Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Сами категории: • количества — единство, множество, цельность; • качества — реальность, отрицание, ограничение; • отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; • модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.
Согласно Канту, с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.
Таким образом, пространство, время и категории существуют в сознании субъекта изначально, т. е. врожденно. Следовательно, знание возникает только из соединения чувственности и рассудка, которые дополняют друг друга. Сила рассудка – в его синтетической способности, но и она ограничена пределами опыта, за которые рассудок выйти не может.
3) Разум (практический разум) – это высшая ступень познавательного процесса, он может создавать идеи, умозаключать.
Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Идеи разума выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок. Идеи разума сродни линии горизонта, которая, хотя, и недосягаема, но помогает ориентироваться в пространстве.
Таким образом, познавательный процесс происходит следующим образом: • внешний мир («вещь в себе») осуществляет воздействие на органы чувств человека через ощущения, которые упорядочиваются с помощью априорных форм чувственности (пространства и времени), в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира; • Но эта целостная картина окружающего мира, возникающая вразуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов и категорий. • реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом; • человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.
Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру они не имеют никакого отношения. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (т. е. вне формирующей деятельности сознания) — вещи-в-себе и мир как он дан в явлении, т. е. в опыте. «Вещи-в-себе» принципиально непознаваемы, а познание явлений, как бы далеко оно ни продвинулось, нисколько не приближает нас к познанию их сути.
Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: • собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии; • внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
Тем самым Кант совершает в философии «коперниканский переворот», так как впервые в европейской мысли в центр теории познания ставит не объект и его свойства, а субъект и его познавательные возможности, которые подчиняются своим собственным законам. «Не знания должны сообразоваться с предметами, а предметы должны сообразоваться с нашим познанием, чтобы оно вообще могло состояться».
Гарантом объективности человеческого познания является не объективное материальное единство мира, а трансцендентальное единство апперцепции – априорное сознание, которое служит условием единства мира явлений, получающего от этого сознания свои формы и законы.
III. Философия в той форме, какой она существовала до Канта, невозможна: она изучала сущность бытия, а она-то как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса. По Канту, «Метафизика является «наукой о границах человеческого разума»». Философия возможна благодаря способности разума производить идеи (свобода, необходимость, часть, целое, Бог, душа и др.). Эти идеи имманентны разуму, а в реальности им нет соответствия. Они есть предмет веры. В своих попытках познать сверхчувственную реальность, разум с неизбежностью впадает в противоречия – антиномии (Есть ли Бог или нет? Бессмертна ли душа человека? Есть ли первоначало?) Существование антиномий – это свидетельство немощности человеческого рассудка, который сформировал науку. Поэтому очевидно, что наука не должна выходить за пределы опыта. Кант указал, что наука как способ познания имеет начало и пределы.
Высшие трансцендентные идеи (о Боге, о мире, о душе), не имеющие отношения к чувственному опыту, закрыты для рассудка, но открыты для веры. Кант пишет: «Мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере».
Предмет философии составляют высшие проблемы культуры, которые он формулирует в виде четырех вопросов: · Что я могу знать? (гносеология) · Что я должен делать? (этика) · На что я могу надеяться? (эстетика) · Что такое человек? (антропология).
Этика Главные вопросы "Критики практического разума": • Какой должна быть мораль? • Что есть моральное (нравственное) поведение человека?
Главная заслуга этического учения Канта — обоснование идеи самоценности личности, ее права на свободный выбор. Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Основным понятием этического учения Канта является «категорический императив». Императив – приказ разума, навязанный воле. Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Гипотетический или условный императив гласит «Если вы хотите добиться того-то и того-то…, то вы должны поступать так-то и так-то». Он требует, чтобы наши действия были полезны. Поведение, продиктованное таким приказом, Кант называет легальным. Его существование возможно в силу несовершенства человеческой природы.
Категорический императив — требует соблюдения долга.
Существует две формулировки категорического императива: «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом»; «Относись к человечеству в своем лице всегда только как к цели и никогда — как к средству».
В настоящее время категорический императив, сформулированный Кантом, понимается следующим образом: • человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; • человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения: Человек как явление и Человек как «вещь-в-себе». Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: · стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) · стремление к добродетели.
Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».
Подлинная свобода — это независимость от условий чувственного «мира явлений». Человеческая воля автономна, так как определяется не внешними влияниями, а собственным выбором, свободно принимаемым человеком. Она должна руководствоваться единым нравственным законом (категорическим императивом). Моральный закон и принцип удовольствия не согласуются. Человек должен отказаться от иллюзии, что исполнение нравственного долга принесет ему земное чувственное счастье. Долг Кант ставит выше счастья и удовольствия. Закончить разговор о Канте хочется его бессмертными словами, помещенными в «Заключении» «КПР». «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Эстетика
В своей третьей книге критического периода — "Критика способности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: • целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); • целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой и неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); • целесообразности духа (наличие Бога). Историческое значение философии Канта в том, что он: — внес огромный вклад в гносеологию, показав, что в процессе познания субъект активен, а не просто пассивно подвергается воздействию внешнего мира на его органы чувств; — показал границы познавательных способностей человека (антиномии, «вещи в себе»). — вывел двенадцать категорий – предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; — обосновал достоверность математики и естетственно-научного знания и исключил метафизику из области научного познания; — впервые вывел религию из морали, а не наоборот. — сформулировал категорический императив как всеобщий закон поведения. — обосновал свободу поведения человека.
Со времен И. Канта критицизм является обязательным требованием.
3. Система абсолютного идеализма Г. В. Ф. Гегеля. (1770 — 1831)
Г. В. Ф. Гегель был одним из самых авторитетных философов своего времени. Его философскую систему по размаху и значительности в духовной жизни Нового времени можно сравнить с философией Платона, явившего целую эпоху в культуре Античного мира. Кроме того, как и Платон, Гегель был представителем объективного идеализма, согласно которому физический мир есть только проявление или инобытие духовной, незримой реальности. Физический мир создан духовной реальностью, а точнее является ее проявлением, реализацией в материальной форме. Эта мысль, несомненно, пантеистическая: то, что мы видим вокруг себя – это совсем не то, что есть на самом деле, но – лишь по-иному явленная нам идеальная, умопостигаемая реальность.
Величие Г. В. Ф. Гегеля в том, что 1) подробно разработал теорию объективного идеализма (выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира).
2) ввел тему истории: представил весь мир в виде единого, бесконечно развивающегося процесса и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития; Характеризуя историческое место Г. В. Ф. Гегеля в развитии философии, Ф. Энгельс писал: «Великая заслуга Г. В. Ф. Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Для нас здесь безразлично, что он не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее». 3) ввел тему развития: диалектика (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и считающая эту противоречивость основным источником всякого движения и развития.
К важнейшим философским трудам Г. В. Ф. Гегеля относятся: • «Феноменология духа» (1807) – первая великая работа, введение в философию Гегеля. • «Наука логики» (1812, 1813, 1816) (обоснование диалектического метода). • «Энциклопедия философских наук» (1817) – изложение философской системы. Согласно Гегелю, философия, как и наука, должна иметь систематическую форму, внутри которой нашли бы объяснение любое частное явление или факт. • «Очерки философии права» (1821), где мировая история рассматривается как процесс самопознания Мировым Духом самого себя. «Феноменология духа» Главная идея онтологии Г. В. Ф. Гегеля – отождествление бытия и мышления. Первопричина всего сущего – Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. « Вседействительно разумно , все разумное – действительно ». Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания Мирового разума (его различных воплощений). Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве – это природа; во времени — история. Цель мировой истории – самопознание и достижение свободы.
Для самопознания Абсолютному духу необходимо проявление, которое он осуществляет через отчуждение, проходя следующие три ступени: 1) ступень логики,где идея существует до природы и общества (непредметное мышление конструирует само из себя систему логических категорий); 2) ступень природы,где идея объективируется и создает природу – окружающий мир и человека; человек – это завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовной деятельностью; 3) ступень духа – это история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие Абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, которая открывает таинственный источник мирового развития, т. е. Абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается в философии к себе самому. Через человека Мировой дух познает себя. «Наука логики» Г. В. Ф. Гегель обосновывает диалектический метод, где ключевым понятием является – противоречие. Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — изменение объектов, при котором они переходят на более высокую ступень организации. Развитие понимается как саморазвитие на основе законов диалектики. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и проходит в своей эволюции триаду – тезис, антитезис, синтез: Тезис (утверждение) Антитезис (его отрицание) – Синтез (отрицание отрицания, снятие противоположностей).
«Снятие» означает, что первые две стадии развития преодолены, но одновременно сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве.
Законы диалектики отличаются от законов других наук всеобщностью и универсальностью, поскольку они: • охватывают все сферы окружающей действительности; • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода и связи старого и нового.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |