Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изложение теоретических вопросов



2019-11-13 217 Обсуждений (0)
Изложение теоретических вопросов 0.00 из 5.00 0 оценок




1.ХХ век самый сложный и противоречивый за всю мировую историю. С одной стороны человечество достигло грандиозных успехов в развитии материально-производственной сферы, науки, техники, медицины, комфорта. Высок уровень благосостояния в развитых странах, повысился уровень и качество жизни, продолжительность жизни. Большие успехи имели демократические преобразования общества, заметен прогресс на пути достижения социальной справедливости, создания гражданского общества. С другой стороны в ХХ в. произошло две мировые войны, не прекращаются конфликты на социальной, национальной, религиозной почве, большинство населения земного шара пребывает в бедности, голодает, Появилось оружие массового поражения, экологическая проблема и другие глобальные проблемы. Сформировалось бездуховное общество потребления, начался кризис нравственности и традиционных и духовных ценностей. Отсюда вытекает многообразие философской проблематики.

Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно философское направление, ибо в таком случае теряются достоинства других воззрений. Уже отмечалось, что одни философы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или морально-практическую сторону философии. Уже в этом отчетливо дана разнородность философии.

Особенности философии ХХ в.:

- многообразие и сложность философской проблематики;

- многие философские школы возникли еще в предыдущие эпохи и поэтому имеют в названии приставку «нео», «пост»;

- оформление иррациональных и мистических учений, которые указывают на растерянность человека ХХ в. (экзистенциализм, фрейдизм, теософия);

 - происходит пересмотр рационалистических концепций классической философии (критика разума проявляется во многих направлениях: фрейдизм, прагматизм, экзистенциализм, философская антропология).

ХХ век – эпоха неклассической философии. Этот период дал замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру. Их философские идеи отразили достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия ХХ века – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций.

2. Сциентизм. Сциентизм начал формироваться в конце XIX — начале XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в культуре. Традиция современного сциентизма имеет прочные корни. Уже в утопии Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» можно найти сциентисткие представления. Также сциентисткие взгляды содержатся в таких философских и идеологических учениях как марксизм. В середине ХХ в. на волне успехов НТР Э. Тоффлер, Д. Белл выдвинули идею «общества всеобщего благоденствия».

Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных и точных наук в качестве единственного возможного знания. Философии, как особой форме познания, сциентизм не придает значения.

Ричард Уильямс выделяет четыре характерные черты сциентизма:

1. Отстаивание позиции, согласно которой только научное знание является настоящим знанием, все другие виды знания – это просто мнения или абсурд. Духовность, культура, мораль, вера вторичны и необязательны.

2. Отстаивание позиции, согласно которой методы, на которых основаны естественные науки, могут быть использованы в общественных и гуманитарных науках.

3. Преувеличенная вера в науку как средство получения знаний и решения стоящих перед человечеством проблем (наука решит все проблемы (экономические, демографические, политические, проблемы голода, неравенства, войн, конфликтов различных уровней и т.д.), стоящие перед обществом).

4. Приверженность натуралистической, материалистической, преимущественно механистической метафизике.

По мнению сциентистов общество должно быть организовано рационально, на научном основании. Поскольку чувства и эмоции не рациональны, места в мире людей им не отводится. Управлять обществом должны технократы (люди с техническим образованием и математическим складом ума).

Позитивизм. Позитивизм – философия науки. Как самостоятельное течение позитивизм сформировался в 30-е годы XIXв. и развился в ХХ в.

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении науки и философии. Главная цель и назначение философии – разработка методов научного знания. Основные тезисы позитивизма: 1) Все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук. Наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.
2) Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должного. Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки. Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал. Философия, как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование, поскольку не обладает фактами и не способна на эксперимент. Позитивизм стал философской системой, отрицающей философию.

Представители позитивизма: О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль. Позитивизм положил начало науке социологии, поскольку позитивисты стояли на позиции измеряемости всех процессов и явлений в мире и обществе.

Экзистенциализм. Современная философия – это прежде всего реакция на филocoфию Новейшего времени с ее культом рациональности и человека-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то в появившихся новациях человек стал пониматься не столько как рациональное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чувствующего существа. Новатором в этом отношении был датчанин С. Кьеркегор. Он писал об экзистенции (существовании) человека, о связанных с этим переживаниях.

В то же время новейшая философия не хотела что-либо противопоставлять человеку – ни природу, ни Бога. Отсюда происходит на первый взгляд парадоксальное суждение, что человеку предшествует принцип ничто, принцип свободы. Так считали наш Н.А. Бердяев и французы Ж.-П. Сартр, А. Камю.  Главная книга Сартраназывается «Бытие и ничто». Человек свободен, а потому он сам ответственен за свои действия.

Мало-помалу философы стали отказываться от рамок «ничто человек» и поставили в центр своих изысканий «бытие человека в мире», сокращенно «бытие в мире», где два дефиса призваны отобразить единство человека и мира. Эта позиция единства мира и субъекта разрабатывалась особенно тщательно Карлом Ясперсом и Мартином Хайдеггером.

Ясперс, бывший врач-психиатр, рассматривает существование человека в терминах переживаний (страсть, смерть, вина, со­мнение, отчаяние). Человек подлинен в пограничных, опасных ситуациях, особенно перед страхом смерти. Ясперс – экзистенциалист, т.е. на первом месте у него интерес к переживаниям человеком своего существования в мире.

Хайдеггер уходит дальше Ясперса от психологического понимания бытия человека в мире. Он не желает быть экзистенциалистом, который преувеличивает значение переживаний. Он называет себя фундаментальным онтологом. Онтология – это учение о бытии. Так, Хайдеггер считает, что философия начинается с учения не о познании (как считали гении Нового времени, например Кант), а о бытии человека в мире. А домом этого бытия является язык. Хайдеггер по праву должен быть назван основателем современного экзистенциализма.  

Итак, экзистенциализм – это философия о бытии человека в мире.

Прагматизм. Представителями данного направления были Дж. Дьюи, Ч Пирс, У Джеймс. Философия прагматизма сформировалась в США в XIX в.

Главный тезис прагматизма заключался в обвинении традиционной философии в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Ч. Пирс выдвинул программу «реконструкции философии»; по его мнению, философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, а всеобщим методом разрешения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях в этом непрерывно меняющемся мире.
       Прагматизм, следуя традициям эмпиризма, объявил всю реальность «опытом» человека. Однако этот «опыт» не сводился к чувственным ощущениям и восприятиям. Он понимался как то, что дано переживанием. Таким образом, объективная реальность была представлена прагматизмом как некая данность человеку в чувствах, действиях, замыслах и в конечном счете в его опыте.
Согласно прагматизму опыт никогда не дан человеку изначально, априорно. Он не есть нечто определенное. Прагматизм, восприняв идеи дарвинизма, объявил человеческое сознание и мышление не более чем средством приспособления организма к окружающей среде с целью выживания и оптимизации действий. Задача мышления заключается не в познании окружающей действительности способом ее отражения, а в выборе средств, необходимых для достижения своих целей.
         Высшие абстракции, идеи, философские категории, теории есть лишь инструменты, средства и методы действия. Все их действие целиком сводится к решению жизненно важных практических задач. Согласно этому истина для прагматизма – это не более чем полезность. Такая трактовка истины ориентирует философию прагматизма на такие понятия, как целесообразность, эффективность, практичность. Именно они и являются основными категориями этого философского направления. С такой позиции относится прагматизм и к религии. Религиозная вера, как утверждали представители прагматизма, в той мере заслуживает оправдания, в какой она может быть полезна. И идея Бога может быть признана вполне приемлемой, если она служит удовлетворению каких-либо социальных или личных человеческих чувств и достижению некоторых полезных целей. В конце 1930-х гг. ХХ в. влияние прагматизма стало ослабевать. Во второй половине XX столетия влияние прагматизма усилилось, и он даже может претендовать на то, что является составной частью современного мировоззрения. Установка современного прагматизма: довести любые идеи и концепции (научные, религиозные, философские) до уровня ясных практических выводов и рекомендаций. Изучать, познавать и делать нужно только то, что человеку выгодно. Прагматизм обосновал зарабатывание денег и построение карьеры как единственно правильный (рациональный) образ жизни человека. В результате в западной кульутре произошла прагматизация жизни людей.

 

Вопросы для контроля:

1.    Назовите основные направления современной философии и их представителей.

2.    В чем суть экзистенциализма?

3.    Назовите основные положения позитивизма.

4.    Раскройте суть философии прагматизма.

 



2019-11-13 217 Обсуждений (0)
Изложение теоретических вопросов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изложение теоретических вопросов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)