Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первый этап подготовки



2019-08-13 197 Обсуждений (0)
Первый этап подготовки 0.00 из 5.00 0 оценок




ЧАСТЬ II

МЕТОДИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ

Прежде чем перейти к описанию методик специальной подготовки собак по категориям их служебного применения (предназначения), следует еще раз обратиться к научно-теоретическим основам дрессировки.

Накопленный опыт подготовки собак служебных пород свидетельствует о том, что курс общей дрессировки прочно базируется на теории отражения и учении академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Общая дрессировка одинакова для всех видов служб и имеет целью выработать навыки, дисциплинирующие собаку, делающие ее послушной и управляемой при повседневном обращении с ней и податливой при последующей специальной подготовке. Большинство общедисциплинарных приемов служит базой для выработки специальных навыков при подготовке собак по категориям их служебного предназначения.

Основной же задачей курсов специальной дрессировки является формирование у собак умений и навыков, необходимых для их практического использования в конкретном виде службы (охрана субъекта и объектов; поиск источника и носителя запаховой информации; одорологическая выборка; обнаружение наркотиков, взрывчатых веществ, инженерных боеприпасов и др.).

При внимательном и беспристрастном рассмотрении курсов специальной дрессировки собак и научно-теоретических основ, на которых они базируются, можно видеть, что таковых в специальной литературе по служебной кинологии не описано, в то же время многие сложные умения и навыки у животных нельзя сформировать только на основе классического условного рефлекса по И. П. Павлову.

Именно поэтому в первой части учебника (глава 3, 4) нами сделана попытка описания этологических и психофизиологических основ дрессировки собак с надеждой, что программы специальных курсов подготовки и методологические подходы в обучении животных будут строиться с учетом всех компонентов поведения (врожденное; приобретенное, т. е. собственно обучение и разумное поведение). При этом, получая высокие результаты в дрессировке собак и ограничивая страдания животных, кинологи различных направлений и школ могут значительно продвинуть теоретические и практические изыскания в области совершенствования методик специальной подготовки собак.

ГЛАВА 9

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СОБАК К РАБОТЕ ПО ЗАПАХОВОМУ СЛЕДУ ЧЕЛОВЕКА

Общие положения

Подготовка собак к работе по запаховому следу человека — наиболее сложный вид дрессировки животных, требующий от специалиста-кинолога не только глубоких знаний теоретических основ данного процесса, но и достаточно хорошей физической подготовки, особенно кроссовой.

Собаки, специально подобранные для этой цели, должны быть абсолютно здоровыми, с крепкой нервной системой, острым чутьем и способностью к экстраполированию. Лучшими представителями в работе по чутью в целом и по запаховому следу человека в частности являются породы немецкая овчарка и доберман-пинчер.

Подготовка собак к работе по запаховому следу человека основывается на врожденной обонятельно-поисковой реакции животного — важной составной части охотничьего инстинкта, внутренней потребности собаки к ведению борьбы с натуральным раздражителем (жертвой) и жизненной необходимости животного-хищника в постоянной тренировке своего челюстного и мышечного аппаратов. На этих трех составляющих и основывается данная методика.

Чтобы вызвать у собаки проявление обонятельно-поисковой реакции, необходим раздражитель-стимул, например, такой, каким для охотничьей собаки может быть заяц или лиса. Человек по своей природе не является для собаки подобным раздражителем, и прежде всего по двум основным причинам: во-первых, в диких естественных условиях своего обитания собака никогда не охотилась на него, потому что человек для нее — существо более сильное; во-вторых, собака, на протяжении многих тысячелетий живя среди людей, уже адаптировалась к ним.

Что же в таком случае может побудить собаку искать человека по его запаховому следу? Причин здесь может быть две: во-первых, любовь (если собака ищет своего хозяина) и, во-вторых, ненависть (если собака ищет своего врага). Для нас больше подходит вторая.

Этологи утверждают, что всем животным свойственна агрессивность, возникающая независимо от них и имеющая свойство накапливаться. Вызывается она эмоциями неприязни, страха, гнева и ярости. Накопленная агрессия рано или поздно вырывается наружу, даже если никакого раздражителя для нее нет. Однако для кинолога важно управлять данным процессом, имея для этого нужный раздражитель, способный стимулировать собаку к работе по следу человека. Поэтому попытаемся понять, что это за раздражитель и каким требованиям он должен отвечать.

Во-первых, это, конечно, должен быть человек, ибо в процессе дрессировки нам будет необходим его запах.

Во-вторых, этот человек должен иметь одежду, хорошо защищающую его от зубов собаки, с которой ему предстоит вести борьбу.

В-третьих, защитная одежда должна быть приятной для зубов собаки.

В-четвертых, эта защита должна обеспечивать человеку необходимую подвижность для ведения борьбы с собакой и возможность свободного передвижения по местности для прокладки следа.

В-пятых, внешний вид такого человека должен резко отличаться от внешнего вида всех остальных людей, встречающихся собаке в повседневной жизни, и быть неизменным на протяжении всех занятий по дрессировке и тренировке собаки в работе по следу.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всем этим требованиям вполне отвечает фигурант, одетый в дрессировочный костюм или плащ с капюшоном, усиленный дресрукавом (далее — дрессировочный костюм). Однако чтобы стать для собаки условным раздражителем, способным вызвать у нее сильное проявление обонятельно-поисковой реакции, помощнику необходимо добиться от животного проявления активно-оборонительной реакции на его внешний вид.

Активно-оборонительная реакция на фигуранта, одетого в дрессировочный костюм, вырабатывается у собаки целенаправленно в ходе таких занятий, как развитие злобы (в индивидуальном порядке или группе с другими собаками), задержание убегающего и лобовая атака, а также во время кормления животных с инсценировкой попытки забрать у них пищу. Основная цель этих занятий — привить собакам жгучую ненависть к человеку, одетому в дрессировочный костюм. Только достигнув ее, можно приступать к занятиям по следовой работе.

Требования к помощнику, работающему в дрессировочном костюме:

— никогда не надевать и не снимать дрессировочный костюм на виду у собаки;

— всегда появляться перед собакой на непродолжительное время, действовать энергично и неожиданно, обязательно имитировать крики испуга и страха;

— борьбу с собакой вести на равных, но победу всегда уступать;

— будучи «побежденным» никогда не подниматься с земли на виду у собаки;

— никогда не появляться в поле зрения собаки бесцельно.

Процесс подготовки собаки к работе по запаховому следу человека включает в себя пять этапов и состоит из практических занятий на местности продолжительностью 1,5–2 часа каждое. В ходе этих занятий выполняются упражнения, количество и частота повторений которых для каждой собаки определяются индивидуально. При этом к занятиям привлекаются несколько фигурантов, один из которых является основным, а остальные — вспомогательными.

Основной фигурант — это помощник дрессировщика, одетый в дрессировочный костюм и являющийся прокладчиком основного (искомого) следа.

Вспомогательные фигуранты — это помощники дрессировщика, одетые в обычную повседневную одежду и участвующие в прокладке дополнительных (вспомогательных) следов.

На каждое занятие на роль основного фигуранта назначается один помощник без права замены в течение всего занятия. Вспомогательные фигуранты при необходимости могут заменяться. Количество вспомогательных фигурантов, привлекаемых к занятиям, не постоянно, оно определяется содержанием решаемой задачи и колеблется от 1 до 4, На первых двух этапах подготовки вспомогательные фигуранты к занятиям не привлекаются.

В процессе подготовки собаки к работе по следу применяются раздражители:

— условные: основные — команда «след» и жест — выбрасывание правой руки в направлении движения собаки; вспомогательные раздражители — команды: «ищи», «фас», «хорошо», «дай»;

— безусловные: фигурант и его запах, поводок, поглаживание.

 

Для данных занятий лучше всего иметь легкую, хорошо подогнанную под собаку шлейку и 12–15-метровый поводок из тесьмы.

Заниматься с собакой можно начинать с шести-, семимесячного возраста, но при условии, что у нее уже выработан условный рефлекс сильного проявления активно-оборонительной реакции на внешний вид фигуранта, одетого в дрессировочный костюм.

Первый этап подготовки

Задача этапа: Разбудить в собаке врожденную способность преследовать своего врага по невидимому запаховому следу, оставленному на местности.

Упражнение

Учебная обстановка. Незаслеженный, полузакрытый участок местности с минимальным количеством отвлекающих раздражителей. Фигурант в дрессировочном костюме располагается таким образом, чтобы его не было видно (лежит, прикрываясь растительностью) и чтобы недалеко от него (2–3 м) имелось укрытие (высокий куст, элемент сплошного забора и т. п.), способное ограничить обзор животного. Дрессировщик с хорошо выгулянной собакой на длинном поводке находится в 50–60 метрах от затаившегося на земле фигуранта. Лучшее время для занятий — раннее утро.

Практические действия. Дрессировщик, распустив по земле поводок и удерживая на нем собаку в 2–3 метрах впереди себя, начинает движение в сторону затаившегося фигуранта. Как только собака приблизится к нему на 5–6 метров, последний, издав крик испуга, резко вскакивает со своего места и, размахивая руками, демонстрирует стремление убежать от животного, при этом он направляется к укрытию и скрывается за ним. Выйдя из поля зрения собаки, помощник пробегает по дуге 80–100 метров и залегает, маскируясь в растительности и складках местности. Все это время дрессировщик удерживает собаку на поводке. Ее желание преследовать фигуранта он поощряет командами «фас» и «хорошо». Маршрут движения помощника должен быть хорошо известен кинологу. Выждав 20–25 секунд, он подводит собаку к тому месту, где только что лежал фигурант, и, подав команду «след», выпускает из рук поводок. Животное, будучи сильно заинтересованным в данном раздражителе (соответствующая реакция на внешний вид человека в дрессировочном костюме у него предварительно выработана), начинает метаться в его поисках. Запах помощника подсказывает собаке направление движения, пробуждая в животном стремление преследовать его по следу. Дрессировщик в тех местах, где собака правильно принюхивается к запаховому следу, своевременно подает команды: «след!», «хорошо, след!» и неотступно двигается за ней, не трогая волочащийся по земле поводок. Если собака по какой-либо причине не сможет определить направление запахового следа фигуранта, то дрессировщик помогает ей сам, беря за поводок и ведя ее по линии следа. Но практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев такая помощь собаке (специально подобранной для данного вида деятельности) со стороны кинолога не требуется. Как правило, собака безошибочно определяет направление движения фигуранта, хотя отклонения от линии следа на первых занятиях у нее могут быть значительные. Переживать по данному поводу не следует, это нормально. Вспомните себя первый раз на двухколесном велосипеде и поймете, что с животным происходит то же самое.

Помощник, затаившийся на местности, постоянно контролирует ситуацию, внимательно следит за передвижениями собаки и дрессировщика.

Как только собака, идущая по следу, приблизится к нему на 8–10 метров, последний вновь издает крик испуга, резко вскакиваете земли и, размахивая руками, бежит от животного прочь. Собака при виде убегающего фигуранта переходит на зрительное преследование и, догнав беглеца, вступает с ним в борьбу. Настигнутый помощник всячески отбивается от животного, издавая крики страха и боли, но через 20–30 секунд борьбы падает на землю и затихает. В течение всего периода борьбы собаки с фигурантом дрессировщик подбадривает животное восклицаниями «фас!», «хорошо, фас!» и одновременно имитирует нападение на фигуранта. После того, как помощник полностью прекратил кричать и сопротивляться, дрессировщик забирает животное (команда «дай») и уводит его за ближайшее укрытие. Фигурант остается неподвижным до тех пор, пока он не выйдет из поля зрения собаки, после чего поднимается с земли и занимает очередное исходное положение возле ближайшего укрытия для повторения всех своих предыдущих действий в той же последовательности.

Затем дрессировщик вновь выводит животное и, удерживая его на поводке в 2–3 метрах впереди себя, снова повторяет предыдущее упражнение в полном объеме.

В течение одного занятия это упражнение повторяется 6–8 раз. Постепенно длина отрезков запаховых следов увеличивается до 250–300 метров.

Возможно сильное отклонение собаки от линии следа на первом этапе ее дрессировки. Для этого имеются две причины: первая — сильное возбуждение собаки на визуальное восприятие фигуранта, что мешает животному экстраполировать направление распространения запаха последнего, и вторая — недостаточное количество запаховой информации помощника на местности. Однако в последующем, когда собака приобретет некоторый опыт, ее отклонения от линии следа станут незначительными.

На продолжительность и качество процесса дрессировки во многом влияют четкость и грамотность действий фигурантов и особенно — основного.

Важнейшим элементом в его действиях является умение помощника подражать натуральному поведению обреченной жертвы, настигнутой хищником (собакой) в ходе преследования. Сила его сопротивления должна быть соизмерима с силой собаки, а борьба — непродолжительной и всегда проигрышной. Крик страха (испуга) и боли должен звучать у него как можно правдоподобнее, т. к. он вызывает у животного самые активные действия.

И дрессировщик, и фигурант должны хорошо усвоить для себя следующее:

1. Поведение хищника (собаки) всегда адекватно поведению его жертвы.

2. От количества сходства копии (действия фигуранта) с оригиналом (поведение жертвы) во многом зависит и степень самоотдачи собаки в выполняемой ею работе.

Задача этапа считается решенной, если собака, активно принюхиваясь, настойчиво ищет скрывшегося от нее человека, а найдя, с яростью на него набрасывается. При этом она должна хорошо усвоить, что человек, одетый в дресскостюм, — это враг, и найти его можно только по запаху, указанному дрессировщиком, и что хозяину нравится ее агрессивность по отношению к этому их общему врагу.



2019-08-13 197 Обсуждений (0)
Первый этап подготовки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первый этап подготовки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)