Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первичная и вторичная информативность текста. «Эффект смысловых ножниц» (Т.М.Дридзе).



2019-11-13 902 Обсуждений (0)
Первичная и вторичная информативность текста. «Эффект смысловых ножниц» (Т.М.Дридзе). 0.00 из 5.00 0 оценок




В рамках семиосоциопсихологии текст рассматривается как целостная иерархическая содержательно-смысловая структура, объединенная авторской интенцией замыслом). Основная задача метода (в ряде работ Т.М. Дридзе он носит также название информативно-целевой) состоит в том, чтобы оценить конкретный текст с точки зрения его первичной и вторичной информативности. Первичная информативность характеризуется не абсолютным количеством информации в тексте, а лишь той ее частью, которая становится достоянием воспринимающего человека. Первичная информативность описывает потенциальную способность конкретного текста донести замысел, основное коммуникативное намерение автора до потребителя. Интенциональный (мотивационно-целевой) анализ ориентирован на свойство их вторичной информативности. Это свойство допускает многофункциональную интерпретацию содержания текста. Обращаясь к тексту, пользователь далеко не всегда извлекает ту информацию, которая отражает коммуникативное намерение автора, в результате возникают т.н. «смысловые ножницы». На основе семиосоциопсихологического подхода к анализу текстов, в той или иной мере содержащих сведения об избранной для изучения сфере образа жизни, мы можем, с одной стороны, получить целостное представление о содержании и структуре нормативного сознания (перечни действующих общих и конкретных правовых, морально-этических, эстетических и прочих норм и общепринятых ценностей) как одном из условий деятельности социальных субъектов. С другой стороны, могут быть получены сведения о распространенных и рекомендуемых моделях деятельности и взаимодействия: перечни функций и признаков, присущих разным социальным субъектам, общих и частных целей деятельности в целом и по частным действиям, а также самих действий, операций. Информативно-целевой анализ текста направлен на выявление основных характеристик текста:

· точность — способность выразить коммуникативные намерения автора;

· информативность — способность служить источником информации для реципиента.

В рамках такого анализа документов анализируется цепочка: коммуникатор — сообщение — реципиент. Объект исследования — сообщение, которое концентрирует в себе то, что хотел передать коммуникатор и то, что получил реципиент.

Реализация информационно-целевого анализа:

I. Внешний анализ текста — автор, время написания/публикации, географическая принадлежность, источник информации.

II. Анализ макроструктуры текста — выстраивается иерархия смысловых блоков (предикаций).

· Предикация 1 порядка — смысловой блок, содержащий коммуникативные намерения автора.

· Предикация 2 порядка — содержит аргументацию.

· Предикация 3 порядка — связана с иллюстрациями, подкреплением коммуникативного намерения.

· Предикация 4 порядка — второстепенные элементы (описание фона, атмосферы и т. д.).

Основная проблема — выявление коммуникативных намерений автора.

Пример: Предикация 1 порядка: «Голосуйте за кандидата Х» Предикация 2 порядка: «О его честности говорит бескомпромиссная борьба с ворами на его родном заводе». Предикация 3 порядка: «Кандидат Х вышел из простой семьи, поэтому он хорошо знает интересы простого народа, а также честен, смел и не замечен в порочащих связях». Предикация 4 порядка: «В наше нелегкое время непрекращающихся кризисов России нужен президент, который выведет страну из тупика».

III. Определение микроструктуры текста — наборов внутритекстовых связей, образующих логико-фактологические цепочки смысловых слов. Состоит из опорных смысловых узлов (синтаксем), раскрывает логику развертывания смыслового плана текста (синтаксемы состоят из основного и служебного слова). Требования:

· Каждая предыдущая синтаксема должна быть логически связана с последующей.

· Каждое служебное слово должно составлять со смысловым словом полноценный смысловой узел.

· Каждая новая синтаксема выписывается с заглавной буквы, с новой строки, кодируется порядковым номером.


ФИНАЛ

 

1.2. Влияние атрибуции на переработку информации в процессе межкультурной коммуникации

1.2.1. Понятие и сущность атрибуции

Человек воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком и в конечном счете успешность общения с ним. Попытки объяснить причины поведения людей ученые назвали атрибуциями. Атрибуция рассматривается как процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Интерпретация причин поведения человека предпринимается в первую очередь тогда, когда оно не укладывается в те представления и логические объяснения, которыми пользуется в своей жизни объясняющий. Именно в ситуация* межкультурных контактов существование атрибуций прослеживается особенно отчетливо, так как постоянно приходится объяснять «необычное» поведение.

ИГРА



2019-11-13 902 Обсуждений (0)
Первичная и вторичная информативность текста. «Эффект смысловых ножниц» (Т.М.Дридзе). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первичная и вторичная информативность текста. «Эффект смысловых ножниц» (Т.М.Дридзе).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (902)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)