Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОЖНО ЛИ ТВОРИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ СЛОВАМИ?



2019-11-13 189 Обсуждений (0)
МОЖНО ЛИ ТВОРИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ СЛОВАМИ? 0.00 из 5.00 0 оценок




Прагматика - отношение пользователя к используемым им знакам

Деятельностный аспект языка подчеркивался американским философом и лингвистом Джоном Сёрлем.

Вопрос: можно ли творить реальность словами? Ответ подсказали высказывания весьма оригинального типа, которые в дальнейшем вошли и в классификацию речевых актов Сёрля под названием перформативов .

Сравните: Я объявляю вам войну и В 1812 году началась война. Если второе предложение соответствует стандартному представлению о высказывании, ‘обозначающем’ или ‘отражающем’ реальность, то первое совпадает с самим действием начала войны, является осуществлением этого действия. Сравните еще: Он хорошо учится и Я обещаю хорошо учиться (= действию обещания), Он был проклят своими потомками и Будь ты проклят (= действию проклятия).

Дальнейшая разработка этой проблемы привела Сёрля к выводу, что не только перформативы не обозначают действительности, но и другие типы речевых актов не соотносятся с действительностью напрямую. Понятие значения как прямого отражения действительности сменилось понятием интенциональности, интенции, намерения, подразумевания говорящим, направленности его речедействия на предмет. Любое действие человека (в том числе и речевой акт) берет начало в его сознании, в его намерениях, желаниях, полаганиях и т.п.

Речевой акт заключается в произнесении говорящим высказывания, адресованного слушающему в определенной обстановке и с конкретной целью (сравните с формулой Лассвелла : Who says what to whom with what effect). То есть, в результате совершения речевого акта, говорящий влияет на слушающего в плане изменения его мнения, ментального или психического состояния, побуждения к действию и т.п. Сам этот посредник между отправителем сообщения и его целью,

 

СЛАЙД 12

 

речевой акт, распадается на три-четыре составляющие:

•   акт произнесения (локуция),

•   акт указания и предикации (пропозиция) Отнесение содержания высказывания к действительности, осуществляемое в предложении. В предикации логический субъект раскрывается логическим предикатом (что-то о чем-то утверждается или отрицается)

•   акт придания высказыванию коммуникативной (иллокутивной) силы: приказание, обещание, утверждение, вопрос и т.п.,

•   далее выделяется перлокуция: эффект, оказываемый на адресата.

 

Хотя в реальном высказывании все эти аспекты слиты воедино, все же их можно выделить в результате анализа и наблюдения: различным иллокутивным актам может соответствовать один и тот же пропозициональный акт

(Он идет в баню. Идет ли он в баню? Шёл бы он в баню!);

различным локутивным актам могут соответствовать один и тот же пропозициональный и иллокутивный акт

(Обещаю хорошо учиться. Даю обещание быть примерным учеником.).

 

СЛАЙД 13

По своей иллокутивной силе выделяются пять категорий иллокутивных актов:

•   ассертивы (утверждать, отрицать, отвечать, возражать и т.п.),

•   директивы (попросить, приказать, скомандовать, умолять, разрешить, пригласить, посоветовать),

•   комиссивы (обещать; давать зарок, обет, клятву, слово; ручаться, принять план действий),

•   экспрессивы (благодарить, поздравлять, извиняться, соболезновать),

•   декларации (давать имя, крестить, объявлять мужем и женой, издавать указ, подавать в отставку).

 

Речевые акты не существуют сами по себе, а соединяются в соседних высказываниях, в тексте. Можно даже говорить о едином текстовом акте, соотнесенным с общей стратегией текста, связанным с доминантной целью, интенцией данного текста. Такую общую или доминантную цель текста иногда называют прагматическим фокусом текстового акта.

Например, рекламный текст (вербальный и невербальный его компоненты) может выполнять различные функции, сочетая в себе ассертивы (информация о продукте, в том числе и изображение), комиссивы (например, гарантии качества или безопасности), экспрессивы (выражение восхищения товаром и его качествами, в том числе и через эстетику изобразительного ряда) и другие речевые акты. При этом прагматическим фокусом рекламы всегда является директив: Пойди и купи!

 

СЛАЙД 14

Текстовая деятельность:

1 . Система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их.

2 . Речевая разновидность коммуникативной деятельности, которая, в свою очередь, может быть и неречевой, невербальной: общение с помощью знаков, цветов, свиста, барабанов и т.п.

3 . Разновидность речевой деятельности, отличающейся конкретностью целей, задач, сферы общения и жанра, ситуативной обусловленностью, личностной ориентацией.

 

СЛАЙД 15

 

В отличие от текстовой деятельности, речевая деятельность характеризуется обобщенностью, типовыми закономерностями, ориентацией на социум.

Общие черты текстовой и речевой деятельности – наличие:

1 ) мотива;

2 ) цели;

3 ) содержания;

4 ) формы выражения.

Текстовая деятельность направлена на обеспечение общения в разных сферах коммуникации, сообщение информации и воздействие на адресата. Единицей текстовой деятельности является текст.

СЛАЙД 16

Текст создается ради того, чтобы объективировать мысль автора, воплотить его творческий замысел, передать знания и представления о человеке и мире, вынести эти представления за пределы авторского сознания и сделать их достоянием других людей. Таким образом, текст не автономен и не самодостаточен - он основной, но не единственный компонент текстовой деятельности.

Важнейшими составляющими ее структуры, помимо текста, являются автор (адресант текста), читатель (адресат), сама отображаемая действительность, знания о которой передаются в тексте, и языковая система, из которой автор выбирает языковые средства, позволяющие ему адекватно воплотить свой творческий замысел. Схематически структуру текстовой деятельности можно изобразить следующим образом:

Значения направленности стрелок в схеме:

1. Автор создает текст, обращенный к читателю (стрелки 1 -> 2 -> 3).

2. Автор отображает (осознанно или подсознательно) факты, события, переживания и т.п. из мира действительности, знания о которых выражаются в тексте, представляя собой индивидуально-авторскую картину мира (1 -> 4 -> 2).

3. Автор обращается к ресурсам языковой системы и отбирает из них те языковые средства, которые передают его творческий замысел (1 -> 5 -> 2).

4. Читатель, испытывая воздействие текста, стремится понять его и проникнуть в творческий замысел автора (3- - -> 2- - -> 1).

5. Читатель стремится представить себе в полной мере авторскую картину мира (3- - -> 2- - -> 4- - -> 1).

6. Сам процесс интерпретации текста читателем связан в то же время с осознанным или неосознанным осмыслением и внешней, словесной, стороны текста - лексической, грамматической и стилистической (3 - - -> 2 - - -> 5 - - -> 1).

СЛАЙД 17

Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.

СЛАЙД 18

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.

Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.

Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.

Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.

Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов отбора языковых единиц.

Креолизованность текста, т.е. исполь зование различных паралингвистических средств (рисунок, фотография, а также шрифт, цвет, графические символы и др.)

Прецедентность текста определяется его семиотической и психологической значимостью "для той или иной группы лиц в пределах определенного исторического хронотопа, социокультурного контекста. Подобные тексты постоянно воспроизводятся, их знание представляется само собой разумеющимся. Это фундамент коллективного дискурса, условие идеологического взаимопонимания и критерий социальной идентификации"

 

СЛАЙД 19



2019-11-13 189 Обсуждений (0)
МОЖНО ЛИ ТВОРИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ СЛОВАМИ? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МОЖНО ЛИ ТВОРИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ СЛОВАМИ?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)