб усиливается... По спине побежали мурашки, как после прохладного душа... Озноб все сильнее... Мышцы собранные, упругие... Я чувствую свежесть и бодрость!.. Я приятно возбужден!.. Я полон энергии!» При использовании мобилизующих формул также необходимо яркое образное представление соответствующих состояний, например, «вышел из бани морозным вечером» или «вышел из воды после купания в ветреный день». И еще важный момент: промысливая и представляя содержание мобилизующих формул самовнушения, можно и нужно подключать соответствующие физические компоненты. Например, если при формуле: «мышцы собранные, упругие» — невольно возникает напряжение мышц тела или сжимаются кулаки, то это вполне естественная реакция. В конце мобилизующей части тренировки занимающиеся открывают глаза и, взяв руки в замок, энергично, «с хрустом» потягиваются. В этот момент, вначале тихо, включается мобилизующая музыка, громкость которой постепенно усиливается. После измерения пульса все переходят к выполнению упражнений изометрической гимнастики под руководством преподавателя. Заданием на дом является освоение формул релаксации для правой руки. Занятие третье. Релаксация обеих рук Основная цель занятия — обучение произвольной релаксации обеих рук. После того как достигнуто чувство тяжести и тепла в правой руке, «круг внимания» медленно переводится на левую руку. Формулы релаксации произносятся в той же последовательности, что и для правой руки. Затем «круг внимания» расширяется и захватывает обе руки. Заключительная формула релаксации выглядит так: «Мои руки полностью расслаблены, тяжелые, теплые, неподвижные». Субъективно можно различить три фазы аутогенного погружения. Во время первой ощущается тяжесть в расслабляемых мышцах; во второй — чувство телесной легкости, «невесомости». Для третьей характерны нарушение схемы тела, ощущение «деформации» и полного исчезновения его частей. Вот характерная запись в дневнике студентки С-ой: «Явно ощутила тяжесть и тепло в обеих руках, кончики пальцев покалывало и толчками охватывало жаром. Затем стало казаться, что руки распухли и «всплыли» над коленями, пришлось открыть глаза и убедиться, что они на месте». При освоении релаксации новых групп мышц необходимо добиваться последовательного перехода во все более глубокие фазы аутогенного погружения, не останавливаясь на возникновении ошущения тяжести и тепла. Достигается оно не сразу, но регулярные занятия дома позволяют многим уже к четвертому — пятому занятию погружаться во вторую и даже третью его фазу. Некоторые же, несмотря на регулярность занятий, начинают испытывать ощущения глубокого аутогенного погружения значительно позже. Задание на дом состоит в освоении релаксации обеих рук.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |