Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.



2019-11-13 961 Обсуждений (0)
Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сами категории:

количества — единство, множество, цельность;

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

• отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

• модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

 

Согласно Канту, с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

 

Таким образом, пространство, время и категории существуют в сознании субъекта изначально, т. е. врожденно. Следовательно, знание возникает только из соединения чувственности и рассудка, которые дополняют друг друга.

Сила рассудка – в его синтетической способности, но и она ограничена пределами опыта, за которые рассудок выйти не может.

 

3) Разум (практический разум) – это высшая ступень познавательного процесса, он может создавать идеи, умозаключать.

 

Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Идеи разума выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок. Идеи разума сродни линии горизонта, которая, хотя, и недосягаема, но помогает ориентироваться в пространстве.

 

Таким образом, познавательный процесс происходит следующим образом:

• внешний мир («вещь в себе») осуществляет воздействие на органы чувств человека через ощущения, которые упорядочиваются с помощью априорных форм чувственности (пространства и времени), в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;

• Но эта целостная картина окружающего мира, возникающая вразу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов и категорий.

реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов окружающего мира — "ве­щей в себе", но не их внутреннюю сущность.

 

Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру они не имеют никакого отношения.

Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (т. е. вне формирующей деятельности сознания) — вещи-в-себе и мир как он дан в явлении, т. е. в опыте. «Вещи-в-себе» принципиально непознаваемы, а познание явлений, как бы далеко оно ни продвинулось, нисколько не приближает нас к познанию их сути.

 

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

 

Тем самым Кант совершает в философии «коперниканский переворот», так как впервые в европейской мысли в центр теории познания ставит не объект и его свойства, а субъект и его познавательные возможности, которые подчиняются своим собственным законам.

«Не знания должны сообразоваться с предметами, а предметы должны сообразоваться с нашим познанием, чтобы оно вообще могло состояться».

 

Гарантом объективности человеческого познания является не объективное материальное единство мира, а трансцендентальное единство апперцепции – априорное сознание, которое служит условием единства мира явлений, получающего от этого сознания свои формы и законы.

 

III. Философия в той форме, какой она существовала до Канта, невозможна: она изучала сущность бытия, а она-то как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса. По Канту, «Метафизика является «наукой о границах человеческого разума»».

Философия возможна благодаря способности разума производить идеи (свобода, необходимость, часть, целое, Бог, душа и др.). Эти идеи имманентны разуму, а в реальности им нет соответствия.

Они есть предмет веры. В своих попытках познать сверхчувственную реальность, разум с неизбежностью впадает в противоречия – антиномии (Есть ли Бог или нет? Бессмертна ли душа человека? Есть ли первоначало?)

Существование антиномий – это свидетельство немощности человеческого рассудка, который сформировал науку. Поэтому очевидно, что наука не должна выходить за пределы опыта.

Кант указал, что наука как способ познания имеет начало и пределы.

 

Высшие трансцендентные идеи (о Боге, о мире, о душе), не имеющие отношения к чувственному опыту, закрыты для рассудка, но открыты для веры.

Кант пишет: «Мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере».

 

Предмет философии составляют высшие проблемы культуры, которые он формулирует в виде четырех вопросов:

· Что я могу знать? (гносеология)

· Что я должен делать? (этика)

· На что я могу надеяться? (эстетика)

· Что такое человек? (антропология).

 

Этика

Главные вопросы "Критики практического разума":

Какой должна быть мораль?

• Что есть моральное (нравственное) поведение человека?

 

Главная заслуга этического учения Канта — обоснование идеи самоценности личности, ее права на свободный выбор.

Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были.

Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила).

Основным понятием этического учения Канта является «категорический императив». Императив – приказ разума, навязанный воле.

Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические.

Гипотетический или условный императив гласит «Если вы хотите добиться того-то и того-то…, то вы должны поступать так-то и так-то». Он требует, чтобы наши действия были полезны. Поведение, продиктованное таким приказом, Кант называет легальным. Его существование возможно в силу несовершенства человеческой природы.

 

Категорический императив — требует соблюдения долга.

 

Существует две формулировки категорического императива:

«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом»;

«Относись к человечеству в своем лице всегда только как к цели и никогда — как к средству».

 

В настоящее время категорический импера­тив, сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

• человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

 

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения: Человек как явление и Человек как «вещь-в-себе». Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу.

Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции:

· стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей)

· стремление к добродетели.

 

Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

 

Подлинная свобода — это независимость от условий чувственного «мира явлений». Человеческая воля автономна, так как определяется не внешними влияниями, а собственным выбором, свободно принимаемым человеком. Она должна руководствоваться единым нравственным законом (категорическим императивом).

Моральный закон и принцип удовольствия не согласуются. Человек должен отказаться от иллюзии, что исполнение нравственного долга принесет ему земное чувственное счастье. Долг Кант ставит выше счастья и удовольствия.

Закончить разговор о Канте хочется его бессмертными словами, помещенными в «Заключении» «КПР». «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

 

Эстетика

 

В своей третьей книге критического периода — "Критика спо­собности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:

целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

• целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой и неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

• целесообразности духа (наличие Бога).

Историческое значение философии Канта в том, что он:

— внес огромный вклад в гносеологию, показав, что в процессе познания субъект активен, а не просто пассивно подвергается воздействию внешнего мира на его органы чувств;

— показал границы познавательных способностей человека (антиномии, «вещи в себе»).

— вывел двенадцать категорий – предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

— обосновал достоверность математики и естетственно-научного знания и исключил метафизику из области научного познания;

— впервые вывел религию из морали, а не наоборот.

— сформулировал категорический императив как всеобщий закон поведения.

— обосновал свободу поведения человека.

 

Со времен И. Канта критицизм является обязательным требованием.

 

 


3. Система абсолютного идеализма Г. В. Ф. Гегеля.

(1770 — 1831)

 

Г. В. Ф. Гегель был одним из самых авторитетных философов своего времени. Его философскую систему по размаху и значительности в духовной жизни Нового времени можно сравнить с философией Платона, явившего целую эпоху в культуре Античного мира.

Кроме того, как и Платон, Гегель был представителем объективного идеализма, согласно которому физический мир есть только проявление или инобытие духовной, незримой реальности. Физический мир создан духовной реальностью, а точнее является ее проявлением, реализацией в материальной форме. Эта мысль, несомненно, пантеистическая: то, что мы видим вокруг себя – это совсем не то, что есть на самом деле, но – лишь по-иному явленная нам идеальная, умопостигаемая реальность.  

 

Величие Г. В. Ф. Гегеля в том, что

1) подробно разработал теорию объективного идеализма (выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального ми­ра).

 

2) ввел тему истории: представил весь мир в виде единого, бесконечно развивающегося процесса и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития;

Характеризуя историческое место Г. В. Ф. Гегеля в развитии философии, Ф. Энгельс писал:

«Великая заслуга Г. В. Ф. Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Для нас здесь безразлично, что он не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее».

3) ввел тему развития: диалектика (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и считающая эту противоречивость основным источником всякого движения и развития.

 

К важнейшим философским трудам Г. В. Ф. Гегеля относятся:

• «Феноменология духа» (1807) – первая великая работа, введение в философию Гегеля.

• «Наука логики» (1812, 1813, 1816) (обоснование диалектического метода).

• «Энциклопедия философских наук» (1817) – изложение философской системы. Согласно Гегелю, философия, как и наука, должна иметь систематическую форму, внутри которой нашли бы объяснение любое частное явление или факт.

• «Очерки философии права» (1821), где мировая история рассматривается как процесс самопознания Мировым Духом самого себя.

 «Феноменология духа»

Главная идея онтологии Г. В. Ф. Гегеля – отождест­вление бытия и мышления.

Первопричина всего сущего – Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

« Вседействительно разумно , все разумное – действительно ».

Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания Мирового разума (его различных воплощений). Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве – это природа; во времени — история.

Цель мировой истории – самопознание и достижение свободы.

 

Для самопознания Абсолютному духу необходимо проявление, которое он осуществляет через отчуждение, проходя следующие три ступени:

1) ступень логики,где идея существует до природы и общества (непредметное мышление конструирует само из себя систему логических категорий);

2) ступень природы,где идея объективируется и создает природу – окружаю­щий мир и человека; человек – это завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовной деятельностью;

3) ступень духа – это история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие Абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, которая открывает таинственный источник мирового развития, т. е. Абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается в философии к себе самому. Через человека Мировой дух познает себя.

«Наука логики»

Г. В. Ф. Гегель обосновывает диалектический метод, где ключевым понятием является – противоречие.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — изменение объектов, при котором они переходят на более высокую сту­пень организации.

Развитие понимается как саморазвитие на основе законов диалектики.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и проходит в своей эволюции триадутезис, антитезис, синтез:

Тезис (утверждение)

Антитезис (его отрицание) –

Синтез (отрицание отрицания, снятие противоположностей).

 

«Снятие» означает, что первые две стадии развития преодолены, но одновременно сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве.

 

Законы диалектики отличаются от законов других наук всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода и связи старого и нового.



2019-11-13 961 Обсуждений (0)
Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)