Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Согласный — несогласный



2019-11-13 258 Обсуждений (0)
Согласный — несогласный 0.00 из 5.00 0 оценок




Фонемы, обладающие консонантическим признаком, с акустической точки зрения характеризуются наличием нулей, распространяющихся на весь спектр (ср. § 2. 441).

2. 221. Гласные и согласные. Гласные — это фонемы, обладающие вокалическим признаком и не обладающие признаком консонантности. Для опознавания гласных

существенным является ограниченное число комбинаций в расположении первых трех формант. Информация относительно уровня интенсивности (при прочих равных условиях гласные громче, чем остальные звуки речи), длительности и быстроты возникновения и выключения звука дает дополнительные критерии для распознавания гласных. Согласные — это фонемы, обладающие признаком консонантности и не обладающие вокалическим признаком. Некоторые признаки согласных с наибольшей определенностью проявляются в том влиянии, которое они оказывают на форманты соседних гласных, но даже при отсутствии контакта с гласными все признаки согласных вполне распознаваемы; ср. последнюю фонему в английских словах whisk «метелка», whist «вист», whisp «прядь» или в русских словах лифт /ļ'ift/, финифть /f,in'ifţ/, букв /b'ukf/, хоругвь /xar'ukf,/ (см. рис. 10).

2.222. Плавные. Так называемые плавные, т. е. боковые звуки (типа [1]) и разного рода прерывистые звуки (типа [r]), обладают и вокалическим, и консонантическим признаками: подобно гласным, плавные имеют только гармонический источник колебаний; подобно согласным, они имеют в спектре значимые нули. Формантная структура плавных аналогична в своей основе формантной структуре гласных. Однако расположение первых трех формант у плавных, как правило, отличается от расположения формант у любой из гласных. Начало плавной характеризуется очень резким сдвигом большинства формант вниз; сдвиг обусловлен увеличением длины резонатора по сравнению с длиной резонатора соседних гласных. Общая интенсивность плавных заметно ниже, чем общая интенсивность согласных.

2.223. Глайды. Так называемые глайды (30), т. e. звуки типа английского [h] и гортанного взрыва (glottal, catch), отличаются от гласных тем, что они характеризуются либо негармоническим источником, как в случае [h], либо резким включением источника, как в случае [?]. Они отличаются от согласных тем, что в их спектре отсутствуют значимые нули.

2.224. Образование. При произнесении гласных на средней линии ротовой полости отсутствует какое бы то ни было препятствие, тогда как при произнесении согласных имеется барьер, который представляет либо полную преграду для воздуха, либо создает источник турбулентного шума. Плавные являются сложными образованиями: они имеют большее осевое измерение по длине в направлении воздушного потока и, кроме того, сочетают наличие преграды с открытым проходом воздуха: либо проход открыт и закрыт попеременно, либо центральный путь закрывается, а открывается боковой. Глайды образуются при прохождении потока воздуха через голосовую щель либо в момент ее сужения, либо после резкого ее открытия, которому предшествовало полное закрытие.

2.225. Восприятие. Гласные обладают значительно большей энергией, чем согласные. По данным Сэшия и Бека, средняя энергия английских гласных составляет от 9 до 47 мкватт, тогда как энергия согласных находится в интервале от 0,08 до 2,11 мкватт (4).

2.226. Распространение. Различие между гласными и согласными является универсальным. В некоторых туземных языках Америки и Африки отсутствуют плавные. Во многих языках, например в итальянском и в русском, отсутствуют глайды.

Гласные функционируют в большинстве случаев как слогообразующие, и, наоборот, роль слогообразующих чаще всего выполняют гласные. Большинство гласных фонем встречается исключительно в функции слогообразующих. Другие, будучи по преимуществу слогообразующими, теряют свой слоговой характер в некоторых позициях. Так, английские безударные /i/ и /u/ становятся неслогообразующими, попадая в непосредственное соседство с любой другой гласной (включая ударные /i/ и /u/). Примеры: boy «мальчик», day «день», geese «гуси», yes «да», yield (в фонетической транскрипции [j'i:ld] и в фонематической транскрипции /i'iild/ «давать»), out «вне», soul «душа», shoe «ботинок», well «хорошо», wood «лес» (в фонетической транскрипции [w'ud] и в фонематической транскрипции [u'ud]).

В редких случаях неслогообразующие гласные являются самостоятельными фонемами, которые могут встречаться в тех же позициях, что и соответствующие слогообразующие; например, русское улей /'uļiį/ — ульи /'uļiį/.

Фонемы, не принадлежащие к числу гласных, в большинстве случаев встречаются только в роли неслогообразующих. Некоторые другие (чаще всего плавные или носовые согласные), будучи по преимуществу неслогообразующими, при определенных условиях способны образовывать слог. Например, чешские r и l становятся слогообразующими в такой позиции, когда налицо неслогообразующая слева и нет слогообразующей справа. Ср. такие двусложные слова, как škrtl [∫kr.tl.] «зачеркнул», trval [tr.val] «продолжался» и односложные слова, такие, как rval [rval] «рвал» и zlo [zlo] «зло». Слогообразующие плавные выступают иногда в качестве самостоятельных фонем, которые могут встречаться в той же позиции, что и соответствующие неслогообразующие. Примеры: старочешское двусложное brdu [br.du] «до предела» и односложное brdu [brdu] «я бреду».

Структура слога определяется набором правил, причем некоторые из них являются универсальными. Например, среди известных нам языков мы не знаем языка, в котором слог не начинался бы с согласной или не оканчивался бы на гласную, в то время как имеется достаточно большое число языков, в которых слог не может начинаться с гласной или кончаться на согласную. Таким образом, для последовательности фонем контраст гласной и негласной имеет первостепенное значение, тогда как способность выступать в одной и той же позиции является для этих противопоставленных друг другу элементов более ограниченной; ср. английские wet /u'et/ «мокрый», yet /i'et/ «еще», и vet «ветеран», set «набор», net «сеть» или he /h'ii/ «он» и his /h'iz/ «его», hit /h'it/ «ударил» и т. д.



2019-11-13 258 Обсуждений (0)
Согласный — несогласный 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Согласный — несогласный

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)