Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Строение и функционирование артикуляционного аппарата.



2019-11-13 271 Обсуждений (0)
Строение и функционирование артикуляционного аппарата. 0.00 из 5.00 0 оценок




ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики и психологии

 

 

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

 

Материалы к курсу

«Логопедические технологии»

 

Учебно-методическое пособие

 

Часть 1

 

Специальность: 031800 – Логопедия

 

Череповец

2004

ВВЕДЕНИЕ

Курсы «Технология обследования произносительной стороны речи», «Технология обследования моторных функций и речи», «Технологии формирования интонационной стороны речи», «Технология формирования темпо-ритмической стороны речи при заикании» является важным звеном в подготовке специалистов специальности 031800 – логопедия.

Цель данных курсов – систематизировать, уточнить и расширить знания студентов в области логопедии, сформировать навыки обследования и формирования произносительной, интонационной, темпо-ритмической сторон речи, моторных функций.

Специфика данных курсов непосредственно связана с содержанием дисциплин «Логопедия», «Психолингвистика», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Логопсихология».

    

 

  

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Целью данного курса является знакомство студентов со средствами, приемами и методами обследования произносительной стороны речи детей. Программа курса разработана на основе комплекта программ по дисциплинам предметного блока специальности 031800 – логопедия, 1997.

В ходе изучения курса студенты знакомятся с основными понятиями, средствами, приемами и методами обследования произносительной стороны речи детей, а также приобретают практические навыки по обследованию.

 

Тематический план

Содержание Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа
Строение и функционирование артикуляционного аппарата. 4    2          4
Обследование произносительной стороны речи детей. 8   8         10     
Логопедическая диагностика. 4    4             4
Итого 16   14         18

Содержание программы

Тема 1. Строение и функционирование артикуляционного аппарата.

Центральный (регулирующий) речевой аппарат и его строение. Основные отделы периферического (исполнительного) речевого аппарата: дыхательный, голосовой, артикуляционный (звукопроизводящий).

Строение и функционирование дыхательного отдела периферического речевого аппарата. Особенности речевого дыхания.

Строение и функционирование голосового отдела периферического речевого аппарата. Механизм голосообразования (фонации). Механизм фальцета. Диапазон голоса. Регистры голоса. Атака звука. Виды атак звука: твердая, мягкая, придыхательная. Мутация голоса. Основные характеристики голоса: сила, высота, тембр.

Строение и функционирование артикуляционного отдела периферического речевого аппарата. Исследование органов речи.

Тема 2.Обследование произносительной стороны речи детей.

Проверка изолированного произношения звуков. Проверка произношения звуков в слогах, словах и предложениях (гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки, глухие и звонкие парные в твердом и мягком звучании, мягкие звуки в сочетании с разными гласными). Характер произнесения изолированных звуков. Характер нарушения произношения. Материал и задания для обследования произносительной стороны речи.

Проверка использования ребенком звуков в речи. Замены, искажения, смешения, пропуски звуков. Обследование произношения слов. Отбор слов для обследования. Материал и задания для обследования произношения слов.

Специальные задания для выявления способности к переключению артикуляционных движений. Проверка умения произносить слоги с множественным стечением согласных.

Обследование умения произносить слова различной слоговой сложности. Материал и задания для обследования умения произносить слова различной слоговой сложности. Характер искажения слов. Выявление негрубых нарушений слоговой структуры слова. Материал и задания для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова.

Группировка выявленных дефектов звуков в соответствии с фонетической классификацией.

Тема 3.Логопедическая диагностика.

Методические рекомендации по логопедической диагностике (Р.И.Лалаева). Логопедическое заключение при обследовании дошкольников. Обследование дошкольников с нормальным интеллектом. Обследование дошкольников с умственной отсталостью. Логопедическое заключение при обследовании школьников. Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР. Обследование школьников с умственной отсталостью. Примерные формулировки логопедического заключения.

Планы семинарских занятий

Занятие 1

Строение и функционирование артикуляционного аппарата.

Вопросы:

1. Центральный (регулирующий) речевой аппарат и его строение.

2. Основные отделы периферического (исполнительного) речевого аппарата: дыхательный, голосовой, артикуляционный (звукопроизводящий).

3. Строение и функционирование дыхательного отдела периферического речевого аппарата. Особенности речевого дыхания.

4. Строение и функционирование голосового отдела периферического речевого аппарата. Механизм голосообразования (фонации).

5. Строение и функционирование артикуляционного отдела периферического речевого аппарата.

6. Исследование органов речи.

Литература:

1. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2001.

2. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. – М., 1989.

3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

 

Занятие 2-5



2019-11-13 271 Обсуждений (0)
Строение и функционирование артикуляционного аппарата. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Строение и функционирование артикуляционного аппарата.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)