Изложение теоретических вопросов
1.ХХ век самый сложный и противоречивый за всю мировую историю. С одной стороны человечество достигло грандиозных успехов в развитии материально-производственной сферы, науки, техники, медицины, комфорта. Высок уровень благосостояния в развитых странах, повысился уровень и качество жизни, продолжительность жизни. Большие успехи имели демократические преобразования общества, заметен прогресс на пути достижения социальной справедливости, создания гражданского общества. С другой стороны в ХХ в. произошло две мировые войны, не прекращаются конфликты на социальной, национальной, религиозной почве, большинство населения земного шара пребывает в бедности, голодает, Появилось оружие массового поражения, экологическая проблема и другие глобальные проблемы. Сформировалось бездуховное общество потребления, начался кризис нравственности и традиционных и духовных ценностей. Отсюда вытекает многообразие философской проблематики. Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно философское направление, ибо в таком случае теряются достоинства других воззрений. Уже отмечалось, что одни философы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или морально-практическую сторону философии. Уже в этом отчетливо дана разнородность философии. Особенности философии ХХ в.: - многообразие и сложность философской проблематики; - многие философские школы возникли еще в предыдущие эпохи и поэтому имеют в названии приставку «нео», «пост»; - оформление иррациональных и мистических учений, которые указывают на растерянность человека ХХ в. (экзистенциализм, фрейдизм, теософия); - происходит пересмотр рационалистических концепций классической философии (критика разума проявляется во многих направлениях: фрейдизм, прагматизм, экзистенциализм, философская антропология). ХХ век – эпоха неклассической философии. Этот период дал замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру. Их философские идеи отразили достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия ХХ века – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. 2. Сциентизм. Сциентизм начал формироваться в конце XIX — начале XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в культуре. Традиция современного сциентизма имеет прочные корни. Уже в утопии Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» можно найти сциентисткие представления. Также сциентисткие взгляды содержатся в таких философских и идеологических учениях как марксизм. В середине ХХ в. на волне успехов НТР Э. Тоффлер, Д. Белл выдвинули идею «общества всеобщего благоденствия». Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных и точных наук в качестве единственного возможного знания. Философии, как особой форме познания, сциентизм не придает значения. Ричард Уильямс выделяет четыре характерные черты сциентизма: 1. Отстаивание позиции, согласно которой только научное знание является настоящим знанием, все другие виды знания – это просто мнения или абсурд. Духовность, культура, мораль, вера вторичны и необязательны. 2. Отстаивание позиции, согласно которой методы, на которых основаны естественные науки, могут быть использованы в общественных и гуманитарных науках. 3. Преувеличенная вера в науку как средство получения знаний и решения стоящих перед человечеством проблем (наука решит все проблемы (экономические, демографические, политические, проблемы голода, неравенства, войн, конфликтов различных уровней и т.д.), стоящие перед обществом). 4. Приверженность натуралистической, материалистической, преимущественно механистической метафизике. По мнению сциентистов общество должно быть организовано рационально, на научном основании. Поскольку чувства и эмоции не рациональны, места в мире людей им не отводится. Управлять обществом должны технократы (люди с техническим образованием и математическим складом ума). Позитивизм. Позитивизм – философия науки. Как самостоятельное течение позитивизм сформировался в 30-е годы XIXв. и развился в ХХ в. В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении науки и философии. Главная цель и назначение философии – разработка методов научного знания. Основные тезисы позитивизма: 1) Все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук. Наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами. Представители позитивизма: О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль. Позитивизм положил начало науке социологии, поскольку позитивисты стояли на позиции измеряемости всех процессов и явлений в мире и обществе. Экзистенциализм. Современная философия – это прежде всего реакция на филocoфию Новейшего времени с ее культом рациональности и человека-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то в появившихся новациях человек стал пониматься не столько как рациональное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чувствующего существа. Новатором в этом отношении был датчанин С. Кьеркегор. Он писал об экзистенции (существовании) человека, о связанных с этим переживаниях. В то же время новейшая философия не хотела что-либо противопоставлять человеку – ни природу, ни Бога. Отсюда происходит на первый взгляд парадоксальное суждение, что человеку предшествует принцип ничто, принцип свободы. Так считали наш Н.А. Бердяев и французы Ж.-П. Сартр, А. Камю. Главная книга Сартраназывается «Бытие и ничто». Человек свободен, а потому он сам ответственен за свои действия. Мало-помалу философы стали отказываться от рамок «ничто человек» и поставили в центр своих изысканий «бытие человека в мире», сокращенно «бытие в мире», где два дефиса призваны отобразить единство человека и мира. Эта позиция единства мира и субъекта разрабатывалась особенно тщательно Карлом Ясперсом и Мартином Хайдеггером. Ясперс, бывший врач-психиатр, рассматривает существование человека в терминах переживаний (страсть, смерть, вина, сомнение, отчаяние). Человек подлинен в пограничных, опасных ситуациях, особенно перед страхом смерти. Ясперс – экзистенциалист, т.е. на первом месте у него интерес к переживаниям человеком своего существования в мире. Хайдеггер уходит дальше Ясперса от психологического понимания бытия человека в мире. Он не желает быть экзистенциалистом, который преувеличивает значение переживаний. Он называет себя фундаментальным онтологом. Онтология – это учение о бытии. Так, Хайдеггер считает, что философия начинается с учения не о познании (как считали гении Нового времени, например Кант), а о бытии человека в мире. А домом этого бытия является язык. Хайдеггер по праву должен быть назван основателем современного экзистенциализма. Итак, экзистенциализм – это философия о бытии человека в мире. Прагматизм. Представителями данного направления были Дж. Дьюи, Ч Пирс, У Джеймс. Философия прагматизма сформировалась в США в XIX в. Главный тезис прагматизма заключался в обвинении традиционной философии в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Ч. Пирс выдвинул программу «реконструкции философии»; по его мнению, философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, а всеобщим методом разрешения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях в этом непрерывно меняющемся мире.
Вопросы для контроля: 1. Назовите основные направления современной философии и их представителей. 2. В чем суть экзистенциализма? 3. Назовите основные положения позитивизма. 4. Раскройте суть философии прагматизма.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |