Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Важнейшие проблемы немецкой классической философии



2019-11-13 5909 Обсуждений (0)
Важнейшие проблемы немецкой классической философии 5.00 из 5.00 7 оценок




Тема. Немецкая классическая философия

 

  1. Важнейшие проблемы немецкой классической философии
  2. Критическая философия И. Канта.
  3. Система абсолютного идеализма Г. В. Ф. Гегеля.
  4. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

 

Важнейшие проблемы немецкой классической философии

Немецкая философия (к. 18 в. - первая половина 19 в.) — уникальное явление мировой философии

• В течение 50-ти лет ей удалось глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии.

· НФ дает миру целую плеяду ярких, самобытных, выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии и оказали существенное влияние не только на европейскую, но и на мировую культуру (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

· Ей удалось совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма.

 

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении.

1) Философия – это строгая, систематическая, автономная наука, характеризующейся высокой степенью абстрагированности. НКФ значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии.

2) Исторический подход: впервые появляется толкование истории как целостного процесса. Человек понимается как культурно-историческое существо, т. е. создающее себя в обществе и истории (Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс).

3) НКФ впервые поставила вопрос о сущности знания: "Что есть знание?". Изучение познания как особой деятельности, подчиняющейся своим собственным законам (И. Кант).

4) Впервые в истории философской мысли создается целостная диалектическая концепция развития, новый по отношению к метафизике метод мышления и познания (Г. В. Ф. Гегель). Все существующее представляется в виде системы на основе идеального первоначала, которое развивается поступательно, согласно диалектическим законам.

5) НКФ формирует целостный взгляд на бытие природы, человека и общества как на единое взаимозависимое целое (синтезируя онтологию, гносеологию, антропологию, социальную философию и др.).

 

Выдающимися представителями немецкой классической философии были

Иммануил Кант (1724 - 1804)считается основоположником немецкой классической философии.

Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно кото­рой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понима­ние природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831).

Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872).

 

NB Необходимо различать представителей НФ (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.) и НКФ (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах).

 

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

• субъективный идеализм (Фихте);

• материализм (Фейербах).

 

2. Критическая философия И. Канта (1724-1804)

 

Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии.

 

Исходным пунктом его воззрений является утверждение о том, что прежде, чем познавать мир, надо выяснить можем ли мы его в принципе познать. Если да, то насколько. Необходимо установить возможности нашего познания, его границы.

Главное познавательное орудие – это разум, стало быть, прежде всего, необходимо выяснить способности и возможности нашего разума.

Всесторонне их исследование Кант назвал критикой, а философия, по его мнению, должна быть не постижением внешнего мира, а критикой разума, т. е. изучением его устройства, специфики и законов.

И. Кант говорил, что к такому выводу его подтолкнуло учение Давида Юма, который «разбудил его от догматического сна».

Вспомним утверждение последнего, что мир скрыт от нас и поэтому знание возможно не о нем, а о своих собственных состояниях (ощущениях, чувствах, мыслях) или что предметом философии может быть доступная нам субъективная реальность, но ни в коем случае – не объективная.

Так же полагал и И. Кант: откуда нам знать каков мир, если мы имеем дело не с ним самим, а с его отражением в нашем сознании, в силу чего последнее и должно стать главным объектом философского внимания.

 

В развитии философских воззрений Канта выделяют два качественно различных периода:

1) «Докритический» (до 1770 г.) философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы (проблемы онтологии: вопросы происхождения и развития Вселенной).

Новаторство И. Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

 

Водоразделом между этими двумя периодами является 1770 г., когда (в возрасте 46-ти лет) И. Кант защищает профессорскую диссертацию «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров», в которой принципиально пересматривает свои позиции по ряду фундаментальных вопросов, и, прежде всего, по вопросу пространства и времени.

С позиций материализма И. Кант переходит на позиции субъективного идеализма. Пространство и время трактуются теперь не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания.

 

2) «Критический» (на первый план выходят проблемы гносеологии: исследование познавательных возможностей человека, границ познания, структуры мышления и этика).

 

Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

«Критика чистого разума» (1781), где излагает свои взгляды на процесс познания и свое отношение к предшествующей философии, (гносеология).

«Критика практического разума» (1788) — этика,

«Критика способности суждения» (1790) — эстетика.

 

Основу этих работ составляет учение о «вещах-в-себе» (ноуменах) и «явлениях» (феноменах).

 

"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. Это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

 

В «Критике чистого разума» (1781) Кант отстаивает идею агностицизма.

Величайшая заслуга Иммануила Канта заключается в том, что он предложил решение парадоксальной задачи теории познания, которая издавна разделяла мыслителей на приверженцев эмпиризма и рационализма.

До И. Канта трудность процесса познания определялась объектом познания, т. е. окружающим миром, который содержит в себе множество неразгаданных тайн. Кант же предположил, что причиной этой трудности является сам человек, а точнее его разум.

Познавательные способности разума ограничены. Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания (антиномии: ограниченность пространства; простое / сложное; свобода / причинность; наличие Бога).

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, — доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

 

И. Кант задается вопросом: «Почему до сих пор философские системы дискутируют между собой, и не было выдвинуто единой, общей концепции?». Согласно Канту, сами философы имели неправильное представление о задачах философии.

До сих пор философы исследовали мир с помощью разума, но не исследовали сам разум, т. е. не исследовали сам инструмент познания. Поэтому всю предыдущую философию И. Кант называет догматикой, слепо верящей в способности разума, хотя эти способности никто не проверял:

«Вся предшествующая философия не была наукой и потому была лишь рассуждением на философские темы».

Предметом философии должно стать не изучение мира и его структуры, а исследование познавательных способностей человека.

 

Кант выделяет два метода познания:

1) догматический (характерный для предшествующей философии) - сводился к выдвижению некоторых положений о мире;

2) критический, который разработал сам Кант и который состоит в исследовании условий возможности познания.

 

Для исследования условий возможности познания Кант вводит следующие различия.

Знание

По природе происхождения

· априорное (внеопытное, доопытное) — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства.

Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое изэтих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

 

· апостериорное (опытное, эмпирическое) — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, поскольку каждое такое утвержде­ние необходимо проверять на практике.

Например, чело­век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

Опытное знание единично, случайно, априорное – всеобще и необходимо.

 

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Эйнштейном теория относительности поставила ее под сомнение.

Знание

По форме

· аналитические (разъясняющие, уточняющие)— суждения, в которых мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нём уже содержится (разъясняющие, уточняющие):

«Любой холостяк не женат»

«Квадрат имеет четыре угла»

 

· синтетические (расширяющие, информативные)— суждения, расширяющие познание. В них не раскрывается содержание подлежащего, а присоединяется нечто новое (расширяющие, информативные):

«Вторая мировая война закончилась в 1945 году»

«2+2=4»

Вводит различие между терминами:

Трансцендентный (абсолютный, ноумен, вещь-в-себе) (лат. transcendere – превосходить, выходить за пределы) – пребывающий за пределами чувственного опыта, нечто недоступное человеческому восприятию.

 

Трансцендентальный (априорный, доопытный, надиндивидуальный) – имманентный человеческому сознанию (присущий изначально); то, что, что не постигается в опыте, что предшествует ему и служит опорой опытному восприятию.

 

Трансцендентальными являются априорные формы познания, которые обуславливают и определяют возможность всякого опыта, они организовывают наше познание.

 

Трансцендентальные формы:

· чувственности: пространство и время

· рассудка: категории (субстанция, количество и качество, причинность, единство, множество, реальность, отрицание, причина и действие, возможность и невозможность и др. (всего их 12))

· разума: идеи (идея Бога, бессмертия души, свобода, необходимость, часть, целое).

Таким образом, трансцендентальное противостоит

1) эмпирическому, апостериорному, которое оно систематизирует,

2) трансцендентному.

 



2019-11-13 5909 Обсуждений (0)
Важнейшие проблемы немецкой классической философии 5.00 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: Важнейшие проблемы немецкой классической философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5909)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)