Строение и функционирование артикуляционного аппарата.
ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт педагогики и психологии
Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии
Материалы к курсу «Логопедические технологии»
Учебно-методическое пособие
Часть 1
Специальность: 031800 – Логопедия
Череповец 2004 ВВЕДЕНИЕ Курсы «Технология обследования произносительной стороны речи», «Технология обследования моторных функций и речи», «Технологии формирования интонационной стороны речи», «Технология формирования темпо-ритмической стороны речи при заикании» является важным звеном в подготовке специалистов специальности 031800 – логопедия. Цель данных курсов – систематизировать, уточнить и расширить знания студентов в области логопедии, сформировать навыки обследования и формирования произносительной, интонационной, темпо-ритмической сторон речи, моторных функций. Специфика данных курсов непосредственно связана с содержанием дисциплин «Логопедия», «Психолингвистика», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Логопсихология».
ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. Целью данного курса является знакомство студентов со средствами, приемами и методами обследования произносительной стороны речи детей. Программа курса разработана на основе комплекта программ по дисциплинам предметного блока специальности 031800 – логопедия, 1997. В ходе изучения курса студенты знакомятся с основными понятиями, средствами, приемами и методами обследования произносительной стороны речи детей, а также приобретают практические навыки по обследованию.
Тематический план
Содержание программы Тема 1. Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Центральный (регулирующий) речевой аппарат и его строение. Основные отделы периферического (исполнительного) речевого аппарата: дыхательный, голосовой, артикуляционный (звукопроизводящий). Строение и функционирование дыхательного отдела периферического речевого аппарата. Особенности речевого дыхания. Строение и функционирование голосового отдела периферического речевого аппарата. Механизм голосообразования (фонации). Механизм фальцета. Диапазон голоса. Регистры голоса. Атака звука. Виды атак звука: твердая, мягкая, придыхательная. Мутация голоса. Основные характеристики голоса: сила, высота, тембр. Строение и функционирование артикуляционного отдела периферического речевого аппарата. Исследование органов речи. Тема 2.Обследование произносительной стороны речи детей. Проверка изолированного произношения звуков. Проверка произношения звуков в слогах, словах и предложениях (гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки, глухие и звонкие парные в твердом и мягком звучании, мягкие звуки в сочетании с разными гласными). Характер произнесения изолированных звуков. Характер нарушения произношения. Материал и задания для обследования произносительной стороны речи. Проверка использования ребенком звуков в речи. Замены, искажения, смешения, пропуски звуков. Обследование произношения слов. Отбор слов для обследования. Материал и задания для обследования произношения слов. Специальные задания для выявления способности к переключению артикуляционных движений. Проверка умения произносить слоги с множественным стечением согласных. Обследование умения произносить слова различной слоговой сложности. Материал и задания для обследования умения произносить слова различной слоговой сложности. Характер искажения слов. Выявление негрубых нарушений слоговой структуры слова. Материал и задания для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова. Группировка выявленных дефектов звуков в соответствии с фонетической классификацией. Тема 3.Логопедическая диагностика. Методические рекомендации по логопедической диагностике (Р.И.Лалаева). Логопедическое заключение при обследовании дошкольников. Обследование дошкольников с нормальным интеллектом. Обследование дошкольников с умственной отсталостью. Логопедическое заключение при обследовании школьников. Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР. Обследование школьников с умственной отсталостью. Примерные формулировки логопедического заключения. Планы семинарских занятий Занятие 1 Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Вопросы: 1. Центральный (регулирующий) речевой аппарат и его строение. 2. Основные отделы периферического (исполнительного) речевого аппарата: дыхательный, голосовой, артикуляционный (звукопроизводящий). 3. Строение и функционирование дыхательного отдела периферического речевого аппарата. Особенности речевого дыхания. 4. Строение и функционирование голосового отдела периферического речевого аппарата. Механизм голосообразования (фонации). 5. Строение и функционирование артикуляционного отдела периферического речевого аппарата. 6. Исследование органов речи. Литература: 1. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2001. 2. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. – М., 1989. 3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
Занятие 2-5
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |