Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон единства и борьбы противоположностей.



2019-11-13 551 Обсуждений (0)
Закон единства и борьбы противоположностей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это борьба составляющих его противоположностей.

 

В истории не может быть гармонии, она существует как борьба противоречий (плюс и минус, старость и молодость, травоядные-хищники, правое и левое, сухое и мокрое, холодное и горячее).

Атом: в его центре находится положительно заряженное ядро. А вокруг этого ядра – один или несколько отрицательно заряженных электронов.

Химический процесс: противоречивое единство соединения и разъединения атомов.

Всем живым организмам присущи такие противоречивые свойства, как: наследственность и приспособляемость.

В психической деятельности человека мы наблюдаем противоположные процессы, такие как: возбуждение и торможение, концентрация и рассеивание и т. д.

В общественно-экономических формациях существуют противоположные классы: раб и рабовладелец; крепостной крестьянин и феодал; трудящийся и буржуа.

В процессе познания человек использует такие методы как: индукция и дедукция, анализ и синтез и др.

Закон превращения количественных изменений в качественные.

Механизм развития: указывает на то, как происходит развитие: путем перехода от количественных изменений к качественным.

 

Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества.

 

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета.

Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

• резко, одномоментно;

• незаметно, эволюционно.

 

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то

Хорошей иллюстра­цией были древнегреческие апории

"Куча": «При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?»

"Лы­сый": «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?».

То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

Лед-вода-пар.

Развитие человека (рост)

Описывает переход к новому качеству на границе меры. Количественные изменения не видны с первого взгляда, а качество себя обнаруживает. Когда мера нарушена, изменяется качество.

Закон отрицания отрицания.

Направленность движения, результат развития заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым, это возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.

Любое развитие – возврат к предыдущим ступеням, но на новом качественном уровне.

Зерно падает в землю, отрицание – росток (он отрицает зерно), колос отрицает росток.

Весь опыт человека, истории, культуры содержит предыдущие стадии (преемственность).

Смена вкусов в культуре, музыке.

Эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

«Энциклопедия философских наук» (1817)

 

Философская система Гегеля изложена в работе «Энциклопедия философских наук». Она состоит из трех частей: логика, натурфилософия, философия духа.

Согласно Гегелю, философия, как и наука, должна иметь систематическую форму. Системное осмысление действительности означает построение такой философской теории, внутри которой нашел бы объяснение любой факт.

«Очерки философии права»

Вся история есть процесс завоевания человеком все большей свободы.

«Всемирная история есть прогресс в сознании свободы».                             

 

В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая, Индии - деспотизм) не знает свободы, тогда свободен один человек, являющийся деспотом (фараон, китайский им­ператор и т. д.), а все остальные являются его рабами.

Антично-средневековая эра (греко-римская) (рабовладельческая демократия) – период, когда свободной себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и несвободна. И хотя греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые, те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений.

Германская эра (современная Гегелю эпоха – конституционная монархия). Лишь германские народы осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека.

 

Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — проекции Абсолютного Духа. В каждом веке существуют нация или историческая личность, обязанность которой провести мир через определенную стадию развития. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, история закончится и настанет Царство Свободы.

Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпохах свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели.

 

Влияние Гегеля на последующую философию было огромным. Он создал объемную философскую систему, оказавшую влияние на всю последующую науку. Можно с уверенностью сказать, что после Гегеля философия стала совершенно другой, не такой, какой была до него. Он изменил сам способ мыслить. Все последующие открытия мировой мысли происходили в свете Абсолютного идеализма Гегеля.

Влияние Гегеля на последующую философию было огромным; двоякое прочтение Гегеля определяло процессы, происходившие в Европе: все мыслители разделились на младогегельянцев, принявших диалектический метод и желавших реформирования социальной сферы жизни, и старогегельянцев, оправдывавших существующую социальную действительность.

 

Падение гегелевской философии, ее критика открывают собой новый, неклассический период в развитии философии.



2019-11-13 551 Обсуждений (0)
Закон единства и борьбы противоположностей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон единства и борьбы противоположностей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)