Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этнокультурные особенности дискурса.



2019-11-13 223 Обсуждений (0)
Этнокультурные особенности дискурса. 0.00 из 5.00 0 оценок




При интерпретации дискурса в межкультурной коммуникации необходимо учитывать социально-психологические и национально-культурные условия и обстоятельства общения. Безусловно, при этом следует принять во внимание трактовку М. Халлидеем понятия «регистр», в рамках которого ученый выделяет важнейшие измерения: «поле» (сферу) общения (наука, религия, право), «тональность», стиль дискурса, обусловленные социальной ролью участников общения (например, ученик-учитель, священник — прихожанин, родители-ребенок), а также «модус», канал общения (письменный, устный).

Для построения дискурса в межкультурной коммуникации прежде всего требуется знание языка представителей другой национальной культуры. Согласно О.Корнилову, это знание возможно на двух уровнях: первый уровень — так называемое формальное, внешнее знание, т.е. элементарное знание клишированных форм общения, коммуникативных трафаретов, типовых текстов и диалогов, представленных в многочисленных пособиях по иностранному языку; второй уровень знания языка предполагает знание глубинных причин того или иного высказывания.

Таким образом, важно знать не только что, где сказать, а как сказать и почему т.е. важно знать культуру носителей языка.

 

 

Формы хранения знаний: «фрейм», «сценарий» («скрипт»).

Выделяются две основные структуры когнитивного опыта: архетипическая и понятийная.

Архетипическая структура – форма когнитивного опыта, которая передается субъекту по линии генетического наследования. То есть это такого рода интеллектуальная деятельность, которой человек обладает с момента рождения. Или, другими словами, это активированные с рождения познавательные модели (типа безусловных рефлексов, но более сложно организованные).

Понятийная структура – обеспечивает формирование понятий. Понятие – отражение в сознании людей общих и существенных признаков явлений и свойств. Например, «апельсин» это единичный объект, который относится к понятию «фрукт». Понятийная структура, точно также как и архетипическая, генетически детерминирована, то есть присутствует в мозге каждого человека с рождения. Но понятийная структура не активирована, в отличие от архетипической, с рождения, то есть поначалу принадлежит потенциальному интеллекту (ПИ). Активирует ее, то есть переводит из ПИ в ДВП, интеллектуальная деятельность человека.

В формировании понятийной структуры можно выделить два этапа: подготовительный и завершающий. На подготовительном этапе накапливаются в интеллекте сведения об отдельных, в чем-то схожих, объектах, так как без них интеллекту попросту не из чего формировать понятие. 

Следовательно, на первом, подготовительном этапе в интеллекте возникает представление об отдельных объектах, которое формируется благодаря взаимодействию человека с объектом через органы чувств. Пусть, например, человек берет в руки апельсин

СЛАЙД 24

(рис. 15.9).

Это вызывает в органах чувств чувственные впечатления, или, точнее, образование нервных импульсов (тактильно-осязательных, визуально-пространственных, словесно-речевых, вкусо-обонятельных), которые поступают в соответствующие отделы (компартменты) КВП. Их интеграция в единое впечатление об апельсине как раз и осуществляет в ДВП, в зоне формирования понятийной структуры, в которую «стягиваются», приходящие через КВП разделенными, импульсы от органов чувств. Следовательно, «зону притяжения» чувственных впечатлений можно изобразить в виде круга («ментального колеса»), разделенного на 5 секторов (рис. 15.9): чувственно-сенсорный, визуально-пространственный, словесно-речевой, чувственно-эмоциональный и вкусо-обонятельный. Замечу, что в классификации чувственных восприятий М.А. Холодной, не представлена вкусо-обонятельное ощущение, что я считаю досадным упущением и потому добавил его от себя, тем более, что оно будет в дальнейшем участвовать в примере. Взаимодействие между познавательными моделями вышеуказанных секторов изображено в виде «спиц» ментального колеса (его центральная часть), который называется операционно-логическим компонентом (ОЛ на рис. 15.9).

Если апельсин человек видит впервые, то «ментальное колесо апельсина», интегрирующее чувственные от него впечатления, возникает не на пустом месте, а из неактивного состояния (то есть из ПИ) переводится в активное состояние (в ДВП). Итак, «ментальное колесо апельсина»

СЛАЙД 25

 (рис. 15.10)

содержится в нейронной сети мозга с рождения и лишь активируется при получении человеком чувственных впечатлений от контакта с апельсином.

 Но если человек осведомлен об апельсине, то его вид, запах, вкус и т.п. возбуждают в ДВП ранее активированное ментальное колесо или его части. Аналогично тому, как описано формирование ментального колеса для апельсина, могут формироваться и ментальные колеса, например, для других фруктов: яблок, груш и т.п. Только когда у человека активировалось достаточно большое число моделей единичных сходных объектов в виде ментальных колес, может возникнуть в интеллекте понятийная структура (второй этап)

СЛАЙД 26

 (рис. 15.11).

Понятие потому объединяет объекты в группу, что в его определении перечисляются свойства, которыми обладают все объекты группы.

 

Итак, представление объекта в ДВП, в котором участвуют все органы чувств, метафорически изображено в виде комплекса связанных друг с другом познавательных моделей, составляющих ментальное колесо

(рис. 15.9).

Тогда те познавательные модели объекта, которые включены в определение понятия, будем размещать в центральном круге ментального колеса и назовем его ядром

(рис. 15.10).

 Остальные познавательные модели объекта, отражающие его отличительные от группы свойства, разместим на периферии ментального колеса, то есть вне ядра. Например, через слуховой анализатор относительно апельсина могут быть восприняты слова «апельсин» и «фрукт». Слово «апельсин» отражает его отличительную черту как фрукта, и поэтому соответствующая этому слову познавательная модель расположена на периферии словестно-речевого сектора ментального колеса. Словом «фрукт» называют и яблоко, и грушу и многих других представителей понятия фрукт, а, следовательно, познавательная модель «слово фрукт» должна быть размещена в его ядре и тоже в словестно-речевом секторе. Аналогично и другие признаки апельсина, которые в виде активаторов поступают в ДВП, например, через орган зрения: «оранжевый» цвет – периферия, а «яркий» цвет – ядро визуально пространственного сектора, если мы считаем что всем фруктам свойственная яркая окраска и лишь апельсину – оранжевый цвет (рис. 15.10).

 

 Описанное ментальное колесо объекта является основным строительным элементом понятийной структуры. Понятийную структуру составляет набор объектов (апельсин, яблоко, груша и т.п.), обладающих общими свойствами, которые отражены в понятии (фрукт). Поскольку каждому объекту соответствует ментальное колесо, то объекты, входящие в понятие, естественно изобразить в виде горки таких колес, верхнее из которых представляет понятие (ядро без периферии) (рис. 15.11). Далее объекты, которые имеют наименьшее число отличительных признаков, разместим ближе к вершине горки (понятию). В результате у нас получится усеченный конус ментальных колес, верхним основанием которого является понятие, а на нижнем основании находится ментальное колесо с наибольшим числом отличительных признаков. Стержнем понятийного конуса являются ядра ментальных колес, которые представляют собой проекцию верхнего ментального колеса (определение), на нижележащие ментальные колеса. Итак, метафорически представлена метальная понятийная структура в виде понятийного усеченного конуса (рис. 15.11).

 

СЛАЙД 27

Предстадия понятийного конуса - «незрелый» понятийный конус, ядром ментальных колец которого выступает прототип. Прототип – комбинация наиболее частых, типичных сенсорно-визуальных признаков, хранящихся в памяти и позволяющих принимать решения о степени соответствия определенных признаков объекта тому или иному понятию (Rosch, 1973, 1978). То есть прототип, это типичный объект, который в дальнейшем выступает в качестве основы для образования нового понятия. Например, если спросить, что в большей мере является фруктом - яблоко, апельсин или груша, то большинство жителей средней полосы России ответят, что апельсин. То есть апельсин для них является прототипом.

Поскольку прототип это объект группы, который в наименьшей степени отличается от понятия, характеризующего группу, тогда в сформированном, «зрелом» понятийном конусе его ментальное колесо располагается сразу же под верхним основанием.

 

СЛАЙД 28

Фрейм – 1) в когнитивной психологии понятие, описывающее структурно оформленную единицу какого-либо конкретного знания, картинки, сценария, схемы и т. п., с помощью которой может быть идентифицирована воспринимаемая ситуация; 2) в психосемантике — структурно оформленная единица знаний, организованная вокруг некоторого понятия, и содержащая данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия (например, набор предположений об устройстве формального языка для выражения знаний, в качестве альтернативы для семантических сетей).

ФРЕЙМ - схематизированное представление о стереотипной ситуации, состоящее из обобщенного «каркаса», воспроизводящего устойчивые характеристики ситуации, и «узлов» (слотов), которые могут наполняться новыми данными (Минский, 1978). Когда мы рассматривали такие объекты как фрукты (яблоко, апельсин и т.п.), то их свойства не включали пространственные характеристики. Но есть такие объекты, в представлении которых пространство играет важную роль. Например, понятие «стул» не мыслится без взаиморасположения его частей в пространстве. Следовательно, когда в ментальное колесо объекта включены представления (модели) о его пространственных свойствах, оно является фреймом. При этом ядро – это «каркас», а периферия – «узлы» (слоты). Соответственно, в понятийном конусе, которое состоит из ментальных колес-фреймов, верхнее основание - это каркас фрейма.

 

СЛАЙД 29

Сценарий – когнитивная структура, способствующая воспроизведению временной последовательности событий, ожидаемых личностью. В определенном смысле, фрейм и сценарий принципиально совпадают. В обоих случаях в свойствах объектов учитывается их размерная характеристика: во фрейме пространство, а в сценарии время.

Описанное в учебнике для студентов-медиков типичное течение болезни (ядро), представляет собой такой сценарий. А проявление болезни у конкретного больного – периферия ментального колеса. В понятийном конусе верхнее основание соответствует ядру-сценарию ментальных колес.

 

 



2019-11-13 223 Обсуждений (0)
Этнокультурные особенности дискурса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этнокультурные особенности дискурса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)