Трансфер технологий на этапах инновационного процесса
Содержательное и экономическое значение этапов трансфера технологий · Трансфер технологий на этапах инновационного процесса · Формы коммерциализации научных результатов и разработок · Препятствия в коммуникации участников процесса трансфера · Маркетинг в процессе трансфера технологий - Идентификация стадии развития технологии и выбор стратегии ее коммерциализации - Определение стоимости технологии – валоризация - Особенности маркетинга при продвижении технологий Трансфер технологий на этапах инновационного процесса Технология — совокупность приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения, а также последовательность стандартных управленческих мероприятий. Технология – не обязательно является чем-то овеществленным, но обязательно представляет собой информацию, предназначенную для использования и достижения какой-либо цели, или же знания о том, как сделать что-либо. Трансфер же представляет собой движение информации с использованием каких-либо информационных каналов от одного его индивидуального или коллективного носителя к другому. Процесс коммерциализации новшества (трансфера технологий) – процесс выведения новшества на рынок, передачи «информации, предназначенной для использования и достижения какой-либо цели, или же знания о том, как сделать что-либо» С юридической точки зрения сущность трансфера технологий заключается в возмездной передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, а информация, предназначенная для использования и достижения какой-либо цели, или же знания о том, как сделать что-либо, всего лишь описывает объект коммерческой сделки. ООН определяет участника трансфера технологий следующим образом: Таким образом, участники процесса трансфера технологий не ограничиваются сторонами, продающими и покупающими технологию. В процессе трансфера технологий, кроме владельца/продавца технологии и покупателя технологий, принимают участие организации инфраструктуры трансфера технологий. Основные группы организаций, оказывающих поддержку процессам трансфера технологий,: · Государственные структуры поддержки ТТ. · Профессиональные ассоциации. · Сети трансфера технологий. · Офисы трансфера технологий или центры трансфера технологий высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. · Инновационные центры. · Бизнес-инкубаторы. · Коучинг-центры по венчурному предпринимательству. · Венчурные фонды. · Бизнес-ангелы. · Международные программы. · Консалтинговые компании. · Выставки и ярмарки инновационных технологий и проектов. Вышеперечисленные организации инновационной инфраструктуры являются вспомогательными звеньями, обеспечивающими трансфер наукоемкого продукта в производство, и занимают положение между создателями/владельцами и покупателями технологий. Такое положение дает им возможность играть интерактивную роль, а именно, с одной стороны, представлять новые технологии потенциальным пользователям и, с другой стороны, информировать университеты и научно-исследовательские институты о потребностях и запросах промышленных потребителей технологий. Стратегия деятельности организаций инфраструктуры поддержки ТТ основывается на их способности поддерживать инновационный процесс, ускоряя необходимый обмен технологиями и информацией между различными субъектами научной, научно-производственной и инновационной деятельности. Помимо этого, организации инфраструктуры поддержки трансфера технологий играют важную роль в преодолении естественных разногласий и барьеров, которые всегда будут существовать между исследователями/разработчиками технологий и предпринимателями. Трансфер технологий осуществляется стадийно. Обычно для иллюстрации стадийности используют так называемую «линейную модель инновационного процесса», основанного на продвижении технологии рисунке 1. Модель, безусловно, не отражает всей полноты и сложности процесса, в особенности обратного влияния результатов этапов приближенных к рынку на коррекцию результатов более ранних этапов и необходимости их определенной ревизии. Это может выражаться, например, в необходимости дополнительных научных исследований для ответа на вопросы, возникшие при выполнении опытно-конструкторских работ. Для целей настоящего курса мы воспользуемся лишь обозначением основных стадий продвижения технологий на рынок. Модель достаточно хорошо демонстрирует направленность движения к рынку, а также связывает объемы необходимых инвестиций S с величиной риска R, которая понимается как вероятность неудачи выхода на рынок. Si – необходимые инвестиции для i-той стадии ИП, Ri – стадийные риски. Рисунок 1. – Модель инновационного процесса Каждый последующий этап продвижения к рынку требует значительно больших инвестиций, чем предыдущий – приблизительно на порядок. Так как решения об инвестициях всегда принимают живые люди, они всегда чувствуют свое положение и всегда чувствуют какого объема инвестиции при каких рисках и величине потенциального выигрыша они готовы сделать. Это свойство для каждого проекта описывается формулой Si x Ri = const. Экономический смысл каждого из этапов (рисунок 1) развития и продвижения технологии (который в глазах ученого обычно заслонен содержательной стороной) заключается в понижении рисков неудачи при выходе на рынок. Описание этих рисков содержится в Таблице 1. Таблица 1 – Риски и экономический смысл этапов инновационного процесса
* не выделены – остальные результаты (продукты) этапа Продуктом инновационного процесса являются: · Технология · Товары и/или услуги, основанные на ней. Технологии реализуются на рынке как права на использование объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в технологии. На стадии серийного производства портфель прав интеллектуальной собственности содержит все объекты, созданные на всех предыдущих стадиях и обеспечивает владельцу инновационную монополию. Видно, что содержательное влияние ученого на технологию, фактически, ограничивается выполнением НИР и ОКР. Далее задача продвижения технологии переходит в другие руки (см. столбец «ключевые участники»). Таблица 1 делает очевидным, что научно-исследовательские (НИР) и опытно-конструкторские (ОКР) работы занимают особое место в перечне возможных форм трансфера технологий, приведенном ниже в таблице 3. Именно результаты НИОКР оказывают особенно сильное влияние на формирование портфеля прав интеллектуальной собственности, необходимого научной организации для реализации любой из перечисленных форм трансфера технологий. Содержательный смысл каждого из этапов развития и продвижения технологии (рисунок 1) представлен в таблице 2 Таблица 2 – Продвижение технологии на рынок
Необходимое условие продвижения технологии – ее коммерциализуемость на каждом этапе инновационного цикла Итак, мы видим, что при продвижении продукта на рынок от этапа к этапу изменяется: · содержание работ · стоимость работ · количество участников проекта · характер квалификации участников · характер мотивации участников · социально-психологический статус участников Это означает, что при продвижении проект неизбежно переходит «из рук в руки» как по существу работы, так, чаще всего, и в смысле распределения прав. Как теперь понятно, смысл инвестирования в продвижение технологии может заключаться в приобретении прав как на возможные конечные результаты ее продвижения, так и на промежуточные результаты, права на которые также могут быть перепроданы. В частности, в такой промежуточной продаже заключается смысл венчурного бизнеса. Поскольку шансы на успех зависят от стадии продвижения на рынок, то и шансы найти инвестиции, т.е. продать соответствующие права, также зависят от стадии продвижения. На рисунке 2 приведен условный график зависимости вероятности получения инвестиций в зависимости от стадии продвижения. Рисунок 2 – Зависимость вероятности получения инвестиций от стадии инновационного цикла Провал на стадии прототипирования, когда государство и благотворительные фонды уже перестают поддерживать проект из-за приобретения им коммерческой направленности, а бизнес считает риски еще очень большими, принято называть «долиной смерти», в которой действительно гибнет большинство стартовавших проектов. На рисунке 3 приведен условный график движения денежных средств в ходе инновационного цикла. Обычно на стадии опытного производства, когда «долина смерти» преодолена, малое предприятие, реализующее инновационный проект, относительно легко находит инвестиции и вырастает или покупается крупной корпорацией. Рисунок 3 – Движение средств в ходе инновационного цикла
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (807)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |