Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ



2019-08-13 200 Обсуждений (0)
НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Руководство курсовой работой поручается, как правило, квалифицированным преподавателям соответствующей кафедры.

Научный руководитель ВКР утверждается Советом факультета по представлению кафедры из числа профессоров, доцентов и опытных преподавателей.

Время, определяемое на руководство курсовой работой и ВКР, руководитель использует для:

• разработки заданий с указанием сроков выполнения отдельных этапов работы (под заданием подразумеваются конкретные пункты, ключевые понятия, требующие изучения, по сути - план работы);

• оказания помощи в разработке календарного графика выполнения работы (приложение 1);

• оказания помощи в определении объекта и предмета исследования, цели и задач работы, в составлении библиографии (не в подборе литературы, а в определении направления поиска);

• консультаций, назначаемых по мере необходимости;

• проверки выполненной работы по частям и в целом;

• оказания помощи при подготовке к предзащите (ВКР) и защите (рекомендации по написанию доклада, проработка вопросов, заданных рецензентом);

• написания отзыва на подготовленную к защите ВКР.

В отзыве научного руководителя должно содержаться упорядоченное перечисление профессиональных качеств выпускника, выявленных в ходе его работы над заданием. Руководитель не оценивает содержание работы, он оценивает соответствие выпускника требованиям к его личностным характеристикам типа «самостоятельность», «ответственность», «умение организовывать свой труд» и т.п. [5, п.6.4.].

Характеристика работы дается только в рецензии, где оценивается:

• актуальность избранной темы;

• соответствие содержания работы теме и целевой установке;

• полнота и качество разработки темы;

• умение работать с информационными источниками (анализировать, систематизировать, делать научные и практические выводы);

• логичность, систематичность и грамотность изложения, умение оформлять результаты своей работы;

• практическая (и научная значимость);

• уровень решения проблемы [5, п.6.5.]

Важно помнить, что научный руководитель в отзыве не ставит отметку работе, он лишь должен отметить, заслуживает ли работа положительной оценки или нет. Рецензент же, напротив, обязан оценить работу на конкретную отметку, при этом дается четкое обоснование рекомендуемой оценки.

Если у рецензента возникли вопросы по рецензируемой работе, он может сформулировать их в рецензии и указать, на сколько замечания влияют на общую оценку работы или имеют дискуссионный характер и не меняют положительной оценки.

Методические рекомендации

По выполнению курсовой работы и ВКР

Структура курсовой работы и ВКР

Структура рукописи включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

• титульный лист (приложение 2-3) – 1 стр.;

• оглавление – 1 стр. (приложение 4);

• введение – 1-2 стр. для курсовой работы, 2-3 стр. для ВКР (приложение 5);

• главы основной части и параграфы внутри глав – для курсовой работы 25-35 стр., для ВКР – 45-50 стр.;

• заключение – 2-3 стр.;

• список литературы (оформляется с учетом ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления») (приложения 6,7);

• приложение (при необходимости).

 

Введение

Введение – это «лицо» работы. По грамотности написания введения судят о работе в целом и это отчасти правильно, так как во введении отображен авторский замысел, конкретизируется направление, в русле которого разрабатывалась тема работы.

Во введении курсовой работы формулируется проблема исследования, обосновывается актуальность темы, степень разработанности, место и значение в науке и практике, формулируются цели и задачи, указываются объект, предмет, методы исследования, обосновывается структура работы (например: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 40 источников, и 3 приложений).

Проблема — теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования (что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?). Это противоречие между действительным и желаемым, между потребностями практики и уровнем теоретических разработок.

Вытекающая из противоречий проблема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени (почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?). Именно поэтому определение проблемы является обоснованием актуальности работы.

Заключенное в проблеме противоречие прямо или косвенно должно найти отражение в теме.

Например: противоречие между задачами формирования здорового образа жизни и гиподинамией, перегрузками учебными занятиями является проблемой вытекающей из нее темы «Роль физического воспитания в формировании здорового образа жизни школьников».

Вытекающая из проблем тема должна быть конкретизирована, а не носит необъятный характер. Тема — лаконичная формулировка проблемы исследования (как это назвать?).

Например, написать и защитить ВКР на тему «Физическое воспитание школьников» очень трудно, т.к. возникает множество вопросов: включает ли тема анализ истории физического воспитания? О каком возрасте пойдет речь? Будет рассматриваться воспитание на уроках физической культуры или во внеклассной работе?

Исследовательская работа начинается с выбора о бъектаисследования, под которым понимают некий процесс или некоторое явление, порождающее проблемную ситуацию (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива), на которое обращено внимание исследователя. Объект исследования — область поиска (что рассматривается?).

Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы, например:

· процесс воспитания, образования, развития или формирования личности (или коллектива);

· учебно-воспитательный процесс в средней школе (среднеспециальной, высшей школе);

· учебно-организационный, управленческий процесс;

· гражданское, нравственное и др. воспитание;

· тренировочный процесс и др.

Некорректно называть объектом исследования, начальную школу или спортивные секции (это не объект, а конкретная база или достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой будут изучены в конкретной теме), а также учащихся разных возрастов (человек не может являться объектом изучения, т.к. изучаются качества, свойства, способности, умения, навыки и т.п.).

Предмет исследования — ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта (как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?). Предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию, чем объект, это определенный аспект изучения объекта, который подлежит изучению в данной работе. Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий.

Предметами педагогического исследования могут быть процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений. Например:

· прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса и управления общеобразовательной школой;

· содержание образования;

· формы и методы педагогической деятельности;

· диагностика учебно-воспитательного процесса;

· пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки;

· характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися, тренерами и спортсменами; педагогических взаимоотношений;

· особенности и тенденции развития спортивно-педагогической науки и практики и др.

Ниже приводятся примеры формулирования объекта и предмета исследования.

Тема: «Коммуникативная деятельность учителя физической культуры»; объект исследования — коммуникативная деятельность, предмет исследования — особенности и содержание коммуникативной деятельности учителя физической культуры.

Тема: «Индивидуальный подход как педагогический принцип в процессе физического воспитания»; объект исследования — принцип индивидуального подхода в воспитании, предмет исследования — реализация индивидуального подхода в процессе физического воспитания.

Тема: «Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре»; объект исследования — система физического воспитания студентов, предмет исследования — процесс формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.

Исходя из темы работы, ее объекта и предмета, приступают к определению цели и задач исследования.

Цель — замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования (какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?). Это общий результат поиска, который должен быть достигнут. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.

Например. Тема: «Народные подвижные игры как средство развития интереса к урокам физической культуры». Цель: раскрыть возможности использования народных подвижных игр в развитии интереса учащихся к урокам физической культуры.

Тема: «Индивидуальный подход как педагогический принцип в процессе физического воспитания». Цель: обосновать влияние индивидуального воздействия в процессе физического воспитания на общее развитие учащегося.

Конкретизация общей цели осуществляется через систему задач. Задачиконкретизация цели; определение путей ее достижения (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?). Задача – это этап достижения цели. Задачи должны быть сформулированы четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить…», «Проанализировать…», «Разработать…», «Выявить…», «Установить…», «Обосновать…», «Определить…», «Обобщить…», «Проверить в опытной работе…» и т. п.

Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Их рекомендуется выделить сравнительно немного, не более 5—6 (часто по параграфам исследования). Однако обязательно должны быть выделены три группы задач.

Первая чаще всего связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением и уточнением понятий.

Вторая – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, его функций, форм и т.п.

Третья – с практическим использованием методов, приемов, средств; обоснованием формирования, развития чего-либо.

Ниже приводятся примеры формулирования задач исследования.

Тема: «Педагогические условия преодоления чувства тревожности у школьников на уроках физической культуры». Задачи: 1. Изучить теоретические предпосылки исследования возможностей преодоления тревожности у школьников. 2. Выявить основные причины появления и формы проявления тревожности у школьников. 3. Выделить условия преодоления тревожности у школьников на уроках физической культуры.

Тема: «Народные подвижные игры как средство развития интереса к урокам физической культуры». Задачи: 1. Определить содержание понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе. 2. Проанализировать проблему формирования интереса к физической культуре на современном этапе. 3. Выявить воспитательную сущность игры. 4. Определить воспитательное значение народных подвижных игр. 5. Выделить условия эффективного применения народных подвижных игр в развитии интереса к урокам физической культуры.

Тема: «Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников». Задачи: 1. Провести теоретический анализ состояния коммуникативной деятельности учителя в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в теории и практике образования. 2. Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности коммуникативной деятельности учителя, ее гуманистической направленности. 3. На основе анализа коммуникативной деятельности учителя как условия гуманизации процесса образования разработать и экспериментально проверить программу, методические приемы и методику гуманизации коммуникативной деятельности учителя. 4. Выработать систему (программы, способы, формы) освоения учителем гуманизированной коммуникативной деятельности в процессе образования.

Лестница верно поставленных задач определяет «маршрут» поиска, уточняет, какую последовательность задач нужно выстроить, чтобы решить проблему. Совершенно недопустимо простое перечисление задач или определение цели без их решения в работе.

Пример введения представлен в Приложении 5.

В процессе разработки плана исследовательской работы студент определяет, какие методы исследования необходимы для решения поставленных задач. Методика исследования темы определяется конкретно в каждом отдельном случае, но, как правило, основными методами исследования являются: анализ научно-методической литературы, анализ опыта работы современной школы (с точки зрения поставленной проблемы), педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (дневников домашних заданий и самостоятельной работы, рисунков, планов работы учителей и др.), констатирующий и (если есть такая задача) формирующий этапы эксперимента.

Обоснование структуры работы включает перечисление ее компонентов, например: курсовая работа (выпускная квалификационная работа) состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 40 источников, и 3 приложений.

Во введении ВКР, помимо всех перечисленных элементов, раскрывается также теоретико-методологическая база исследования.

Теоретико-методологическая база включает в себя основные теории, подходы, исходные теоретические положения, на которые опирается автор. Например: деятельностный подход в обучении; концепция личностно-ориентированного воспитания В.А. Петровского; исследования по психологии педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.); взгляды ученых на особенности сфер личности старшего школьника (И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С.Мухина, Д.И. Фельдштейн) и т.п.

Образец введения представлен в приложении 5.

 

Основная часть

Главы основной части делятся на параграфы и содержат последовательное решение поставленных во введении задач. В курсовых работах и ВКР рекомендуется выделять две главы с разбивкой на 2-3 параграфа, представляющие собой классическую структуру педагогического исследования. Считаем, что одна глава более отражает суть реферативной работы, а три главы трудно в полной мере раскрыть в рекомендуемом объеме.

Содержание работы должно:

- полностью раскрывать тему исследования;

- включать анализ, систематизацию научно-методической литературы по теме исследования, определение содержания основных понятий темы;

- включать описание опытной работы (в зависимости от темы и логики исследования);

- содержать обобщения в виде выводов и заключения;

- отражать авторский замысел.

Основные ошибки в процессе написания курсовых работ и ВКР будут рассмотрены в отдельном параграфе.

Выводы по главам исследования. Заключение

Написание выводов по главам является необходимым этапом работы, т.к. это позволяет студенту выделять главное в работе и помогает определить логику заключения.

Выводы – это основное содержание главы, поэтому в них целесообразно перечислять основные понятия исследования, различные классификации (если есть), точки зрения на проблему ученых, педагогов-практиков, результаты опытной работы и т.п.

В заключении приводятся обобщенные итоги теоретической и практической разработки темы, отражается результат решения поставленных во введении задач, формулируются выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы.

Высоким качеством будет отличаться то заключение, в котором будут тем или иным образом отражены все задачи, сформулированные автором во введении.

Выводы и заключение должны:

- быть конкретными;

- отражать решение поставленных задач;

- строго основываться на материале работы, а не представлять собой новые данные.

 

Список литературы

В списке литературы отражается литература, проработанная исследователем по теме исследования. В список включаются источники, на которые есть ссылки в основном тексте, а также источники, которые повлияли на развитие творческой мысли исследователя.

В курсовых и выпускных квалификационных работах используется способ построения библиографических списков по алфавиту фамилий авторов или заглавий (образец списка представлен в приложении 7).

Список оформляется с учетом требований ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» (образцы библиографического описания документов представлены в приложении 6).

Общая схема библиографического описания отдельно изданного документа включает следующие обязательные элементы:

1. Заголовок (фамилия, имя, отчество автора или первого из авторов, если их два, три и более).

2. Заглавие (название книги, указанное на титульном листе).

3. Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).

4. Сведения об ответственности (содержат информацию об авторах, составителях, редакторах, переводчиках и т.п.; об организациях, от имени которых опубликован документ).

5. Сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке и т.п.).

6. Место издания (название города, где издан документ).

7. Издательство или издающая организация.

8. Дата издания.

9. Объем (сведения о количестве страниц, листов).

Источником сведений для библиографического описания является титульный лист или иные части документа, заменяющие его.

Список литературы должен включать не менее 20 источников в курсовой работе, не менее 30 – в ВКР.

Приложение

В приложение выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст (протоколы исследований, конспекты занятий, комплексы упражнений, таблицы, схемы, анкеты, методические рекомендации, дидактические материала, сценарии и т.д.).

Каждое приложение начинается на новой странице, должно иметь надпись «Приложение» с указанием номера приложения по порядку (например, Приложение 1) в верхнем правом углу и заголовок приложения по центру.

 



2019-08-13 200 Обсуждений (0)
НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)